Русское искусство рубежа 19 – 20 вв. ( Творчество С. Иванова, Н. Касаткина, А. Рябушкина )

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:37, реферат

Краткое описание

Объект истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Оглавление

Введение
2. С. В. Иванов
А) Биография. Жизнь и творчество С. Иванова
Б) Переселенческая тема ( 1885 – 1890 гг. )
В) Период исторических произведений
Г) Революционные годы – последние годы
3. Н. А. Касаткин
А) Биография Н.А. Касаткина
Б) Дружба с Л. Н. Толстым
В) Преподавательская деятельность
Г) Смерть художника
4. А. П. Рябушкин
А) Биография. Жизнь и творчество А. П. Рябушкина
Б) Исторический жанр
В) Последние годы жизни
5. Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат история искусств.docx

— 1.45 Мб (Скачать)

"Герой  обороны СССР", "Комсомолка-пионервожатая", "Комсомолка-рабфаковка" (все конца 1920-х).

После Октябрьской революции Касаткин активно включился в общественно - культурную деятельность: оформлял массовые празднества, был художником – инструктором отдела народного образования Сокольнического районного совета ( с 1918 г. ), создал районную художественную студию для рабочих.

 

Смерть художника

Касаткин был страстным поборником реалистического искусства, оставаясь истинным художником до конца своих дней. Он и умер на творческом посту: объяснял посетителям Музея Революции свою картину «Карийская трагедия» ( 1930 г. ) и внезапно упал, сраженный смертью.

 

А. П. Рябушкин

Биография. Жизнь и творчество А. П. Рябушкина

А. П. Рябушкин - "После Сурикова - это наш второй исторический живописец. А по тонкости, деликатности и поэтичности своего неповторимого стиля он во многом и превзойдет нашего гениального сибиряка" - (Бенуа А.Н.) . Родился в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии в семье крестьянина-иконописца.

В четырнадцать лет мальчик осиротел и остался со старшим братом. Его способности заметил гостивший в селе студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А. X. Преображенский. Он увез мальчика в Москву, определил его в Училище и принял большое участие в его судьбе.

Первые произведения Рябушкина, выполненные в Училище: "Нападение пиратов", "Масленичное гуляние" (1881 г.), "Летний вечер в деревне" (1881 г.) и др. - свидетельствовали об интересе художника к темам, связанным с жизнью русской деревни. Наиболее самостоятельной работой этих лет явилась "Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии" (1880 г.).

В этой картине уже чувствовались черты индивидуальности художника: тонкая наблюдательность, сдержанность и мягкость в передаче чувств, добродушная, ирония.

 

Рябушкин не окончил Московское училище. После смерти своего учителя В. Г. Перова он едет в Петербург и в 1882 году поступает в Академию художеств. Большую роль в его серьезной профессиональной подготовке сыграл преподаватель натурного класса П. П. Чистяков. Живописный этюд художника "Натурщик" (1887, Научно-исследовательский музей Академии художеств) был как один из лучших образцов оставлен в Академии. В эти годы Рябушкин много работает над выполнением академических программ на сюжеты библейских сказаний, античной мифологии и римской истории.

Дипломную работу Рябушкин посвящает религиозной теме "Снятие с креста" (1890, ГТГ). Работая над ней, художник охладел к первоначальному эскизу, утвержденному Советом Академии, и, не боясь последствий, за месяц до окончания срока написал новую композицию. В результате за нарушение правил конкурса его лишили Большой золотой медали.

В 1890 году, окончив Академию художеств, Рябушкин осуществляет свою мечту - отправляется в путешествие по старинным городам России. Его привлекали памятники древнерусской архитектуры, росписи.

Вскоре Рябушкин поселился под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении своего друга И. Ф.Тюменева, а в 1901 году переехал в усадьбу Дидвино, принадлежавшую его близкому приятелю В. В. Беляеву. По проекту художника для него была выстроена мастерская с небольшим жилым домом.

Деревне Рябушкин обязан созданием лучших своих работ: она питала его искусство, давала неисчерпаемый жизненный материал для творчества.

