Шитьё жемчугом на предметах быта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:13, реферат

Краткое описание

Обильный вещевой материал жемчужного шитья в виде народных головных уборов, женских и девичьих, доходит до 20-х годов XX века. На протяжении тысячелетия мы имеем в той или иной форме свидетельства о русском жемчужном шитье и располагаем образцами этого шитья приблизительно за семь с половиной столетий (XII—XX вв.). Эти цифры достаточно убедительны; они свидетельствуют о древности, распространенности и устойчивости жемчужного шитья в русском народе и о его глубоких традициях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Ловцы жемчуга………………………………………………………….……4
2. Центры добычи жемчуга………………………………………………6
3. Техника шитья жемчугом………………………………….…………………8
4. Шитьё жемчугом на предметах быта…………………………………….….14
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……….. …………

Файлы: 1 файл

жемчужное шитьё.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

       При начале работы конец шнура укрепляется  следующим образом: два конца  льняной нити вдеваются в толстую  иголку, образовавшейся таким образом  петлей захватывается конец шнура  и иголка продевается сквозь ткань  возле настила, где начинается шитье  жемчугом, на оборотную сторону шитья, где и оставляется. Затем закрепляется шнур и пришивается тонкой крученой шелковиной.

       Эта обводка шнуром жемчужного «сажения» производится при помощи витейки.

       При пришивке шнура иголка вкалывается  в середину крученого - шнура.

       Жемчужное шитье, которое являлось более долговечным, можно было, вырезав по краю и  не повредив пришивки шнура, переложить на новую ткань. Это обшивание  жемчужного сажения золотым шнуром отмечается и в древних описях.

       Пряденое  золото в виде «веревочки» вокруг жемчужного узора очень часто  встречается на народных женских  головных уборах.Обводка жемчужного саженья канителью встречается редко на вещах церковных и чаще — на вещах народных. Ею часто обводится жемчужное шитье на народных женских головных уборах — кокошниках, киках, повязках, венцах,— причем, иногда при обшивке канитель - несколько растягивается.

       «Веревка» вокруг жемчужного шитья бывает также  и из сканного золота (золотая нитка, скрученная с цветной шелковой нитью). «Поручи отлас червлен с золотцем низаны жемчушком, обведены травы жемчужные золотом сканным».

       На  народных женских головных уборах жемчужное  «саженье» иногда обшивается просто блестками.

       Все памятники древнего шитья «пяличного дела», дошедшие до нашего времени, — будь то жемчужные, или золотые, или шелком шитые, — обычно подклеивались, то есть с обратной стороны смазывались особым клеем — клейстером. Подклеивание делалось для того, чтобы предохранить шитье от съеживания при освобождении его из пялец. Обычно в пяльцах ткань для работы натягивается очень туго: «натянуть, как барабан», — говорится про запяливание ткани.

       Для клея употреблялись самые простые  бытовые материалы: так, например, чистую мягкую пшеничную муку клали в  посудину и заливали холодной водой или квасом до средней густоты. Затем ставили на огонь, мешали и до тех пор держали на огне, пока «не запахнет калачом», дальше масса остуживалась, и клей был готов.

       Клей  намазывался прямо рукой с обратной стороны шитья, а иногда, в особенности в крупных вещах, смазывалась полностью вся изнанка работы. В случае же слишком обильной смазки она чуть омывалась водой — разряжался клей. Очень часто клей для прочности варился не на чистой воде, а «на кислом квасу»

       Несмотря  на то, что древнее шитье обычно смазано клеем, оно в то же время  редко подвергается порче жучком. Крайне важно при варке клея употреблять  муку сухую, мягкую, пшеничную, и нужна опытная варщица клея, то есть нужно уметь сварить его в меру, тогда жучок не заводится, особенно когда клей приготовлен на квасу. Опытные вышивальщицы владели секретами приготовления клея.

       Говоря  о шитье жемчугом, употребляют  термины «низанье» и «саженье». Техника шитья «низанья» и «саженья» жемчугом довольно сложная. В шитье жемчугом надо различать два основных вида работы: работы первого рода — это низание насквозь, нанизывание жемчуга на нитку без ткани, сквозной сеткой, что имело много общего с кружевной работой и нередко с ней сочеталось.

     В XVI и XVII веках было очень распространено на древней Руси золотное плетеное на коклюшках кружево. Нередко в кружево вплеталась жемчужная нить. Это является особенностью именно русского кружева.

