Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:22, реферат
Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.
Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.
Хохломская роспись 5
Городецкая роспись 8
Загорская роспись 11
Полховско-Майданская роспись 13
Библиографический списо
В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масленая краска стала применяться позже, только в начале XX в.
В течение
десяти с небольшим лет
Посаде развивался как один из видов оригинального авторского
художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров –
матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский” стиль
росписи матрешки (как его стали называть после переименования Сергиева
Посада в г. Загорск в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда на смену
подчеркнуто живописной “земской” манере с ее обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.
При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Загорская матрешка сильно отличается от горьковских матрешек. Образ русской красавицы передан иными средствами, иначе нарисованы глаза имеющие более удлиненную форму, румянец на щеках менее ярок и густ, личико проще, спокойнее, обыденнее. То же можно сказать и об одежде. Роспись сарафана и полушалка гораздо сдержаннее по колориту, чем роспись горьковчан. Оно и понятно: загорская роспись исполнена не анилиновыми, а гуашевыми красками, не дающими такой, характерной для горьковских матрешек открытости тонов.
В росписи обычно используются три – четыре цвета – красный или
оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки
тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.
Созданная в 1913 году артель матрешечников после социалистической
революции сохранилась и была переименована в артель имени Рабоче –
Крестьянской Красной Армии (РККА). Позднее она стала фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая в том числе и матрешки. Точение и роспись
матрешек в Загорске стали
приобретать исключительно
Только опытный и привычный глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.
С 1940 годов
разработкой образов для
Производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенности росписи С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью
В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель ""Красная заря"". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: ""цветы с наводкой"" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; ""цветы без наводки"" - рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием ""под масло"" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, ""пестрение"" - простейшая кистевая роспись мазками или точками.
Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.
Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение ""Полхов-Майданская роспись"",где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного""белья"", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.
Библиографический список