Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 08:13, реферат
Обильный вещевой материал жемчужного шитья в виде народных головных уборов, женских и девичьих, доходит до 20-х годов XX века. На протяжении тысячелетия мы имеем в той или иной форме свидетельства о русском жемчужном шитье и располагаем образцами этого шитья приблизительно за семь с половиной столетий (XII—XX вв.). Эти цифры достаточно убедительны; они свидетельствуют о древности, распространенности и устойчивости жемчужного шитья в русском народе и о его глубоких традициях.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Ловцы жемчуга………………………………………………………….……4
2. Центры добычи жемчуга………………………………………………6
3. Техника шитья жемчугом………………………………….…………………8
4. Шитьё жемчугом на предметах быта…………………………………….….14
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……….. …………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.
Ловцы жемчуга………………………………………………………….
2. Центры добычи жемчуга………………………………………………6
3. Техника шитья жемчугом………………………………….…………………8
4. Шитьё жемчугом
на предметах быта…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……….. …………………………………………….……16
Приложение……………………………………………………
Введение
Жемчуг был излюбленным украшением в древней Руси и широко применялся в золотодельном и шитьевом мастерстве.
Жемчужное
шитье рассматривается как
С древних времен вырабатывалось мастерство вышивального искусства характер народной орнаментации. С развитием общественных отношений в древней Руси получает дальнейшее развитие и шитьевое мастерство. Перед ним возникают новые задачи, к нему предъявляются новые требования.
Искусство,
удовлетворявшее вначале
Искусство
шитья являлось в древней Руси
мастерством женским и
Наиболее древнее упоминание о жемчужном шитье относится к X веку в Переяславской летописи. И во все последующие столетия в письменных источниках мы встречаем упоминания о шитых жемчугах «портах», «пеленах» и прочих вещах. Описанием роскошных шитых жемчугом одежд и различных предметов наполнены воспоминания иностранцев, доходящие до середины XIX века. Эти воспоминания относятся ко всем слоям русского общества.
Обильный вещевой материал жемчужного шитья в виде народных головных уборов, женских и девичьих, доходит до 20-х годов XX века. На протяжении тысячелетия мы имеем в той или иной форме свидетельства о русском жемчужном шитье и располагаем образцами этого шитья приблизительно за семь с половиной столетий (XII—XX вв.). Эти цифры достаточно убедительны; они свидетельствуют о древности, распространенности и устойчивости жемчужного шитья в русском народе и о его глубоких традициях.
Ловцы
жемчуга
Добыча жемчужин - занятие очень древнее, имеющее свою неповторимую специфику. Жемчуг издревле добывался в разных районах планеты - в русских реках, реках Западной Европы (Шотландия, Швеция), Чехословакии, Румынии, а также Ирландии и Северной Америки. На Руси ловцы жемчуга всегда были в почете и всячески поддерживались государством, потому как они регулярно пополняли государственную казну, отбирая самые лучшие из жемчужин в качестве своеобразного "налога". Многие промысловые районы издревле расплачивались "жемчужной данью".
Принцип добычи речного жемчуга незамысловат. В теплой воде искатели раковин просто передвигались по побережью, прощупывая дно ногами. Найденные раковины поднимались на поверхность и вскрывались. Для того чтобы добыть жемчуг из холодной воды, применяли специальные щипцы, чаще деревянные, которыми с плота подцепляли со дна раковины, блестящие сквозь прозрачные воды.
Особенно много зрелых жемчужин всегда скрывается в глубоких местах. Опытный взгляд ловца без труда определит, в какой раковине с наибольшей вероятностью скрывается "зрелая" жемчужина. Как правило, жемчуг содержат раковины моллюсков, имеющие неправильную, искривленную форму. Такие искривления как раз получаются оттого, что при формировании жемчужины сама раковина деформируется, а створки ее чуть приоткрыты. В абсолютно гладкой раковине вероятность найти красивую жемчужину сводится к нулю. Добросовестные ловцы жемчуга стараются не трогать заведомо "безнадежных" раковин, поскольку если безо всякого разбора повреждать раковины моллюсков в поисках жемчуга, очень скоро это сможет привести к полнейшему истреблению речных "жемчугоносцев". Ведь на одну раковину, несущую по-настоящему ювелирно ценную жемчужину приходится целых 600 обычных, которые будут загублены безо всякой пользы.
