Сады Сучжоу: планировочные решения и декоративное убранство

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:37, реферат

Краткое описание

Сучжоу – одно из самых красивых мест в Поднебесной, город парков, садов и пагод. Легенда гласит, что строительство Сучжоу началось в 514 году до нашей эры по приказу императора, пожелавшего иметь город, которому по красоте не было бы равных. Сучжоу, расположенный в провинции Цзянсу, является самым древним городом в бассейне реки Янцзы. Добраться до города можно из Шанхая, расстояние составляет около 80 км.

Оглавление

Введение
История
Классические пейзажные сады Сучжоу
Сад скромного чиновника
Сад львиная роща
Сад мастера сетей
Сад уединения
Сад последующих размышлений о делах и поступках
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат ИСПИ Сады Сучжоу.docx

— 45.85 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный лесотехнический университет»

 

Кафедра ландшафтного строительства

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине "История садово-паркового искусства"

на тему:

"Сады Сучжоу: планировочные  решения и декоративное убранство"

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Проверила

 

 

 

 

Екатеринбург, 2014

 

Содержание

      1. Введение         
      2. История
      3. Классические пейзажные сады Сучжоу
      4. Сад скромного чиновника
      5. Сад львиная роща
      6. Сад мастера сетей
      7. Сад уединения
      8. Сад последующих размышлений о делах и поступках
      9. Заключение
      10. Список литературы              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сучжоу – одно из самых красивых мест в Поднебесной, город парков, садов и пагод. Легенда гласит, что строительство Сучжоу началось в 514 году до нашей эры по приказу императора, пожелавшего иметь город, которому по красоте не было бы равных. Сучжоу, расположенный в провинции Цзянсу, является самым древним городом в бассейне реки Янцзы. Добраться до города можно из Шанхая, расстояние составляет около 80 км.

Сучжоу – признанная туристическая достопримечательность Китая. Возраст 2,5 тыс. лет. Признанная «шелковая» столица Китая. Ну и главный в стране «город-сад». На сады, которых в городе больше десятка, приезжают посмотреть миллионы китайцев и почти полмиллиона туристов из-за рубежа ежегодно.

Десятки старинных парков и садов Сучжоу сохранились до настоящего времени. Особенно известны такие сучжоунские сады, как Чжочжэнъюань, Лююань, Ваншиюань и усадьба Хуаньсюшань.

В процессе своего развития садово-парковое искусство Китая развивалось в двух параллельных направлениях. Первое было представлено императорскими садами. Императорские дворцовые садово-парковые комплексы располагались в столице, они отличались монументальностью стиля, величием и роскошью. Второе направление – частное садово-парковое искусство, представленное «камерными», изящными и легкими «личными» садами.

Сады Сучжоу – соединение «жилого» и «эстетического» начал, эти сады создавались для того, чтобы в них жить и чтобы ими любоваться. Такой сад мог родиться только в городе, где испытывающий привязанность к природе человек был лишен ее красоты и вынужден был воспроизводить ее искусственным путем.

Сучжоу известен не только в Китае. Этот город – всемирно признанный центр классического садового искусства.

История

 

Расположенный на Великом Китайском канале, Сучжоу стал в 514 г. до н. э. столицей государства У. Именно здесь началось восстание Сян Юя, которое привело к свержению династии Цинь. Современное название города появилось в 589 г. н. э. В VII в. выдающийся поэт Бо Цзюйи заведовал строительством центрального городского канала. В X в. построена знаменитая наклонная пагода Сучжоу, а во времена династии Сун — северная пагода (11 этажей, 76 м.).

Со времён династии Сун (960—1279) город стал важным центром производства шёлка в Китае и остаётся таковым в настоящее время. В XIII в. подвергся разорению и разграблению монгольскими полчищами. При монголах гавань Люцзяган на Янцзы недалеко от Сучжоу стала важнейшим военным и торговым портом региона, через которую собранное в Цзяннани зерно отвозили морем на север, к монгольской столице Ханбалыку(Пекину).

В 1356—1367 гг. Сучжоу был столицей Чжан Шичэна, одного из претендентов на власть в Китае во времена разрушения юаньской империи. При династиях Мин и Цин город был застроен усадьбами столичных чиновников и превратился в садовую столицу Китая.

Будучи памятником Всемирного наследия, исторический центр Сучжоу и посейчас знаменит своими красивыми каменными мостами вроде Баодайцяо, пагодами и искусно разбитыми садами. С возвышением Шанхая в конце XIX века Сучжоу утратил значение центрального города в регионе, однако благодаря своей архитектуре и большому количеству предприятий вокруг города он остаётся меккой как для туристов, так и для предпринимателей.

