Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:10, реферат
История развития графического дизайна в последние 10 – 15 лет привлекает к себе неуклонно растущий интерес как со стороны исследователей, так и дизайнеров-графиков. Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием издательского дела, а также рекламной индустрии в нашей стране. В этих условиях непрерывно растет востребованность художников-графиков, свободно ориентирующихся в опыте ведущих национальных школ графического дизайна.
Швейцарский плакат
Введение
История развития графического дизайна в последние 10 – 15 лет привлекает к себе неуклонно растущий интерес как со стороны исследователей, так и дизайнеров-графиков. Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием издательского дела, а также рекламной индустрии в нашей стране. В этих условиях непрерывно растет востребованность художников-графиков, свободно ориентирующихся в опыте ведущих национальных школ графического дизайна. Одной из признанных является швейцарская школа, внесшая значительный вклад в развитие графического дизайна в мировом масштабе. Развитие швейцарской школы графического дизайна имеет три основных этапа: период становления (1930-е – 1-я пол. 1940-х гг.), международный стиль (2-я пол. 1940-х – 1960-е гг.), типографика «новой волны» (1970 – 1980-е гг.);
Наследие швейцарской школы графического дизайна, рассматриваемое как целостное уникальное явление, стало предметом специального внимания на ряде крупных ретроспективных и тематических выставок, прошедших в Европе: «А. Хофманн» (A. Hofmann, Museum für Gestaltung Zürich, 2003), «Нарушая правила: плакаты бурных 80-х в Швейцарии» (Breaking the Rules: Posters from the Turbulent 80s in Switzerland, Museum für Gestaltung Zürich, 2007), «Р.-П. Лозе: прикладная графика» (R. P. Lohse: Applied Graphics, Museum für Gestaltung Zürich, 1999 – 2000), «Фестиваль плаката и графического искусства» (Festival de l'Affiche et du Graphisme, Chaumont, 2008), «О. Баумбергер – пионер рекламы» (O. Baumberger – Advertising Pioneer, Museum für Gestaltung Zürich, 2009), «Хороший дизайн, хороший бизнес. Швейцарский графический дизайн и реклама компании Geigy, 1940-1970» (Good Design, Good Business. Swiss Graphic Design and Advertising by Geigy, 1940-1970, Museum für Gestaltung Zürich, 2009); и в США: «Графический дизайн Г. Мэттера» (The Graphic Designs of H. Matter, The Museum of Modern Art, New York, 1991), «Швейцарский плакат: искусство десяти мастеров» (The Swiss Poster: Art of Ten Masters, Hofstra University, New York, 2002), «Швейцарский дизайн – традиционно передовой» (Swiss Design - Traditionally Progressive, Totem Gallery, New York, 2003), «Шрифт + Фото + Графика + Швейцарский = Плакаты» (Type + Foto + Grafik + Swiss = Posters, University of Akron, Ohio, 2005), «Швейцарский графический дизайн: точность и выправка» (Swiss Graphic Design: Precision and Presence, Minneapolis Institute of Arts, Minneapolis, 2009). Эти выставки показали наличие устойчивого профессионального интереса к изучению наследия швейцарской школы графического дизайна.
Среди монографий, посвященных развитию швейцарской школы графического дизайна, либо творчеству ее представителей, следует выделить работы Р. Маклина (R. McLean, 1990; 1997), Э. Хейца (A.V. Heiz, 2000), Р. Холлиса (R. Hollis, 2006), К. Перселла (K.W. Purcell, 2006), М. Ле Культре (M. F. Le Coultre, 2007) и Э. Первиса (A.W. Purvis, 2003). Отдельные главы, либо разделы в общих трудах, посвященные швейцарской типографике, принадлежат Ф. Меггсу (P.В. Meggs, 1998), С. Хеллеру (S. Heller, 2000; 2008), Р. Лэбазу (R. Labuz, 1991), Л. Блэквелу (L. Blackwell, 1998) и ряду других историков дизайна.