Речная добыча жемчужин не сравнится по своей сложности с "охотой" за морским жемчугом. Вот уж какая профессия может по праву считаться одной из наиболее древних и опасных - это ловец морского жемчуга. Мастера такой ловли действительно рискуют собой. И от беды здесь порой могут спасти лишь выдержка, профессионализм и быстрота реакции. Обычно ловля жемчуга происходит целой командой. Конечно, главные люди на борту - глубоководные ныряльщики, способные погрузиться на глубину до 15 метров, чтобы отыскать заветные раковины. В море ныряльщиков поджидают самые разные опасные приключения. Это могут быть неожиданные встречи с крупными медузами, прикосновение к которым оставляет сильный ожог, неожиданное появление акулы, от нападения которой может спасти лишь завеса песка, поднятого со дна, и умение быстро забраться на борт шхуны. На отмели "невидимым блином" может затаиться скат, в кораллах могут поджидать барракуды и большое число опасных морских змей. Даже сейчас, после внедрения новой технологии выращивания жемчуга, многие жители промысловых районов кормятся за счет ловли жемчуга. Центрами добычи считались побережье Персидского залива, побережья Австралии, острова Мергуи у побережья Бирмы. Также жемчуг добывают на островах Тихого океана, в Мексиканском и Калифорнийском заливах, у Японского побережья.
Ловцы, промышляющие в Красном море, различают по ценности различные оттенки жемчуга, которые формируют "сорта": джавахир - самый ценный жемчуг правильной формы с едва заметным розовым оттенком, набати - жемчуг более насыщенного оттенка розового, зуджаджи - блестящий белый жемчуг, самави - слегка голубоватый, санкабаси - голубой, а наименее красивым считается жемчуг калябия, который имеет зеленовато-серый отлив. К сожалению, в данном промысловом районе жемчуг в последнее время встречается все реже и реже.
Но если раньше подобная ловля была единственным способом добычи жемчужин, теперь необходимость в столь сложных и опасных процедурах отпала. Официально природный жемчуг во всем мире перестали добывать в 1952 году. Теперь в продажу поступает лишь жемчуг, выращиваемый на специальных азиатских устричных фермах. Технология получения жемчужин
Центры
добычи жемчуга
Добыча жемчуга на Руси, по всей вероятности, началась в очень отдаленные времена, но самые ранние документальные указания о добыче жемчуга на Руси относятся к XV веку. Так, вел. кн. Иоанн 111 в 1488 году сделал подарок венгерскому королю Матиашу (Матвею Корвину). В этом подарке отмечается новгородский жемчуг, его величина и чистота. «А поминок послал князь Великий к Матиашу соболь черный, ноготочки у него золотом окованы с жемчюгом. 20 жемчюгов Новгородских на всех ногах, а жемчюг не малый, и хороши и чисты; а то от великого князя Угорскому королю первый поминок»".
Жемчуг этот добывался, но всей вероятности, в озере Ильмене из окружающих его реках. По архивным сведениям, употребление новгородского жемчуга как украшения русской одежды можно отнести также к концу XV века
Новгородский жемчуг был распространен, и его зерна были настолько хороши, что находились в казне наследника русского царства. В XVI и в XVII веках в большом употреблении был варзужский жемчуг, добываемый в реке Варзуга, — в большинстве случаев с ним приходится встречаться как с украшением церковной утвари, главным образом шитой.
В Керецкой волости тоже существовал жемчужный промысел.
Как особо изобильное место по улову жемчуга выделяется местность у г. Кеми. В 1788 году городу присваивается герб, подчеркивающий, что реки, вытекающие из Лапландских гор, изобилуют жемчугом. В первой части щита — герб Олонецкий. Во второй части — герб Кеми. Герб изображает венок, сделанный из жемчуга на голубом поле (вода).
Кроме северных вод, где добывался жемчуг, возможно, ловля жемчуга шла и на юге — у крымских берегов Черного моря, не входивших тогда еще во владения Руси.
В описях старинной утвари нередко упоминается «кафимский» жемчуг, доставлявшийся из Кафы (Феодосии) и отличавшийся высоким достоинством.
В Историческом музее, в музее Загорска (бывш. Троице-Сергиевой лавре) хранятся исключительные памятники, шитые жемчугами, вклады семьи Годуновых. В Новгородском музее и в других имеются предметы, шитые жемчугом, имеющие давность триста, четыреста, а иногда и больше лет. Где жемчуг отнюдь не потерял блеска и цвета и кажется только что нашитым, хотя за все время пребывания на вещи не подвергался никакой чистке.
