Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 19:22, реферат
Откуда бы вы ни любовались панорамой невский берегов , вы всегда обратите внимание на величественное здание с колоннадой и башней, замыкающее знаменитый ансамбль Стрелки Васильевского острова и представляющее собою классический образец архитектуры первой половины XIX в. Раньше в этом здании располагалась Петербургская таможня, сейчас – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук (РАН).
Введение
Глава I. История создания Пушкинского Дома
Глава II. Рукописное собрание Пушкинского Дома
Глава III. Пушкинский Дом и его роль в развитии Русской литературной науки и культуры
Заключение
Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ АРХИВНОГО ДЕЛА
Ивакова Анна Вячеславовна
Реферат по истории франко-российских отношений.
«Рукописное собрание Пушкинского Дома»
2-ого курса очной формы обучения
Руководитель
Санин О.Г.
Москва 2014
Введение
Глава I. История создания Пушкинского Дома
Глава II. Рукописное собрание Пушкинского Дома
Глава III. Пушкинский Дом и его роль в развитии Русской литературной науки и культуры
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Откуда бы вы ни любовались панорамой невский берегов , вы всегда обратите внимание на величественное здание с колоннадой и башней, замыкающее знаменитый ансамбль Стрелки Васильевского острова и представляющее собою классический образец архитектуры первой половины XIX в. Раньше в этом здании располагалась Петербургская таможня, сейчас – Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии Наук (РАН).
Пушкинский Дом возник в 1905 г. как своеобразный памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. По замыслу основателей, Пушкинский Дом должен был представлять собою музей, сосредотачивающий все, что касается Пушкина, и одновременно стать источниковедческим центром той части русской науки о литературе, которая занимается изучением жизни и творчества Пушкина, его великого наследия. Так полагали основатели Пушкинского Дома, но развитие научной мысли, запросы общества, идущего навстречу первой русской революции, наконец, задачи, в это время стоявшие перед литературной наукой, почти сразу же внесли свои коррективы в первоначальный замысел. Сфера деятельности Пушкинского Дома расширяется, захватывая сначала всю пушкинскую эпоху, затем весь XIX век, а после 1930 года, когда на его основе в системе Академии наук СССР создается научно-исследовательский институт, - и весь литературный процесс на всем протяжении его существования, от момента возникновения русской литературы до наших дней.
Сегодняшний облик Пушкинского Дома, профиль его исследовательских работ, их историко-литературная оснащенность и теоретико-методологический уровень определяются не только современный состоянием отечественной литературной науки, но и особенностями создания, становления и развития этого уникального учреждения, его историей, его богатейшими научными и общекультурными традициями.
Сейчас Пушкинский Дом – это прежде всего научно-исследовательский центр, деятельность которого накладывает свой отпечаток на формирование методов и направлений в изучении отечественной литературы. Еще Пушкинский Дом – крупнейший центр русской национальной культуры. Так он был задуман в начале XX в., такое значение он сохраняет и сегодня. Достаточно сказать, что именно здесь находятся все рукописи Пушкина, его библиотека, здесь храниться рукописное наследие многих выдающихся деятелей русского литературного движения прошлого и современного, здесь крупнейшее в стране собрание древнерусских рукописей, сосредоточены огромнейшие коллекции звуковых записей русского народно-поэтического творчества, здесь работает обширная библиотека . Богатства русской культуры, сосредоточенные в Пушкинском Доме, огромны и бесценны. Сочетание двух аспектов деятельности – исследовательского и источниковедческого – предопределяет неповторимость Пушкинского Дома как научного и культурного учреждения. Другого центра, подобного Пушкинскому Дому, в нашей стране нет, нет его и за ее рубежами.
Глава I
История создания Пушкинского Дома
Возникновение Пушкинского Дома обычно связывают с юбилеем 1899г., когда отмечалось столетие со дня рождения Пушкина. Однако редко обращают внимание, что создание этого учреждения – естественный результат исторического развития русской культуры и науки.
Профиль Пушкинского Дома в его первых проектах во многом был предопределен особенностями тогдашнего литературоведения. В 90-е годы XIX в. находящиеся в стадии формирования, занимаясь главным образом собиранием, осмыслением, публикацией новых материалов. Собирание и изучение источников, поставленное в широких масштабах, требовало создания организационного центра, роль которого не могли исполнять ни Отделение русского языка и словесности Академии наук, ни созданный в дни юбилея Разряд изящной словесности, ни пушкинские комиссии и общества. Ни одна из этих организаций не могла взять на себя роль музейно-источниковедческого учреждения, которое было бы сосредоточено на собирании, систематизации, изучении и публикации пушкинских материалов. Русская наука и культура нуждалась в специальном пушкиноведческом центре, а юбилей 1899 г. подтвердил необходимость создания такого учреждения.
