Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:37, реферат
Объект истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.
Введение
2. С. В. Иванов
А) Биография. Жизнь и творчество С. Иванова
Б) Переселенческая тема ( 1885 – 1890 гг. )
В) Период исторических произведений
Г) Революционные годы – последние годы
3. Н. А. Касаткин
А) Биография Н.А. Касаткина
Б) Дружба с Л. Н. Толстым
В) Преподавательская деятельность
Г) Смерть художника
4. А. П. Рябушкин
А) Биография. Жизнь и творчество А. П. Рябушкина
Б) Исторический жанр
В) Последние годы жизни
5. Список использованных источников и литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Новосибирская Государственная Архитектурно — Художественная Академия
Реферат на тему:
Русское искусство рубежа 19 – 20 вв. ( Творчество С. Иванова, Н. Касаткина, А. Рябушкина ).
Выполнила: студентка 224 гр., Богачева К. И.
Проверила: Вольская Л. Н.
Новосибирск, 2013 г.
Сергей Иванов родился 4 ( 16 ). 06. 1864 г., в городке Руза ( Московской Губернии ) в семье чиновника. Художественные наклонности у Иванова проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и прочил сына в инженеры. Так, после окончания уездного училища в 1875 г., в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт.
Институт тяготил его, и по совету П. П. Синебатова, сослуживца отца, «вечного студента» Академии Художеств, и с благословения В. Г. Перова, высоко оценившего его рисунки, 14-летний Сергей Иванов как «вольный посетитель сверх контингента», осенью 1878 г. начинает заниматься в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В училище Иванов занимался до1882 г. Среди его наставников были И. М. Прянишников и Е. С. Сорокин.
С 1882 по 1884 год Сергей Иванов учился в петербургской Академии Художеств. К 1883 году относится его первая картина «Слепцы», которая появилась в результате путешествия по Самарской и соседним с нею приволжским губерниям. Очевидно, к этому периоду восходят истоки интереса художника к «переселенческому» быту.
Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный класс, покинуть Академию и переехать в Москву. В 1884 г. Сергей возвратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, и закончил его в 1885 г.
К последнему периоду обучения относятся картины «Больная» (1884 г.),
«У кабака» (1885г.), «К помещице с просьбой» (1885 г.), «У острога» (1884—1885 гг.), «Агитатор в вагоне» (1885 г.).
К этому же времени относится начало работы над темой переселенчества (цикл 1885—1890 гг.).
Уже в конце своего обучения, на последних курсах, Сергей Иванов обращается к острым социальным проблемам. В частности, его внимание привлекло характерное для русской деревни последней четверти 19 в. явление: во второй половине 1880-х годов началось переселение в Сибирь. После реформы 1861 г. возникла необходимость в решении земельного вопроса. Правительство нашло выход в переселении безземельных крестьян в этот огромный малозаселённый край. Только за последние десятилетия 19 в. несколько миллионов крестьян оставили свои наделы, и отправились на поиски «благодатных земель». В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой небогатые пожитки, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, шли они, навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших со своих исконных мест, в Сибирь, и о сотнях гибнущих в пути — стала основной мыслью цикла картин Иванова. Он запечатлел сцены крестьянской жизни в нарочито тусклых, «скорбных» по колориту картинах.
Иванов берёт в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в ряде губерний и расстается с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени Иванов становится своеобразным летописцем трагического явления в жизни русского послереформенного крестьянства.
В картинах и рисунках Иванова предстают
ужасающие сцены переселенческой жизни.
Надежда и отчаяние, болезни и смерть рядом
с людьми, странствующими по просторам
России — «Переселенцы. Ходоки» (1886 г.),
«Обратные переселенцы» (1888 г.) и первая
серьёзная картина художника - «В дороге.
Смерть переселенца» (1889 г.), принёсшая
молодому художникуизвестность.
Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия» - художник создал: «Беглый», эскиз (1886 г.),
«Бунт в деревне» (1889 г.), «Отправка арестантов» (1889 г.), «Бродяга» (1890 г.). Картина «Этап» (1891 г., картина погибла ) условно подытоживает «арестантскую серию».
На рубеже 1889—1890 гг. Сергей Иванов наряду
с Серовым, Левитаном, Коровины
В 1905 г. Сергей Васильевич стал обладателем почетного звания академика.
Н. А. Касаткин
Биография. Жизнь и творчество Н. А. Касаткина
Николай Алексеевич - русский художник-живописец, продолживший социально-критические традиции "передвижников" в пред- и пост революционное время. Также он стал — первым художником Советской России, которому в январе 1923 года присвоили звание народного художника.
Жизнь художника с детства связана с рабочими. Первые его впечатления — уличные сцены на Грачевке в Москве, где жил бедный ремесленный люд, где царила нищета. Дома — грустные рассказы бабушки, бывшей крепостной, болезнь горячо любимого отца и та же нищета. Но была с самых малых лет одна радость — занятия с отцом.
Окончив училище, молодой художник вынужден был, на несколько лет забросить серьезные занятия живописью и содержать семью, зарабатывая главным образом оформлением лубочных изданий. Первая его картина после окончания училища — «Перекупка» — появилась только в 1889 году и была принята на выставку передвижников ( 1891 г. художник становится членом ТПХВ и постоянным участником выставок этого объединения ). Именно в этот период определяется главная тема в творчестве Касаткина - жизнь рабочих и городской бедноты. Он пишет картины "Семья рабочего" (1891), "Тяжело (Буревестник)" (1892), "В коридоре окружного суда" (1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже 1900 г.), "Арестантки на свидании" (1899)и др. А в 1891 году художник выставил еще три работы и стал членом Товарищества. Одну из картин — «Соперницы» ( 1890 г. ) — приобрел Третьяков.