Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:22, реферат
Откуда бы вы ни любовались панорамой невский берегов , вы всегда обратите внимание на величественное здание с колоннадой и башней, замыкающее знаменитый ансамбль Стрелки Васильевского острова и представляющее собою классический образец архитектуры первой половины XIX в. Раньше в этом здании располагалась Петербургская таможня, сейчас – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук (РАН).
Введение
Глава I. История создания Пушкинского Дома
Глава II. Рукописное собрание Пушкинского Дома
Глава III. Пушкинский Дом и его роль в развитии Русской литературной науки и культуры
Заключение
Список используемой литературы
Первые автографы поступили в Пушкинский Дом в 1908 г. Это были письма А.Н. Плещеева из ссылки к В.Д. Дандевилю. Их передал сюда сын поэта А.А. Плещеева. Это приношение положило начало рукописному фонду Пушкинского Дома, обозначив здесь возникновение благородной традиции превращения рукописного наследия русской литературы из частной собственности в собственность общенародную, доступную для изучения и популяризации.
В 1907-1908 г. в Пушкинский Дом поступает коллекция рукописей П.А. Ефремова. В этот же год поступает библиотека и рукописное собрание П.А. Плетнева. В его собрании – автографы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Аксакова, Ф.Н. Глинки, И.А. Гончарова, В.А. Жуковского, И.С. Тургенева и др.
В 1918 г. с принятием Пушкинского Дома в состав учреждений Академии наук образуется Рукописный отдел со специальными функциями собирания, хранения и изучения рукописного наследия русских писателей. Первым заведующим Рукописным отделом становится Б.Л. Модзалевский. В 1930-е годы Рукописный отдел был основным отделом, где проводились исследования. В это время шло усиленное пополнение фондов отдела и параллельно описание их и издание. Помимо отдельных поступлений Пушкинский Дом получил большое количество материалов по истории литературы и общественно мысли XVIII и XIX вв. из рукописного отдела Библиотека Академии наук.
Великая отечественная война несколько приостановила пополнение фондов Рукописного отдела. Главная задача военного периода – сохранить богатства Пушкинского Дома – была выполнена полностью.
В послевоенные годы приток рукописей не иссяк. В какой-то степени это было обусловлено расширением деятельности Рукописного отдела и усложнением его структуры. Именно в 1949 г. в Рукописный отдел включается обширный фольклорный архив и открывается Древнехранилище. В эти годы в Пушкинский Дом поступило свыше 200 архивов и коллекций, из которых большинство принадлежит советским писателям и литературоведам.
В Рукописном отделе Пушкинского Дома главное место занимают личные фонды русских писателей, деятелей культуры и общественного движения, но здесь хранятся и фонды журналов, издательств и литературных организаций (около 50).
Из литературно-общественных организаций прежде всего обращает внимание огромный (свыше 2,5 тыс.дел) архив Литературного фонда.
Небольшой (всего 105 единиц)
архив Вольного общества любителей российской
словесности отражает его деятельность
с точки зрения организационно-
Среди литературных архивов заметное место занимали архивы редакций журналов.
Уже в 1917 г. сюда поступило рукописное наследие М. Ю. Лермонтова (материалы Лермонтовского музея Николаевского кавалерийского училища), в 1919 – огромное Дашковское собрание и собрание М. И. Семевского, в значительной мере содержавшее в себе обширный архив журнала «Русская старина». С включением Пушкинского Дома в состав учреждений Академии наук создается Рукописный отдел со специальными функциями собирания, хранения, систематизации и изучения рукописного наследия русских писателей.
В настоящее время в составе Рукописного отдела имеются личные фонды В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. И. Гнедича; декабристов К. Ф. Рылеева, братьев Бестужевых, И. А. Анненкова, С. Г. Волконского; литература второй половины XIX в. представлена в нем фондами Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Добролюбова, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, А. А. Фета и др.; огромный комплекс материалов представляет литературный процесс конца XIX — начала XX вв.: это фонды А. А. Блока, А. И. Куприна, М. А. Волошина, Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, Вяч. Иванова, А. М. Ремизова и др.
Помимо личных фондов, Рукописный отдел владеет фондами литературных организаций, издательств, периодических изданий: Пушкинского лицейского общества, Дома литераторов, Музея Александровского лицея, Музея Л. Н. Толстого, Русского библиологического общества, редакций журналов «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство» и др. В Рукописном отделе хранятся и многочисленные справочно-библиографические материалы, среди которых первое место принадлежит картотеке С. А. Венгерова. Эта картотека содержит сведения о 80 тысячах русских писателей, ученых, общественных и культурных деятелей и включает в свой состав 2 миллиона карточек, во многих отношениях исчерпывающих русскую печать XIX в. К картотеке С. А. Венгерова примыкают картотеки Б. Л. и Л. Б. Модзалевских, а также В. И. Саитова, содержащие библиографические, биографические и генеалогические сведения не только о писателях, но и обо всем культурном слое русского общества XIX века.
Сегодня Рукописный отдел Пушкинского Дома является одним из крупнейших в России хранилищ русского рукописного литературного наследства. Без обращения к его материалам невозможно исследование многих явлений истории русской литературы и общественного движения.
Глава III
Пушкинский Дом и его роль в развитии Русской литературной науки и культуры
В русской литературной науке Пушкинский Дом – старейшее научно-исследовательское учреждение, прошедшее долгий и сложный творческий путь, отмеченный крупными достижениями и открытиями, дискуссиями и спорами.
Пушкинский Дом создавался, формировался и развивался вместе со всей русской литературной наукой XX в. Знаменательно само его возникновение в декабрьские дни 1905 г., когда революция совершалась не только на улицах городов, но и в сознаниях людей.
Обращаясь к вопросу о значении деятельности Пушкинского Дома, следует иметь в виду, что она не ограничивается областью науки, а распространяется в сферу культуры, просвещения, идеологии и даже искусства.
Трудно подсчитать общее количество исследований, в разное время проведенных в Пушкинском Доме, потому что не все они завершались публикацией их результатов, но нужно сказать, что по настоящее время здесь издано более тысячи книг, посвященных различным аспектам истории русской литературы, подготовлено десять академических собраний сочинений русских классиков. Даже количественные данные говорят о значительности вклада в науку, сделанного здесь, о многообразии и широте исследований, о координирующей роли Пушкинского Дома в современном научном процессе.
Заключение
Пушкинский Дом – не только научное учреждение, но и крупный культурный центр, который входит в общую систему культурной жизни Санкт-Петербурга и страны. Значительные художественные ценности, здесь сосредоточенные, привлекают сюда не только специалистов, но и всех, кто интересуется историей русской литературы, ее прошлым и настоящим. Через Музей Пушкинского Дома ежегодно проходит около 25 тыс. экскурсантов; здесь снимаются кинофильмы, материалы Музей и Рукописного отдела используются в телепередачах, на радио, демонстрируются на выставках в нашей стране и за рубежом; достаточно широко поставлена здесь лекторская работа.
Сегодня Пушкинский Дом намечает и планы будущих исследований и будущих поисков. И среди них, конечно, первые места займут исследования по истории и теории русской литературы прошлого и современности, крупнейшие текстологические работы, работы по теории литературы, археографии. Пройден большой, сложный и плодотворный путь, впереди новые исследования, новые открытия.
Список используемой литературы.