Рассматривая, таким образом,
танец как чисто человеческое
приобретение, как особый социокультурный
феномен, немецкий ученый К. Бюхер на
основании большого количества этнографических
материалов доказывает, что источником
ритмических танцевальных движений первобытного человека является ритмический
строй работы. Плеханов Г. В. также подчеркивает
взаимосвязь первобытных плясок и технологических
процессов того времени, соглашаясь, однако,
с тем, что любовные пляски не могут быть
объяснены с этой точки зрения и являются
все же «выражением элементарной физиологической
потребности и... имеют немало общего с
любовной мимикой больших человекоподобных
обезьян». В противовес этим взглядам
И. Хейзинга рассматривает танец как наиболее
чистую и совершенную форму игры. С этим
нельзя согласиться, так как уже на ранних
этапах развития человечества танец играл
значительную роль в жизни общества. Как
показывает исследование Э. А. Королевой,
первобытный танец являлся не только способом
психоэмоциональной разрядки и сонастройки
членов племени, но и средством накопления,
сохранения и передачи опыта подрастающему
поколению, средством познания окружающей
действительности и самопознания, средством
общения между полами. Кроме того, танец
приобретает знаковую функцию, становясь
своеобразным социальным маркером, признаком
принадлежности к тому или иному роду.
Таким образом, с точки
зрения психологического подхода танец
- это текст, который мы понимаем
как совокупность знаков, имеющих
пространственно-временную структуру
и несущих информацию о состояниях чертах характера и
отношениях личности. Именно на этом принципе
построен «новый танец» А. Дункан, который
определяется ею как «движение, в совершенстве
выражающее данное индивидуальное тело,
данную индивидуальную душу».
Кроме биологического, социокультурного и психологического
подходов к танцу, в литературе можно встретить
идеи космического смысла танца , которые
основаны на понимании танца как «движения
особого рода» , выражающего ритмы Вселенной,
ритмы самой Жизни.
Таким образом, можно
сделать вывод, что танец - это сложный
и многогранный феномен, который может
быть понят только в единстве биологического,
психологического, социокультурного и
философско-космологического аспектов.
Исходя из этого, танец можно определить,
как
1.Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения
танец выполняет ряд функций, а именно:
- функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе - социально нежелательных;
- функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;
- как результат первых двух - функцию саморегуляции.
2.Спонтанные движения
человека, имеющие пространственно-
временную структуру и выражающие
всю сущность исполнителя: его
характер, состояния, отношения.
Таким образом, с психологической
точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального
поведения человека и является пусковым
механизмом процессов интерпретации в
общении /см. 23/. Функции танца в этом контексте
следующие:
- функция показателя активного эмоционального состояния партнера;
- функция создания образа партнера по танцу;
- функция индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений.
Список литературы
- Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.
- Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.
- Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.
- Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности. Москва, Когито-центр, 2001.
- Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004, 219с.
- Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. – М.: Книга, 2005 – 345с.
- Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом. Автореферат диссертации канд. психол. наук. СПб., 1999. 16с.
- Захаров Р. Слово о танце. – М.: Молодая гвардия, 1989.
- Каган М. С. Морфология искусства.–М.: Искусство, 2004 – 324с.
- Кандинский В. В. О духовном в искусстве. - М.: Искусство, 2003 – 424с.
- Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. Москва, 1999. 238с.
- Кнастер Мирка. Мудрость тела. Москва, ЭКСПО, 2002.
- Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005. 255 с.
- Круткин В. Л. Антология человеческой телесности. – Ижевск: Радуга, 2003 – 356с.
- Куракина С. Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. - Ростов-на-Дону, 1994 – 70с.
- Лабунская В. А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Дону, 2004 – 415с.
- Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 608с.
- Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.
- Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.
- Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. – СПб.: Европа, 2006 – 432с.
- Назарова Л. Фольклорная арт-терапия. Спб, Речь, 2002. 231с.
- Никитин В.Н. Пластикодрама. Москва: Когито-центр, 2001. 56с.
- Никитин В.Н. Психология телесного сознания. Москва: Алтейа, 1998. 488с.
- П.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Вильгельм Райх и психология тела // Личность и личностный рост. Выпуск 2. – М.: Исток, 2003 – 453с.
- Пасынкова Н. Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. – 2002. – №4. – С. 142-146.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя //Вопросы психологии. - 1999.–№1.–С. 164-168.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 – 478с.
- Руднева С.Д., Пасынкова Н. Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения// Психологический журнал. — 1992.–№3–С. 84-92.
- Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб: Речь, 2000. 256с.
- Старк А. и Хендрикс К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. // Ярославль, 1994. 116с.
- Танцевально-двигательная терапия //Журнал практического психолога. Специальный выпуск №3, 2005.
- Фельденкрайз М. Искусcтво движения. Уроки мастера. Москва, ЭКСМО, 2003. 148с.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. М.- СПб, 2000. 160с.
- Фомин А.С. Танец: понятие, структура, функции. М.: Книга, 1990 32 с.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 2001, 238с.
- Черник Б.П., Фомин А.С. Образовательная выставка: перспективы участия – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006 – 228с.
- Шкурко Т. А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1998. – С. 67-68.
- Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. Спб: Речь, 2003. 192с.