Сучжоу существовал в эпоху Весны и Осени, примерно 2500 лет тому назад. Вообще китайцы свято чтят свои традиции. У них и поныне главные праздники: 1 января – Весны, 1 октября – Луны. Как у всех народов, главная радость на любой праздник – семейный стол. На праздник Весны китайцы-северяне едят пельмени, южане – рисовые шарики с разнообразной начинкой. А на праздник Луны делают пирожки и опять же всей семьей радостно их поедают. Кстати, в южном Сучжоу нас очень славно угостили – и пельменями в том числе! Но почему так странно названа эпоха: Весны и Осени? Оказывается, все очень просто, именно в эти сезоны могучие китайские реки разливались и доставляли древним китайцам немало хлопот. Чтобы укротить их нрав, и была построена система каналов, пересекающая Сучжоу с севера на юг и с востока на запад, похожая на шахматную доску. За триста лет эпохи Цин, длящейся с 1644-го по 1911 годы, в городе настроили почти тысячу мостов! Сначала мосты строились из дерева, а позже стали использовать камень, который доставляли по Великому каналу из карьеров Укана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классические пейзажные сады Сучжоу

 

 

Живописные пейзажные сады Китая всегда славились гармоничным сочетанием искусственных горок и водоемов с архитектурными сооружениями, цветами и деревьями.

Сучжоу изобилует озерами, водоемами и речками, климат здесь идеален как для человека, так и для растений.

Хотя в Сучжоу, практически, нет гор, но городские окрестности богаты причудливыми камнями, которые прекрасно подходят для сооружения искусственных садовых горок. В периоды династий Мин и Цин Сучжоу переживал экономический и культурный подъем, одних только обладателей звания "чжуанъюань" (победитель на столичных государственных экзаменах) здесь было 60 человек - больше всех в стране! В этот период богатый и знатный Сучжоу стал идеальным местом для создания частных пейзажных садов. Согласно историческим свидетельствам, в период наивысшего расцвета садового искусства в Сучжоу насчитывалось около 300 таких садов.

Художественный уровень образцов пейзажного садового искусства зависел не столько от размера "кошелька" его хозяина, сколько от культуры заказчика и таланта исполнителя. Владельцами частных садов в Сучжоу были удалившиеся в отставку чиновники, богатые торговцы, литераторы и художники. Одни сами проектировали сады, другие прислушивались к советам профессиональных знатоков садового искусства. Многие мастера, занимавшиеся устройством пейзажных садов, отличались благородством натуры и незаурядным творческим талантом.

Пейзажные сады в Сучжоу в большинстве своем находились в черте города -- в тихих переулках, среди обычных жилых домов. Сады обносились внешней стеной, оберегающей тишину от городской суеты.

Попадая за стену, просто замираешь от красоты миниатюрного уголка живой природы: изящные мостики, журчащие ручьи, искусственные горки, павильоны и террасы, укромные тропинки, цветы и деревья... Отсюда еще одно название пейзажных садов Сучжоу -- "Городские горы и рощи".

В частных пейзажных садах нашло отражение стремление их владельцев к уединению и покою. Образованная элита и аристократы в средневековом Китае нередко следовали такой традиции: если не баловала судьба, они обретали душевное равновесие в наслаждении природой и занятиях музыкой, шахматами, каллиграфией и живописью. Названия садов "Чжочжэнъюань", "Ваншиюань", "Ипу", "Оуюань" лучшее тому свидетельство. Знаменитый танский поэт Бо Цзюйи в одном из своих стихотворений воспевает безмятежную жизнь в таком живописном саду.

Большинство классических пейзажных садов в Сучжоу являлись садами при частных домах. Самый обширный из них -- сад "Чжочжэнъюань" -- занимает площадь в 50 тыс кв. м., а размеры самого "миниатюрного" сада "Хуаньсюшаньчжуан" лишь 2,1 тыс кв. м. Несмотря на небольшие размеры частных садов, в них представлен целый калейдоскоп ритмов пространства и пейзажей.

Поскольку в Сучжоу настоящие горы -- редкость, подлинным ценителям горного пейзажа пришлось создавать искусственные горки прямо у себя в саду.

Горки обычно имеют более одной вершины, а склоны сооруженных из земли и камней горок засажены цветами и деревьями. Город Сучжоу расположен на берегу озера Тайху. Камни с этого озера были излюбленным материалом для возведения искусственных горок. Сад "Шицзылинь" прославился как "Царство искусственных горок". Хоть горки здесь невысоки, но изумляют разнообразием рельефа и глубокими пещерами. Пребывая в этом саду, кажется, что находишься в настоящих горах.