       Работа  второго типа, «саженье жемчугом», — это прикрепление жемчужной нити к ткани, когда жемчуг нанизывается на какую-либо ткань, чем приближает саженье жемчугом к вышивке. При саженье жемчуга на ткань зерна нашиваются либо непосредственно на ткань, либо, что бывает чаще, на выметку — настил.

       Техникой  второго типа, по настилу, выполнено  большинство религиозных памятников XVI—XVII веков, шитых жемчугом, а также почти все народные головные уборы, сохранившиеся до нашего времени.

       В зависимости от расположения зерен  жемчуга при нанизывании существуют различные способы «низанья»  жемчуга, которые имеют свои особенные  технические названия, специальные термины. Так, например, обнизывать жемчугом, насаживая одно зерно в ряд к другому. Можно в «одну нить», в «две нити» или «веревкой», «веревочкой», в «две веревочки». Есть еще способ обнизывания — в «снизку» Нередко в старых описях встречаем такое выражение: «в одну прять», в «две пряти» и т.д. Длинные жемчужные нити в одну или несколько прядей шли на так называемые «Рясна» носимые при киках. С упоминанием о Рясна мы встречаемся неоднократно в наших старинных источниках. Богатый материал по ряснам дает опись XVI века суздальского Покровского женского монастыря, изданная как приложение к книге «Памятники старинного русского искусства в Суздальском музее. Особенно великолепным образцом убранства ряснами может служить головной убор богоматери на пелене XV века вклада первой жены царя Ивана Грозного, Анастасии Романовны. Эти рясна представляют собой жемчужные пряди, или, говоря языком древних: описей, «пряти», скрепленные вверху колодками с кольцами.

       Название  этого способа низанья, саженья жемчугом — «рясою» или «ряскою» — произошло, вероятно, от слова «рясна», то есть бахромой или кистями.

       Еще одним из способов низанья, саженья жемчугом было низанье «в рефид», в «варефид», «в рефить», «в арефедь», то есть в косую клетку — ромбами, в результате чего получалась жемчужная сетка.

       В народной одежде «рефидью» часто называется поднизь жемчужная у женского головного убора.

       Близко  к «рефеди», то есть к косой клетке, стоит способ низанья, саженья жемчуга «в сетку» прямую, «решеткой» и

«клетками», «фонариком». Надо еще отметить один из способов шитья жемчугом — «в шахмат», при расположении зерен жемчуга в виде узора шахматной доски. Этим способом низались, например, ожерелья-воротники мужские пристежные к разным одеждам.

       Кроме основных узоров — «клетка», «шахматы», «крестик» и прочих — жемчужной нитью дается и более разнообразный, иногда очень сложный узор. Часто встречается узор «трав», жемчугом выполняются буквы, надписи на церковных пеленах и других предметах, что придает надписи вид орнамента

       При «сквозном» низанье или при «прорезном»  шитье часто для достижения большого колористического эффекта под шитье  жемчугом подкладывалась разноцветная фольга (очень тонкий лист меди, окрашенный чаще всего в алый цвет), что обычно встречается в народных женских головных уборах.

       Особый  вид техники: выполнение узоров так  называемым «высоким» или «возвышенным»  шитьем, под которым понимается обычно шитье жемчугом не прямо по ткани или по «бели», а по накладке.

       Накладка  эта бывает довольно высокой и  иногда достигает 3—4 см, особенно на головных женских народных уборах. Эта выпуклая накладка делается из бересты, или из кожи, или из другого плотного материала и покрывается тонкой тканью. На эту настилку-выпуклость накладывается жемчужная нить и прошивается насквозь, прикрепляясь к основной ткани. Если же накладка очень высока, то она выделывается, расшивается отдельно, а затем в расшитом готовом виде прикрепляется к основному шитью.

       В XVIII и отчасти в XIX веке применялась особая техника рельефного жемчужного шитья. Она заключается в искусном подборе жемчуга различной величины, который при сплошном нанизывании дает шитье различных уровней, производящее впечатление рельефа. В рельефный жемчужный орнамент вкраплены цветные камни. Как особенность стоит отметить шитье жемчугом без настила непосредственно по ткани.

       Прежде  чем нашивать жемчуг, вышивальщица наносила нужный узор на ткань мелом, углем или красками.

