Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 08:43, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является сравнительный анализ двух картин и подтверждение их авторства Леонардо да Винчи.
Искусствоведы десятилетиями спорят об авторстве картины «Мадонна Бенуа» (1478 – 1480, 48х31,5, масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия), (приложение 1).
1.Введение…………………………………………………………………2
2.Глава I Композиция…………………………………………………….5
1.Символизм……………………………………………………6
2.Мадонна………………………………………………………7
3.Младенец……………………………………………………. 8
3.Глава II Техника………………………………………………………. 10
1.Цветовая гамма…………………………………………….. 10
2.Светотень………………………………………………….... 11
4.Заключение……………………………………………………………. 13
5.Приложения………………………………………………………….... 14
6.Список используемой литературы…………………………………... 17
Содержание
Введение
Целью моей курсовой работы является сравнительный анализ двух картин и подтверждение их авторства Леонардо да Винчи.
Искусствоведы десятилетиями спорят об авторстве картины «Мадонна Бенуа» (1478 – 1480, 48х31,5, масло, холст, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия), (приложение 1). Выдержки из «Воспоминаний» Александра Бенуа и книги Абрама Эфроса «Профили» замечательно иллюстрируют всю зыбкость и субъективность процесса атрибуции:
«Внемля настойчивым просьбам брата Леонтия и его жены, - вспоминает он, - мне пришлось задержаться в Берлине. Дело в том, что они поручили мне показать принадлежащую им картину знаменитому Боде".
Он отсутствовал, но в музее оказалось несколько специалистов мировой величины. Их приговор был суров: картина не является произведением Леонардо, скорее, ее написал кто-либо из его соучеников по мастерской Вероккио. Позже и сам Боде подтвердил этот вывод».
«Не успел я согласиться его принять, - рассказывал Александр Бенуа, - как на меня налетел Моллер Вальде собственной персоной с криком: "Теперь я твердо убежден, ваша Мадонна - Леонардо!" Тут же, не присев, не давая мне опомниться, красный от волнения, он стал вытаскивать из огромного, туго набитого портфеля кипу фотографий тех несомненных рисунков Леонардо, которые являлись в его глазах (и на самом деле) подтверждением его уверенности в авторстве великого мастера.
На предложение о продаже шедевра в музеи Берлина Бенуа ответили отказом, передав его в коллекцию Императорского Эрмитажа. Там картина находится и по сей день, известная всему миру под названием "Мадонна Бенуа"».
Картину «Мадонна с гвоздикой» (1478-1480, 62x47,5, дерево, масло, Старая Пинакотека, Мюнхен), (приложение 2) написал Леонардо да Винчи. Авторство подтверждено. Писаный на доске образ мадонны с гвоздикой дошёл до нас в плохом состоянии, и сейчас нельзя увидеть деталей, которыми восхищались современники. Вазари отмечает деталь, поразившую его: «Графин с цветами, наполненный водой. Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалась живее живого». Изображение Мадонны и младенца Иисуса, ясно показывают преданность методам, принятым в мастерской Верроккио. Такие Мадонны, предназначенные для внутреннего использования и частного поклонения, были широко распространены в 15-ом столетии во Флоренции.
«Живопись - это наука и законная дочь природы, потому что она порождена самой природой» Леонардо да Винчи
Вся биография
да Винчи тесно завязана с его
творчеством, события жизни мастера,
встреченные им люди, естественно, оставляли
свои следы развитии его мировоззрения.
Так, встреча с Андреа Вероккио определила
начало его пути в искусстве. В 16
лет, Леонардо становится учеником студии
прославленного мастера Вероккио. Именно
в мастерской Вероккио, Леонардо получает
возможность проявить себя в качестве
художника: учитель позволяет ему
написать лицо ангела для знаменитого
«Крещения Христа».
В 20 лет да Винчи становится членом общества
св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая
работать в мастерской Вероккио до 1476г.
Этим же периодом датирована одна из его
первых самостоятельных работ «Мадонна
с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо
приглашают в Милан, где он и остается
работать до 1501г. Здесь находят широкое
применение таланты Леонардо не только
как художника, но и как скульптора, декоратора,
организатора всевозможных маскарадов
и турниров, человека, создавшего поразительные
механические устройства. Через два года,
мастер возвращается в родную Флоренцию,
где пишет свою легендарную фреску «Битва
при Ангиари».
Подобно большинству мастеров Ренессанса,
да Винчи много путешествует, оставляя
память о себе в каждом посещенном городе.
К концу жизни он становится « первым королевским
художником, инженером и архитектором»
при Франциске I, работает над архитектурным
устройством замка Клу. Однако, эта работа
осталась незавершенной: да Винчи умер
в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу
от первоначально задуманного великим
Леонардо плана осталась только двойная
винтовая лестница, остальная же архитектура
замка многократно переделывалась последующими
династиями французских королей.
Картины Леонардо да Винчи стали демонстрацией подлинного мастерства. Его удивительные таланты наблюдения и навыки в качестве иллюстратора позволили ему запоминать и воссоздавать эффекты, какие он видел в природе, а также наполнять живостью его портреты. Что интересно, создавая свои картины, Леонардо да Винчи постоянно пытался объяснить, что именно он видел и описывал в них, а также проводил многочисленные эксперименты для проверки своих идей. Из-за его привычки записывать все свои мысли, и сохранившихся записей до наших дней, мы знаем, что именно он был среди первых ученых, стремившихся посредством научного подхода понять, как работает наш мир, и каким мы видим его.