В 1891 г. впервые на выставке передвижников Рябушкин выставил картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891 г.). По воспоминаниям друзей, сюжет возник у художника по личным впечатлениям, после того как он побывал на одной из крестьянских свадеб. В картине передан один из торжественных моментов ожидания новобрачных.

 

Исторический жанр

 

Путешествия Рябушкина по родной стране и серьезное увлечение русской историей, вызвали у него интерес к историческому жанру. В 1892 году он пишет картину "Потешные Петра I в кружале".

 Художник обратился  к важному событию Петровской  эпохи, столкновению стрельцов. Но в изображении Рябушкина внутренний конфликт приобрел мирный, обыденный характер. Художника никогда не привлекали драматические, полные напряжения ситуации.

В 90-х годах художник исполнил немало заказных работ, рисунки и акварели для различного рода изданий и альбомов, эскизы композиций для предполагавшейся росписи Софийского собора в Новгороде. Крупной исторической картиной этих лет явилась "Московская улица XVII века" (1896 г.).

 

Избрав обычный эпизод из жизни Москвы XVII века, художник сумел воссоздать далекую старину, как бы приоткрыл страницу русской истории. Большая роль в произведении отведена пейзажу. Холодный осенний день, темные тучи, поредевшая листва деревьев вносят печальную ноту в общий настрой.

Интерес к эпохе XVII века выразился у Рябушкина в замысле создать серию исторических картин-портретов, где были бы запечатлены типы, представляющие разные слои общества того времени. Художнику удалось написать только "Семью купца" (1897 г.). Портрет отличается статичностью композиции, неподвижностью изображенных фигур. Не удовлетворенный первым вариантом , Рябушкин переработал и изменил его, сделав более живыми и миловидными образы девушек.

В 1899 году Рябушкин окончил одно из самых любимых полотен "Русские женщины XVII столетия в Церкви" . Художник проявил необыкновенное чувство декоративности, умение создать целостный цветовой ансамбль из красочных одежд женщин и ярких росписей интерьера. Эта картина была награждена почетными дипломами на Международной выставке в Париже.

В 1901 году написана одна из лучших картин художника "Свадебный поезд в Москве". На полотне вновь оживает далекая Москва 17 в. Быстро движется шумная красочная процессия. На первом плане картины, на фоне темно-серого сарая, выделяется нарядная фигурка молодой печальной девушки, стремящейся уйти подальше от пышного и радостного торжества. Художник многое не досказал, предоставив возможность каждому воспринимать картину по-своему.

 

Последние годы жизни

В последние годы жизни Рябушкин увлекается созданием иллюстраций к русским былинам, обращается к деревенским темам, пишет картины: "За водой" (1898 г.), "В деревне" (1902 г., частное собрание), "Втерся парень в хоровод..." (1902 г.), "В деревне. К обедне" (1903 г.). Взгляды на современную ему деревню и отношение к ней нашли отражение в одной из поздних работ художника "Чаепитие" (1903 г., частное собрание, Москва). Здесь нет былой поэтизации русской деревенской жизни. Эта работа по силе может быть поставлена только рядом с картиной С. Коровина "На миру".

В последние годы Рябушкин тяжело болел (туберкулез легких). Врачи советовали ехать в Швейцарию, куда он в 1903 году и отправился. Но поездка оказалась безрезультатной. Вернувшись на родину, в Дидвино, художник, окруженный друзьями, умер в своей .мастерской 10 мая 1904 года. Русское искусство лишилось большого, самобытного, подлинно национального художника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы:

 

- Милюков П.Н. Очерки истории русской культуры. М., 1994.

 

- Яковкина Н.И. "История русской культуры: 19 век." 2-е издание. СПб: Издательство "Лань", 2002

 

-  Хрестоматия по культурологи: Учебное пособие/Составители: Лалетин Д.А.

 

- Свободная  энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org

 

-  Сайт – галерея  картин: http://pokartinam.ru

 


Информация о работе Русское искусство рубежа 19 – 20 вв. ( Творчество С. Иванова, Н. Касаткина, А. Рябушкина )