Русское искусство рубежа 19 – 20 вв. ( Творчество С. Иванова, Н. Касаткина, А. Рябушкина )

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:37, реферат

Краткое описание

Объект истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Оглавление

Введение
2. С. В. Иванов
А) Биография. Жизнь и творчество С. Иванова
Б) Переселенческая тема ( 1885 – 1890 гг. )
В) Период исторических произведений
Г) Революционные годы – последние годы
3. Н. А. Касаткин
А) Биография Н.А. Касаткина
Б) Дружба с Л. Н. Толстым
В) Преподавательская деятельность
Г) Смерть художника
4. А. П. Рябушкин
А) Биография. Жизнь и творчество А. П. Рябушкина
Б) Исторический жанр
В) Последние годы жизни
5. Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Реферат история искусств.docx

— 1.45 Мб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное бюджетное учреждение

Новосибирская Государственная Архитектурно — Художественная Академия

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Русское искусство рубежа 19 – 20 вв. ( Творчество С. Иванова, Н. Касаткина, А. Рябушкина ).

 

 

 

 

Выполнила: студентка 224 гр., Богачева К. И.

Проверила: Вольская Л. Н.

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2013 г.

 

План:

  1. Введение

2.    С. В. Иванов

А) Биография. Жизнь и творчество С. Иванова

       Б) Переселенческая тема ( 1885 – 1890 гг. )

В) Период исторических произведений

Г) Революционные годы – последние годы

3.    Н. А. Касаткин

А) Биография Н.А. Касаткина

Б) Дружба с Л. Н. Толстым

В) Преподавательская деятельность

Г) Смерть художника

4.    А. П. Рябушкин

А) Биография. Жизнь и творчество А. П. Рябушкина

Б) Исторический жанр

В) Последние годы жизни

5. Список  использованных источников и  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии “культура” человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий.

Объект истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

 

С. В. Иванов

Биография. Жизнь и творчество С. Иванова

Сергей Иванов родился 4 ( 16 ). 06. 1864 г., в городке Руза ( Московской Губернии ) в семье чиновника. Художественные наклонности у Иванова проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и прочил сына в инженеры. Так, после окончания уездного училища в 1875 г., в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт.

Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии Художеств, и с благословения В. Г. Перова, высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента», осенью 1878 г. начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В училище Иванов занимался до1882 г. Среди его наставников были И. М. Прянишников и Е. С. Сорокин.

С 1882 по 1884 год Сергей Иванов учился в петербургской Академии Художеств. К 1883 году относится его первая картина «Слепцы», которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к «переселенческому» быту.

Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный класс, покинуть Академию и переехать в Москву. В 1884 г. Сергей возвратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и закончил его в 1885 г.

К последнему периоду обучения относятся картины «Больная» (1884 г.),

«У кабака» (1885г.), «К помещице с просьбой» (1885 г.), «У острога» (1884—1885 гг.), «Агитатор в вагоне» (1885 г.).

К этому же времени относится начало работы над темой переселенчества (цикл 1885—1890 гг.).

 

Переселенческая тема (1885—1890 гг.)

Уже в конце своего обучения, на последних курсах, Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти 19 в. явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь. После реформы 1861 г. возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство нашло выход в переселении безземельных крестьян в этот огромный малозаселённый край. Только за последние десятилетия 19 в. несколько миллионов крестьян оставили свои наделы, и отправились на поиски «благодатных земель». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой небогатые пожитки, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, шли они, навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, в Сибирь, и о сотнях гибнущих в пути — стала основной мыслью цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах.

Иванов берёт в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний и расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского послереформенного крестьянства.

В картинах и рисунках Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни. Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом с людьми, странствующими по просторам России — «Переселенцы. Ходоки» (1886 г.), «Обратные переселенцы» (1888 г.) и первая серьёзная картина художника - «В дороге. Смерть переселенца» (1889 г.), принёсшая молодому художникуизвестность.                                               

 

Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия» - художник создал: «Беглый», эскиз (1886 г.),

«Бунт в деревне» (1889 г.), «Отправка арестантов» (1889 г.), «Бродяга» (1890 г.). Картина «Этап» (1891 г., картина погибла ) условно подытоживает «арестантскую серию».

На рубеже 1889—1890 гг. Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным  — становится признанным лидером среди московских молодых художников.

 

Период исторических произведений

Начиная с девяностых годов, в жизни С. Иванова наступает новый творческий период – «исторический». В живописи этого периода у Иванова прослеживаются черты общие с Суриковым и Рябушкиным. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты: «Смута», 1897 г.,

 «По приговору  веча», 1896 г. - его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, в портретах простых русских людей, и эти произведения приобретают особую звучность и красочность.

Далее, в 1889г. Сергея Иванова принимают в «Передвижники». Его, Иванова, как и Рябушкина и Архипова, начали считать «поздними передвижниками» - вторым поколением  художников-передвижников внесших новую струю.

Но Иванов постоянно находиться в творческом поиске своего внутреннего самовыражения его не устраивают «милые сценки» в жанре передвижников, он хотел писать остродраматические произведения предающие ритм человеческих душ. И поддаваясь влиянию своих работ на пленэре, он меняет палитру и рисунок, это происходит в 1903 году. В этот период создается «Союз русских художников» в судьбе которого Сергей Иванов играл не последнюю роль. Художник занимается историческим жанром, пишет много портретов и иллюстрирует книги. Он продолжает оставаться художником реалистом, не смотря на времена модерна

Иванов выступил новатором исторического жанра, создавая свои произведения — в духе стиля модерн — они, подобно кинокадрам, захватывали зрителя своим динамичным ритмом : «Приезд иностранцев в Москву 17 столетия» , 1901 г., «Царь. XVI век», 1902 г.,

«Поход москвитян. XVI век», 1903. В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни.