Самым лучшим жемчугом на Руси считался жемчуг гурмыжский, или бурмнцкий, привозившийся из Персии (Ирана), из Персидского залива—Гурмыжского моря: «Гурмыжский», или «бурмыцкий», жемчуг постоянно встречается как украшение различных предметов шитья русских одежд и в церковном быту жемчуг носит у нас название «ориентального». Жемчуг ввозился также из Индии, Китая.
ТЕХНИКА
ШИТЬЯ ЖЕМЧУГОМ
Шитье жемчугом — «низанье», «саженье» — является почти исключительно женским искусством. Если в кружевном деле иногда встречаются соперники в лице мужчин - кружевников, то в искусстве низанья жемчугом славится долгие века именно умение женщины.
Это искусство было распространено у нас на Руси повсеместно с очень давних времен. Иностранцы, которых нельзя заподозрить в излишних похвалах мастерству русских, и те отмечают большое умение наших женщин шить жемчугом.
Возраставшие потребности порождали и более сложные замыслы, которые могли быть осуществлены лишь при наличии большого числа умелых вышивальщиц. Это приводило к возникновению мастерских — «светлиц» в светском и монастырском феодальном хозяйстве. Начиная с XVI века, главное место среди мастерских занимали царские «светличные палаты». Известны работы светлиц князей Старицких, бояр Годуновых, «торговых гостей» Строгановых и других. Такая же организованная работа шла и в женских монастырях, где часто шитье выполнялось на заказ, например Вознесенский монастырь в Кремле. Новодевичий и пр.
Наиболее ранним дошедшим до нас образцом техники жемчужного - шитья служат поручи XII века, хранящиеся в Новгородском музее. На этих шитых поручах из Великого Новгорода изображения святых, их одежды, нимбы и орнаментика выполнены очень тонким пряденым, золоченым серебром («пряденое» золото, серебро — шелковая или льняная нить, обмотанная тончайшей плоской серебряной, чаще позолоченной проволокой), а обнизь вокруг них сделана жемчугом малого размера.
Надо отметить, что вследствие обветшания фона все шитье еще в древности было переложено на новую землю (фон) и обшито жемчугом заново. Однако памятник этот, несмотря на переделку, все же хранит фрагменты первоначального шитья, относящиеся к XII веку. Такова обнизь контура руки одного из изображений, и на этом участке шитья видно, что «саженье» жемчугом также было без настила, то есть непосредственно по ткани.
Такая техника шитья встречается редко. Большей частью жемчуг нашивается не прямо на ткань, а на так называемый настил. Настил делается либо из белого шнура, либо из белых ниток. Шнур в зависимости от толщины пришивается то в один, то в два ряда. Нашивка в два ряда встречается чаще. Иногда же шнур заменяется «белью», то есть белыми мягкими пеньковыми или хлопчатобумажными нитями. Уже в конце XV и в начале XVI века встречаем шитье жемчугом на бели.
При сажении жемчуга в самом начале работы жемчуг нанизывается на длинную белую крепкую льняную нитку или шелковую, толщина которой зависит от величины зерен жемчуга.
Прежде чем нанизать жемчуг на нить, жемчуг рассыпается на черном сукне, вообще на черной поверхности — на бархате, либо какой другой черной гладкой, преимущественно матовой ткани. Потом жемчуг разбирается и сортируется по величине и по форме, а затем нанизывается на нити. Нанизывание производится при помощи иголки.
На жемчуга поверх настила, в кран настила или шнура. Таким образом,- жемчужная нить оказывается плотно прикрепленной к настилу, а после этого вытягивается при помощи витейки. Эти поперечные стежки создают гнезда для зерен жемчуга. В этих гнездах жемчуг настолько - плотно сидит, что в вещах, где он спорот или обсыпался, по отпечаткам его в гнездах можно судить и о количестве утраченных зерен и об их величине.
Обычно жемчужное шитье по краям с обеих сторон обшивается шнуром, чаще золотым, особенно в вещах церковных. Шнур этот обычно делается самими же вышивальщицами из шести или семи золотых нитей, которые скручиваются вместе. Крутка шнура производится следующим образом: к устою или к крючку привязывается белая или золотая нитка в зависимости от того, какой нужен шнур. Нитка берется больше, длиннее необходимого размера шнура. Эта нитка надевается на крюк, укрепленный в стену, и снуется во сколько нужно ниток для известной толщины шнура. Затем с крюка снимается один конец и натянутые нитки крутятся в одну сторону. Когда они достаточно скручены, мастерица, сложив пополам скрученный шнур, крутит его уже сложенным в обратную сторону, тогда шнур готов к работе.