Рассказывая
про свои картины, Леонардо да Винчи
признавал, что одним из путей
для рисования реальных сцен были
долгие и тщательные наблюдения, проводимые
с большой осторожностью над
животными, людьми и пейзажами. Он отмечал
мельчайшие различия в том, как выглядел
объект вблизи и в отдалении, в
ярком и тусклом свете. Он наблюдал
за природой в течение длительных
прогулок, записывая все наблюдения
и делая наброски в своих тетрадях.
Глава I Композиция
«Жалок тот ученик, который не превзошёл своего учителя»
Леонардо да Винчи
Живописное мастерство Леонардо раскрывается в умении продуманно построить композицию.
Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца. У него уже был собственный стиль, но, разумеется, он в большой степени опирался на опыт флорентийцев XV века. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с Младенцем», исполненной его учителем Андреа Верроккио (темпера, доска; 75.5 x 54.8 см. 1466-1470. Берлин, Берлинская картинная галерея). Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.
«Мадонна Бенуа» - это небольшая картина скромного камерного плана. Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками.
Обе фигуры,
тесно вписанные в картину, заполняют
собой почти без остатка всю
её поверхность, только справа, наверху
расположено небольшое
Композиционным и идейным центром картины является переплетение трёх рук: двух пухлых ручонок мальчика и нежной, девической руки матери, держащей за стебель цветок, к которому направлены внимательный и ласковый взгляд мадонны и пытливый, серьёзный взгляд младенца. Взгляд зрителя невольно приковывается к смысловому центру картины – переплетению трёх рук, изображённая в ней простая и скромная сцена приобретает значительность и идейную глубину. Небольшая картина приковывает внимание, заинтересовывает, волнует.
Мадонна дель Гарофано, или дель Фьори(«с гвоздикой» или «с цветком») написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работа.
Он преобразовал в картине «Мадонна с гвоздикой» один из традиционных типов картины интимного, камерного склада.
Предположительно, создана Леонардо в мастерской Верроккио. И действительно существуют параллели с работами учителя, такими как «Мадонна с Младенцем» (темпера, доска; 75.5 x 54.8 см. 1466-1470). Однако в композиции и стиле уже чувствуется рука гения.
Подобно драгоценному камню, мадонна окружена тёмным затаённым пространством, которое как территория покоя и уединённости противопоставляется художником буйству природы за окном.
Первая самостоятельная работа Леонардо, известная еще как «Мадонна с гвоздикой», знаменовала собой полный отказ Леонардо от графического стиля Верроккио и переход к экспериментам с трехмерным пространством и светом.
2.1 Символизм
Картина
«Мадонна с гвоздикой». Леонардо включил
в нее символы общепринятых элементов
Христианской веры:
Таким элементом, связывающим в этой картине
Мадонну с младенцем, является гвоздика
с крестообразными лепестками, которую
Мария держит в руке, указывающую на невинность
младенца и намёк на будущее Распятие
на кресте, ожидающее Спасителя. Хрустальная
ваза с цветами (приложение 5) - признак
чистоты и девственности Марии.
В то же время, мотивы, типа гвоздики и
кристаллической вазы, падение ткани на
коленях Мадонны, с его интенсивной окраской,
которые требуют большой навык со стороны
художника, позволили Леонардо показать
свой талант.
В картине «Мадонна Бенуа» связывающим элементом так же является цветок крестоцвета, который мадонна протягивает своему сыну. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны, любующейся первыми попытками сына освоить мир. В образе мадонны можно увидеть не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства.
Леонардо часто сопрягает реальность и символ, мастерски удерживая равновесие между ними. Символ-это всегда намек на какое-то иное, переносное значение, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым. Глазу даны одни лишь формы. Точно также в природе человек видит предметы и явления, имеющие свои причины и значения. Их можно исследовать и понять, но они не даются априорно.
Здесь
он вновь успешно видоизменяет
традиционную иконографию,
2.2 Мадонна
Осенью 1478 года Леонардо да Винчи записывает в одной из своих тетрадей, рядом с различными зарисовками, следующие слова: “…я начал две девы Марии”. На листах его рисунков, относящихся к тому же времени, мы действительно находим большое количество набросков для композиции “Мадонна с младенцем”. Причём он со свойственной ему тщательностью и вниманием зарисовывает как различные положения тел материи и ребёнка, так и детали: руки со складками лёгкой и тяжёлой одежды, куски ткани. Рисунки эти ещё несколько наивны и суховаты, линия их становится более уверенной, штриховка оттеняет объёмы. Многочисленные варианты различных и сходных положений тел матери, ребёнка и обоих вместе являются несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился лёгкими штрихами карандаша или пера передать беглые впечатления, полученные от наблюдений над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность во всей её жизненной динамике.
«Мадонна Бенуа» – это хронологически первая мадонна, образ которой внутренне лишён какой бы то ни было святости. Писал Анатолий Михайлов в своей статье «Обретение «Мадонны Бенуа»» в газете «Вольская жизнь». Она была создана на основании многих зарисовок.
Когда Леонардо писал её, ему было двадцать шесть лет. К этому времени художник обрёл уже совершенное мастерство.
Молодой Леонардо да Винчи ломает преграду скованности в движениях и чувствах мадонны. Он избирает для нее простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся; твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты, и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему. Юная мать протягивает ребенку цветочек и смеется над его неловкими движениями, в то же время, восхищаясь прелестью своего сына. Добиваясь впечатления жизненной реальности, Леонардо тщательно разрабатывает передачу рельефа, объемности фигур.
Информация о работе Сравнение картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна с гвоздикой»