История создания Пушкинского Дома- сложный и длительный процесс, охватывающий целое десятилетие. Долгое время он существовал лишь в разговорах и на бумаге.
Так что когда в пору подготовки к столетию со дня рождения великого русского поэта (1899) встал вопрос о новом ему памятнике уже в Петербурге, стало ясно, что вряд ли нужно соревноваться с Москвой в традиционном скульптурном увековечении. Скромный памятник поэту, установленный на Пушкинской улице в Петербурге, лишь подчеркнул это. В воздухе носилась идея какой-то совершенно иной и новой дани поэту, которая не только отвечала бы все увеличивающейся и растущей роли его в жизни России, а, может быть, сама получала бы постоянную возможность увеличиваться и прирастать.
При Академии наук была создана Комиссия по устройству чествования столетия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина. Ее председателем стал президент Императорской Академии наук великий князь Константин Константинович – поэт, известный под псевдонимом К. Р., один из образованнейших людей того времени, изысканнейший знаток искусств, музыкант, переводчик. В состав комиссии вошли писатели (например, Д. В. Григорович), композиторы (Н. А. Римский-Корсаков), государственные деятели (С. Ю. Витте), академики (А. Н. Веселовский, А. А. Шахматов), представители Академии художеств, Санкт-Петербургского университета и др. Сама мысль о Доме Пушкина изначально оказалась органично связана с Академией наук, с интеллектуальной элитой России.
В юбилейном 1899 г. была учреждена, тоже при Академии наук и тоже под председательством ее президента, великого князя Константина Константиновича, Комиссия по возведению собственно памятника поэту, которая тоже пришла к представлению об ином, нетрадиционном памятнике Пушкину.
Первоначально предполагалось, что памятник как некое сочетание скульптуры и здания разместится на набережной от Троицкого до Сампсониевского моста и что эта набережная получит имя Пушкина. Городская дума отвергла предложение, а набережная стала называться Петровской (в честь Петра Великого). Не реализовалось и намерение поставить такой памятник на углу Каменноостровского проспекта и набережной Петра Великого, то есть в районе Троицкой площади.
Учреждение Дома Пушкина состоялось только в 1905 г. Комиссия по возведению памятника (а она уже собирала деньги) наконец гласно возбудила вопрос: «Не будет ли желательнее соорудить памятник А. С. Пушкину не в виде статуи, а в виде постройки особого музея. В музее этом, которому должно быть присвоено имя Пушкина как родоначальника нашей изящной литературы, будет сосредоточено все, что касается наших выдающихся художников слова, как-то: рукописи, вещи, издания сочинений и т. п.». Печать, российская общественность поддержали это предложение. На заседании Комиссии 15 декабря 1905 г. вопрос, получивший общее одобрение, был решен. В феврале 1907 г. та же Комиссия изменила уже почти утвердившееся название «Дом Пушкина» на «Пушкинский Дом» и приняла Положение, которое гласило, что он «составляет государственное достояние и находится в ведении Императорской Академии наук».
Впрочем, созидание Пушкинского Дома началось еще до официального его учреждения рабочими усилиями энтузиастов, прежде всего Б. Л. Модзалевского. Еще в юбилейном 1899 г. вице-президент Академии наук, выдающийся пушкинист академик Л. Н. Майков предложил приобрести библиотеку Пушкина. В апреле 1906 г. правительством были выделены средства, и немалые — 18 тысяч рублей — на приобретение этой библиотеки, которая и была передана Пушкинскому Дому, по сути положив тем самым начало его деятельности.
Ныне бесценное книжное собрание, насчитывающее 3700 томов (1523 названия) на 14 языках, хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома.
В 1907 г. по инициативе министра финансов графа В. Н. Коковцова был поставлен вопрос о приобретении выдающегося парижского собрания-музея А. Ф. Онегина. В 1879 г. навсегда уехав из России, он посвятил всю жизнь созданию Пушкинского музея. Его парижская квартира стала своеобразным Пушкинским Домом во Франции. Собирал он буквально все относящееся к жизни и творчеству великого поэта, — от раритетных автографов, книг, мемуаров до самых разных календарей, открыток, духов, школьных тетрадей и т. п.
