Роспись по дереву

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.
Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.

Оглавление

Хохломская роспись 5
Городецкая роспись 8
Загорская роспись 11
Полховско-Майданская роспись 13
Библиографический списо

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.83 Кб (Скачать)

          В начале зарождения промысла изделия расписывали яичными, затем клеевыми красками. Масленая краска стала применяться позже, только в начале  XX в.

 

 

 

 

 

 

  1. Загорский стиль росписи матрешки.

      В течение  десяти с небольшим лет матрешечный  промысел в Сергиевом

Посаде развивался как  один из видов оригинального авторского

художественного творчества. В 1913 году большинство мастеров –

матрешечников объединились в артель. Окончательно же “загорский”  стиль

росписи матрешки (как его  стали называть после переименования Сергиева

Посада в г. Загорск  в 1930 году) сложился в 1920-е годы, когда  на смену

подчеркнуто живописной “земской”  манере с ее обилием тщательно  выписанных мелких деталей и позолоты пришел стиль более экономный и близкий к первоначальной идее С.В. Малютина.

      При упоминании  о “загорской” матрешке перед  глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками. Загорская матрешка сильно отличается от горьковских матрешек. Образ русской красавицы передан иными средствами, иначе нарисованы глаза имеющие более удлиненную форму, румянец на щеках менее ярок и густ, личико проще, спокойнее, обыденнее. То же можно сказать и об одежде. Роспись сарафана и полушалка гораздо сдержаннее по колориту, чем роспись горьковчан. Оно и понятно: загорская роспись исполнена не анилиновыми, а гуашевыми красками, не дающими такой, характерной для горьковских матрешек открытости тонов.

      В росписи  обычно используются три –  четыре цвета – красный или

оранжевый, желтый, зеленый  и синий – с добавлением  черного для обводки

тонкими линиями лица и  контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

      Созданная  в 1913 году артель матрешечников  после социалистической

революции сохранилась и  была переименована в артель имени  Рабоче –

Крестьянской Красной  Армии (РККА). Позднее она стала  фабрикой игрушек и культтоваров, выпускавшая в том числе и матрешки. Точение и роспись

матрешек в Загорске стали  приобретать исключительно фабричный  характер.

Только опытный и привычный  глаз мог заметить небольшие различия, присущие индивидуальному почерку расписчицы.

      С 1940 годов  разработкой образов для фабричного  производства матрешек стали заниматься художники Загорских (ныне Сергиево – Посадских ) художественно – производственных мастерских. Но и в росписи этих образцов вплоть до конца 1980-х годов чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полховско-Майданская роспись

          Производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Особенности росписи С середины 19 в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовывалась на ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью

          В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель ""Красная заря"". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: ""цветы с наводкой"" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; ""цветы без наводки"" - рисунок выписывается по фону без линейного контура; прием ""под масло"" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, ""пестрение"" - простейшая кистевая роспись мазками или точками.

          Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам.

          Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение ""Полхов-Майданская роспись"",где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного""белья"", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. – Нижний Новгород, 2006
  2. Маврина Т.А. Городецкая живопись. – СПб., 2001
  3. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. – М., 1999
  4. Энциклопедический словарь. Т.1. – С. 351-359
  5.       Емельянова Т.И. Хохлома. — Л.: Аврора, 2004.
  6.       Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — М.: Высшая школа, 2007.
  7.       Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007.
  8.       Орловский Э.И. Изделия народных художественных промыслов. — Л.: Лениздат, 2008.
  9.       Махмутова Х.И Роспись по дереву. — М.: Просвещение, 2004.
  10.       Рогов А.П. Кладовая радости. — М.: Просвещение, 2007.
  11.       Осетров Е.И. Живая древняя Русь. — М.: Просвещение, 2006.
  12.       БСЭ. Изд. 3-е. — М.: СЭ, 1970-1978.
  13.       Города России: энциклопедия. — М.: БРЭ, 2008.
  14.       Жегалова С. К. Русская народная живопись. - М., 2007.

Информация о работе Роспись по дереву