Революционные годы — последние годы

В 1905 г. Сергей Васильевич стал обладателем почетного звания академика.

В Москве, во время восстания 1905 г., Иванов становиться его свидетелем и непосредственным участником оказывая помощь раненым студентам. Появляются его рисунки казаков и жандармов.  

В этот период Иванов занимается преподавательской работой в Московском училище живописи и зодчества.

В 46 лет Иванов Сергей Васильевич умирает от сердечного приступа на своей даче на берегу речки Яхромы в деревне Свистуха.

Н. А. Касаткин

Биография. Жизнь и творчество Н. А. Касаткина

 

Н. А. Касаткин родился в Москве 13 декабря (25 декабря, по новому стилю) в 1859 г. В семье  видного московского художника - гравера А. А. Касаткина.

Николай Алексеевич - русский художник-живописец, продолживший социально-критические традиции "передвижников" в пред- и пост революционное время. Также он стал  — первым художником Советской России, которому в январе 1923 года присвоили звание народного художника.

Жизнь художника с детства связана с рабочими. Первые его впечатления — уличные сцены на Грачевке в Москве, где жил бедный ремесленный люд, где царила нищета. Дома — грустные рассказы бабушки, бывшей крепостной, болезнь горячо любимого отца и та же нищета. Но была с самых малых лет одна радость — занятия с отцом.

Алексей Александрович считался прекрасным гравером, имел звание учителя рисования и, конечно, был первым наставником сына. Потом четырнадцатилетний Касаткин стал заниматься у Перова в Московской школе живописи, где пробыл десять лет, с 1873 года. Касаткин был подлинным учеником Перова, безмерно ценил его, продолжал и развивал в своем творчестве его традиции. Он тоже полюбил, как и Перов, темную гамму красок. Темами для своих работ брал то, что видел в деревенских и городских улицах, в рабочих семьях, на заводах, в шахтах. Мрачный колорит работ оправдан их сюжетами. Но это не слезливые воздыхания сочувствующего наблюдателя. Картины Касаткина — активный протест художника против несправедливости. Его полотна обличали и призывали к борьбе с эксплуатацией. И 1883 г. художник представил в качестве дипломной работы картину «Нищие на церковной паперти», в итоге получив за нее высшую награду училища - Большую серебряную медаль и звание художника.

 

 Окончив училище, молодой художник вынужден был, на несколько лет забросить серьезные занятия живописью и содержать семью, зарабатывая главным образом оформлением лубочных изданий. Первая его картина после окончания училища — «Перекупка» — появилась только в 1889 году и была принята на выставку передвижников ( 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения ). Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина - жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины "Семья рабочего" (1891), "Тяжело (Буревестник)" (1892), "В коридоре окружного суда" (1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), "Арестантки на свидании" (1899)и др. А в 1891 году художник выставил еще три работы и стал членом Товарищества. Одну из картин — «Соперницы» ( 1890 г. ) — приобрел Третьяков.

 Это и окрылило Касаткина. Продажа картины дала возможность как следует заняться живописью, не заботясь о деньгах. Касаткин пишет преимущественно жанровые картины, реже портреты, не расстается с сюжетами, связанными с тяжелыми сторонами жизни: «Осиротели», «Тяжело» ( 1892 г. ),

«Перед отправкой в воспитательный дом».

Произведения художника демонстрировались на передвижных выставках. Выставок этих ждали тогда с нетерпением. Они были событием не только в художественной жизни страны, но и в общественной. Выставки передвигались из города в город по всей стране. Неграмотные, забитые люди могли увидеть на картинах передвижников то, что не могли прочитать: рассказ о несправедливости, о нуждах и бедах трудящихся. Люди задумывались, в их душах поднимался протест. Художники-передвижники выполняли не только великую культурную, но и общественную миссию. Касаткин был одним из активнейших членов Товарищества.

Дружба с Л. Н. Толстым

Большое влияние на мировоззрение Касаткина оказала его дружба с Л. Н. Толстым. Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни общества. С 1889 года по 1899 год Касаткин переписывался с Львом Николаевичем и часто бывал в Ясной Поляне. В беседах с великим писателем Касаткин пришел к убеждению, что творчество должно подчиняться высокой идее. В своей художественной деятельности он никогда не отступал от этого принципа

 

Преподавательская деятельность

В 1903 году по предложению Репина Касаткина избирают действительным членом Академии художеств. С 1894 г. началась преподавательская деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до 1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его учеников такие известные впоследствии мастера, как Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. В 1892 - 1897 гг., после нескольких поездок в Донбасс и на Урал, Касаткин создает знаменитую "шахтерскую" серию картин: "Шахтерка" (1894),

"Углекопы. Смена" (1895),

"Шахтер - тяголыцик" (1896), "Кузница" (1897), "Уральский рабочий" (1899), "В семье рабочего" (1890-е) и др.

В первые годы революции художник откликается на события революции 1905 г., написав ряд революционно-романтических произведений: "Тревожное", "Рабочий-боевик", "Последний путь шпиона", "Беззаветная жертва революции", "Студент", "После обыска" (все 1905). Эти и другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для художников - приверженцев соцреализма. В это же время пишет панно для праздничного оформления в Москве, делает портреты рабочих, ряд полотен на историко-революционные темы. Пишет много  портретов - типажей, посвященных советской молодежи например: «За учебу. Пионерка с книгами» ( 1926 г.),

Информация о работе Русское искусство рубежа 19 – 20 вв. ( Творчество С. Иванова, Н. Касаткина, А. Рябушкина )