В классических пейзажных садах Сучжоу круглый год по воле человека струится вода и не смолкают ключи. В саду "Чжочжэнъюань" вода занимает треть пятых всей площади сада. Но вода не представляет ограниченное пространство одного водоема, а варьируется то в форме сообщающихся прудов, то речушек, извивающихся вокруг горок, мостиков, галерей и цветущих лотосов. Даже небольшого размера водоемы так же прелестно смотрятся на фоне каменистых берегов, почти плывущих по воде мостиков и прилепившихся к берегу строений.

Садовые постройки варьируются по стилю в зависимости от своего функционального назначения: для отдыха, приема гостей, чтения и многого другого. Сооружения отличают легкость, живость, пластика и изящество. Сад "Лююань" знаменит замечательной композицией: открывает сад зигзагообразная галерея. Прогулка по ней наполняет душу умиротворением. Когда галерея кончается, взору предстают разнообразные постройки, разделяющие сад на несколько гармонично сочетающихся друг с другом пространств: в центральной части -- господствуют горки и водоемы. Кристально чистая вода словно замерла в окружении горных пиков. В восточной части доминирует архитектурный ансамбль, во дворе которого будто вкраплены причудливые камни и утесы. В северо-западной части сада пробивающийся средь расщелин ручей и буйная зелень напоминают девственный горный лес.

Пестрые цветы и изумрудные травы под окнами, "древние деревья" меж горок и бамбуковая роща... Все это -- плод душевных усилий и таланта мастера, торжество воплощенной идеи.

Сад "Ваншиюань" хоть и небольшой по размеру, но по красоте ничуть не уступает более просторным садам.

Обладая лишь одной шестой площади сада "Чжочжэнъюань", "Ваншиюань" сумел стать непревзойденным примером изящества и уединенности. Этот сад являет собой классический образец "сада внутри сада", "пейзажа за пределами пейзажа". Хотя в саду строения занимают много площади, а водоемы -- мало, здесь не ощущается ни тесноты, ни ограниченности пространства.

Попав в классический пейзажный сад Сучжоу, нельзя увидеть все его прелести сразу, они сокрыты экранирующими ширмами. Нередко ширмой служит искусственная горка, стена, постройка, заросль цветущих деревьев. Гуляя по галерее в саду "Лююань", проникаешь в глубинный смысл стихотворения поэта династии Сун (960 - 1279 гг.) Лу Ю: "Кряж за кряжем, ручей за ручьем -- кажется нет уж дорог, но в просвете меж ив и цветов виднеется вновь хуторок".

Количественная ограниченность пейзажей с лихвой компенсируется их вариативностью. Пейзаж меняется на каждом шагу, не говоря уже о метаморфозах при смене времен года. У одного и того же водоема можно испытать все виды наслаждения: любоваться резвящимися рыбами и вдыхать аромат цветущих лотосов, сидя в каменной лодке; забравшись повыше, взирать на захватывающую дух чарующую картину гор и вод; в солнечные знойные дни, склонившись к водоему, ощутить свежесть ветерка и прохладу воды; в ненастную погоду усладить слух лепетом дождя, а взор -- последними цветами лотоса.

Арочные проходы и деревянные узорчатые решетки на окошках в стенах садовых построек делают сад сквозным.

В планировке сада "Цанлантин" преобладают горки, однако благодаря украшенным ажуром из более 100 узоров решетчатым окошкам галереи достигается гармония горок в саду и водоемов за пределами сада. На рассвете и закате, когда водоем окутывается туманом, возникает поэтическая картина пейзажа "гор и вод".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сад скромного чиновника (Чжочжэнъюань)

 

 

Начну рассказы о классических садах Сучжоу с самого крупного – Чжочжэньюаня.

Является одним из четырех знаменитых классических китайских парков, а также одним из первых культурных памятников, взятых под государственную охрану. В 1998 г. Сад вошел в Реестр мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Спроектирован согласно плану знаменитого китайского художника, крупнейшего мастера времен правления династии Мин Вэнь Чжэнмина. Строительство парка было завершено в 1509 г. В центре зеленой зоны находится пруд с цветущими лотосами, а по берегам расположены жилые и декоративные постройки. Архитектурные сооружения парка прекрасны и очень декоративны. На территории расположен музей истории и философии концепции китайских садов ландшафтного дизайна.

Информация о работе Сады Сучжоу: планировочные решения и декоративное убранство