Предпосылки развития новой типографики
Исследование истоков
возникновения школы
Большим шагом к нахождению
общих критериев архитектуры
и современного дизайна в контексте
мирового художественного процесса
был крупнейший проект Музея современного
искусства в Нью-Йорке «
Отличительные черты международного стиля типографики.
В основу международного стиля
типографики 1950-1960-х гг. легло «...настойчивое
требование строгого дизайна, ясности
высказывания, применения шрифта и
изображений в соответствии с
их исходным предназначением, к этому
следует добавить, что он испытывает
глубокое недоверие ко всему обманчивому
и притворному». Особое внимание было
уделено достижению аккуратности набора,
удобочитаемости и
В 1932 г. в свет вышла их
совместная книга «Международный стиль:
архитектура после 1922 года». В ней
авторы выдвинули три важнейших
эстетических принципа международного
стиля: употребление плоскостных элементов
для формирования пространства, целесообразный
порядок как противоположность
симметрии и, наконец, приоритетное
использование систем пропорционирования
как альтернативы орнаментам и другим
средствам декоративного
Фотография как
новый художественный медиум в
швейцарской типографике 1930 – 1940-х гг.
Будучи проявлением
Наибольшую роль в формировании швейцарского графического дизайна в свете фотоискусства сыграл Л. Мохой-Надь. Особенную важность для швейцарских типографов имело оформление и теоретическое содержание серии «Баухаузбюхер» (Bauhausbücher), редактором которой был Л. Мохой-Надь. Его книга «Живопись, фотография, кино» (Malerei, Fotografie, Film, 1925) вышла в серии под номером восемь. В этой работе Мохой-Надь предложил новый метод графического высказывания – «типофото», представляющий собой симбиоз типографики и фотографических образов. Рассматривая историю развития фотографики в Швейцарии, необходимо также помнить о заслугах родоначальника швейцарского фотомонтажа – Г. Мэттере. Он учился искусству фотографии в Париже. Совершенное владение камерой, навыки ретуширования с помощью аэрографа, а также глубокое знание техник воспроизведения позволяли мастеру создавать новаторские работы (1930-е гг.).
Фотография активно
В 1931 г. в музее ремесел Базеля открылась первая выставка, специально посвященная новой фотографии – «Die neue Fotografie». Между тем, первые курсы фотомастерства в Швейцарии открылись лишь в 1932 г. Некоторое отставание от других западноевропейских стран компенсировал тот факт, что руководство курсами осуществляли выдающиеся новаторы фотографии и графического дизайна – Т. Боллмер (Базель) и Г. Финслер (Цюрих). Также одним из первопроходцев в области применения фотографии в графическом дизайне был В. Цилиакс. Он одним из первых в Швейцарии принял теорию новой типографики и стал активно продвигать ее на практике. В 1933 г. мастер выступил соучредителем журнала «Типографский ежемесячник» (Typographische Monatsblätter), который издается в Швейцарии по сей день. Журнал знакомил полиграфистов и типографов с новейшими разработками, а также вовлекал специалистов в сферу индустрии и бизнес-коммуникаций. В журнале размещались статьи по истории и теории типографики, фотографии и печатных технологий. Огромное внимание в этом журнале уделялось вопросам новой фотографии. В. Цилиакс неоднократно привлекал к работе над обложкой журнала Г. Мэттера, а также оказывал техническую помощь в создании фотоплакатов и брошюр с фотомонтажами мастера.
В 1938 г. в Базеле прошла выставка «Профессиональный фотограф» (Der Berufsphotograph), организатором которой выступил Я. Чихольд. Новая фотография развивалась в Швейцарии весьма динамично, во многом благодаря деятельности Я. Чихольда, В. Цилиакс, а также бывших слушателей и преподавателей Баухауз, среди которых были М. Билл, Т. Боллмер, К. Шавински и Г. Финслер. Следует также упомянуть таких выдающихся фотодизайнеров, как Э. Хайнингер, В. Хердег и Э. Меттлер. Они следовали принципам новой фотографии в коммерческих работах 1930-х гг. для фирмы «Bally», еженедельника «Züricher Illustrierte», альпийского курорта «St. Moritz». Большое внимание в диссертации уделено деятельности А. Штанковски, Г. Нойбурга и Р.-П. Лозе, заложивших основы швейцарской индустриальной рекламы с применением фотографии.