В начале 1880-х гг. его друг, сын Василия Андреевича Жуковского, Павел Васильевич, подарил Онегину 60 пушкинских рукописей. Позднее он же передал бумаги, касающиеся истории дуэли и смерти Пушкина, множество документов, богатую пушкинскую иконографию. Помимо этого П. В. Жуковским были отданы архив и 400 томов библиотеки отца. Постепенно разные владельцы и держатели передали коллекционеру многие ценности, относящиеся к русской и европейской культуре. В онегинском собрании оказались автографы Лермонтова и Гоголя, Герцена и Тургенева, И. Аксакова и Я. Полонского.
В. Н. Коковцов провел с Онегиным переговоры о приобретении музея Императорской Академией наук. Тот выговорил себе право пожизненно пользоваться своим собранием. По заключенному договору он получал 10 тысяч золотых рублей единовременно и по 6 тысяч ежегодно на пополнение коллекции. Связи были нарушены революцией 1917 г., но возобновились уже в 1919 г. Онегин скончался в 1925 г. После разрешения сложных юридических вопросов в 1928 г. его коллекция стала поступать в Пушкинский Дом Академии наук в десятках контейнеров: мебель, книги, бронза, картины, гипсы. Часть коллекции, прежде всего пушкинские рукописи, отправлялась даже с дипкурьерами.
Следует отметить, что советское правительство охраняло, опекало, финансировало Пушкинский Дом. В числе его директоров находим фамилии известных государственных деятелей, писателей: А. В. Луначарского, Л. Б. Каменева, М. Горького. Последним крупным государственным приобретением были письма Пушкина невесте Наталье Николаевне, тогда еще Гончаровой.
Но вернемся к истории. В 1918 г. постановлением Конференции Российской Академии наук Пушкинский Дом как «национальный музей особого типа» получил статус собственно академического учреждения. Из-за войн, неустройств и неурядиц идея строительства особого здания, Одеона, так и не осуществилась. Тогда подкомиссия по устройству Пушкинского Дома высказала пожелание, чтобы Пушкинский Дом в основных своих чертах представлял собою здание в стиле ампир и включал в себя залы для коллекций, большой зал для публичных заседаний и кабинеты для занятий научного персонала.
Лишь в 1927 г. поскитавшийся по городу Пушкинский Дом обрел постоянное место — построенное по проекту архитектора И. Ф. Лукини с классическим восьмиколонным портиком и медными скульптурами Меркурия, Нептуна и Цереры над фронтоном здание бывшей главной Морской таможни (русский ампир, тридцатые годы XIX в.). По преданию, бывал в нем и Пушкин.
По масштабам и характеру планировки это здание на набережной Макарова даже превзошло то, что предполагали построить согласно первоначальным проектам. Собрания и коллекции, вынужденно разобщенные и разрозненные, наконец были слиты в некую целостность. Это позволило строить экспозицию по историческому принципу, естественно, делая акценты, продиктованные особенностями и объемами самих материалов. Со временем именно эта сторона дела вышла на первый план в музее: общий литературный процесс перестал быть главной темой экспозиции. Она обрела прежде всего, так сказать, монографический характер.
В юбилейном пушкинском 1999 г. перед Пушкинским Домом был возведен, точнее, восстановлен классический бюст поэта, созданный скульптором И. Н. Шредером, который когда-то стоял на Каменноостровском проспекте перед зданием ставшего Александровским Царскосельского лицея.
С 1930 г. Пушкинский Дом становится академическим Институтом русской литературы (сокращенно — ИРЛИ), сохраняя свое первородное название — Пушкинский Дом и являя сложный музейно-исследовательский комплекс, единственный в мире по своеобразию.
Глава II
Рукописные собрания и коллекции Пушкинского Дома
Рукописный отдел Пушкинского Дома – одно из архивохранилищ, которые служат делу изучения русской литературы и творчества ее отдельных представителей – выдающихся, малоизвестных или совсем неизвестных. Собранные здесь автографы раскрывают творческую лабораторию писателей, их переписка свидетельствует о связях и отношениях в литературной среде, многочисленные сборники и альманахи дают представление об уровне массовой литературной культуры, а иностранные материалы сообщают сведения о зарубежных контактах русских писателей. Таким образом, рукописное собрание Пушкинского Дома, в настоящее время насчитывающее 862 фонда ( 816- личных, 46 – общественных организаций, редакций журналов) и содержащее прекрасно подобранную коллекцию древнерусской книги и фольклорные записи, является одним из крупнейших в стране, и без обращения к нему сейчас невозможно изучение многих явлений и этапов русского литературного развития.
Собирание рукописного наследия русской литературы, с таким энтузиазмом осуществлявшееся Пушкинским Домом, было выражением национального чувства русской прогрессивной интеллигенции и гордости народа за величие подвига, совершенного русскими писателями в литературном развитии нации.