       Узоры для низанья, так же как и для  вышивания, помимо самих вышивальщиц  выполнялись в зависимости от сложности узоров также и квалифицированными художниками того времени — «знаменщиками». Имена этих художников далеко не все  дошли до нас, но всё же некоторые из них упоминаются в старинных рукописях. Так, например, известно, что во второй половине XVI века

       Посник Дмитриев сын Ростовец «знаменовала покров, который расшивался жемчугом». Кто был этот знаменщик Посник Дмитриев

сын Ростовец, более точных сведений нам не удалось получить. Но, видимо, это был, несомненно, большой художник, если ему поручили разрисовать под шитье жемчугом покров для усопшего царя Ивана Грозного. Трудно утверждать, но возможно, что это был тот самый Посник, имя которого с другим русским зодчим, Бармою, упоминается при постройке храма Василия Блаженного (Покровского собора). Известно еще одно имя: в первой половине XVII века художником, делавшим узоры «под низанье», был Гомулин Иван Ильин, государева серебряного дела знаменщик, считавшийся одним из лучших, мастеров своей эпохи.

 

ШИТЬЕ  ЖЕМЧУГОМ  НА  ПРЕДМЕТАХ  БЫТА

Основными предметами быта, на которые распространялось шитье жемчугом, была одежда. Им украшалась главным образом праздничная одежда, а в правящих кругах — повседневная. Значение одежды в быту древней Руси было очень велико; ее очень ценили. Это можно объяснить тем, что при низком уровне техники того времени изготовление ткани, даже простой, требовало очень много труда, умения и времени.Изготовление же узорной, богатой ткани из ценной пряжи — тонкой шерсти, шелка, золота.

Высокая стоимость  материала, из которого изготовлялась  одежда, и его добротность вызывали бережное отношение к одежде. Она  передавалась, как ценная вещь, по наследству. Это практиковалось и у простого народа и у верхушки феодального общества.

       Одной из особенностей одежды в древней  Руси, как и вообще древней одежды, была большая устойчивость покроя. Ряды поколений продолжали носить ту же одежду, делая лишь малые изменения. По-видимому, эта устойчивость может  быть в значительной степени объяснена ценностью материала, который шел на ее изготовление, а давно установившийся покрой отвечал практическим требованиям.

       Главное внимание обращалось на материал, из которого была построена одежда, и чем она была украшена. Покрой оставался единым во всех слоях общества. Но одежда простолюдина существенно отличалась от одежды «знатного» человека. Отличалась она именно материалом и украшением. В народе главным образом бытовали ткани домашней выработки — из шерсти, льна, конопли.

       Богатые слои общества пользовались и своими тканями более тонкой выработки  и привозными — золотыми, шелковыми, шерстяными. Одежды, построенные из этих тканей, часто покрывались жемчужным шитьем.

       В древнерусской одежде жемчуг имеет  самое широкое применение. Этот благородный  материал опоэтизирован русским  народом. Его белизна, матовый, переливчатый блеск делают его эмблемой чистоты и святости.

       Древнерусская живопись — фреска, икона и мозаика  — с XI века свидетельствует о  широком применении жемчужного шитья  в русской одежде.

Одежды, «саженные» жемчугом высокого качества, представляли большую ценность, поэтому  они особо отмечались в духовных грамотах московских князей.

     Функция жемчужного шитья XIII века состояла в окаймлении различных частей одежды рядом отдельно посаженных жемчужных зерен или из вкрапления в орнамент отдельных жемчужин.

Жемчужным шитьем богатой орнаментации покрывались  головные уборы и обувь.

     Оно занимает первенствующее место в украшении одежды мужской и женской и в облачении духовенства.

         Женские головные уборы, украшавшиеся жемчугом. «Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста с двумя длинными висящими кистями, завязываемое у подбородка. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом»

       Зимним  женским головным убором служила шитая жемчугом шапка.

       Сапоги  у русских мужчин «делаются из персидской кожи, называемой сафьян, и вышиваются жемчугом». Шитые жемчугом разноцветные сапоги являлись и женской обувью. «На ногах сапожки из белой, желтой, голубой или другой цветной кожи вышиты жемчугом». Жемчуг также применялся при создании ожерелий, наручных браслетов, перстней и поднизей.

         Особая область применения жемчуга  – религиозная. 

В куполе собора Св.Софии в Киеве XI века из четырёх мозаичных фигур архангелов сохранилась лишь одна. Одежда этого архангела покрыта жемчужным шитьём. Линии одежд святых и нимба низаны жемчугом так же, как и нимбы над головами других персонажей.

Информация о работе Шитьё жемчугом на предметах быта