Абстрактное искусство и новая типографика в Швейцарии. 1930 – 1940-е гг.
Анализ новой типографики с позиций современного ему абстрактного искусства был впервые предложен Я. Чихольдом. В книге «Полиграфическое оформление» (1935) он подчеркивал неоспоримую связь новой типографики и принципов авангардного искусства. Так, работы конструктивистов, представляющие собой упорядоченные структуры из простых, но чрезвычайно контрастных элементов, Чихольд считал лучшими образцами визуального порядка для дизайнера-графика. Также он ценил духовную сторону воздействия абстрактной живописи, усматривая в ней ключи к гармонии.
Большинство выдающихся дизайнеров-графиков Цюриха были и живописцами (М. Билл, Р.-П. Лозе, А. Штанковски, В. Цилиакс, Г. Мэттер, Г. Штайнер и Г. Эрни). Живописцами были также известные цюрихские фотографы Э. Хайнингер и Г. Шу. В Базеле к авангардным кругам живописцев принадлежали Т. Боллмер и Г. Эйденбенц. Близость к живописным критериям формы и колорита, несомненно, оказывала свое влияние на творческий почерк этих мастеров.
Благожелательное отношение швейцарских музеев к авангардной практике современных живописцев объясняет внимание к их творчеству кураторов многочисленных художественных выставок, проводившихся в Базеле и Цюрихе. Значительную поддержку швейцарским художникам-абстракционистам оказывал куратор Базельского музея ремесел, в будущем его директор, Г. Шмидт. Благодаря его усилиям были организованы многие выставки современного швейцарского искусства, в том числе крупнейшая экспозиция «Проблемы нашего времени в швейцарской живописи и скульптуре» (Zeitprobleme in Schweizer Malerei und Plastik, Цюрих, 1936).
Наиболее влиятельной
группировкой художественного авангарда
в Швейцарии оставались конструктивисты.
Их воздействие на круг дизайнеров-графиков
трудно переоценить, его необходимо
учитывать при анализе
Крайне важным событием для
развития графического дизайна в
Швейцарии стало создание в 1937 г.
объединения художников-
С началом Второй Мировой
войны художественная обстановка в
Швейцарии стала более
В годы войны в Цюрихе продолжали интенсивно работать мастера конкретного искусства, объединенные в группу «Zurich Konkrete» во главе с М. Биллом. Начало направлению было положено в 1931 г., когда Билл обобщил и адаптировал к практике дизайна «Манифест конкретного искусства» Т. ван Дусбурга (1929). Билл призывал обратиться к универсальному искусству абсолютной ясности, основанному на контролируемом арифметическом построении формы. Живописные произведения конкретного искусства предписывалось создавать из чистых, математически обусловленных визуальных элементов – цветных плоскостей. С этой точки зрения конкретное искусство обладало особым «формальным реализмом». Художники группы «Zurich Konkrete» устраивали частые выставки, отчеты о которых публиковали в ежемесячном бюллетене «Abstrakt-Konkret». Важнейшим событием в художественной жизни Швейцарии стала выставка «Конкретное искусство» (Konkrete Kunst, Базель, 1944). Куратором выставки стал М. Билл. Кроме его работ на экспозиции были представлены произведения Р.-П. Лозе. Характеризуя конкретное искусство, Билл причислял к его важнейшим принципам закономерность. Отныне «хорошая форма» – творческое кредо М. Билла – стало главным принципом швейцарского графического дизайна. При этом тезис Билла понимался как единство эстетической и моральной ответственности типографа.