Роспись по дереву

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 16:22, реферат

Краткое описание

Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.
Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.

Оглавление

Хохломская роспись 5
Городецкая роспись 8
Загорская роспись 11
Полховско-Майданская роспись 13
Библиографический списо

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.83 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

  1. Хохломская роспись                                                                            5
  2. Городецкая роспись                                                                             8
  3. Загорская роспись                                                                               11
  4. Полховско-Майданская роспись                                                       13

Библиографический список                                                               15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются. Узнать народное искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народов.

          Раскопки археологов говорят о том, что изобразительное искусство зародилось в глубокой древности. Уже в те времена, когда человек пользовался каменными орудиями, жил в пещерах и одевался в звериные шкуры, он украшал предметы орнаментом, лепил фигурки людей и животных, передавая тем самым свои представления о мире.

          К той же эпохе, отдаленной от нас тысячелетиями, относится и зарождение искусства живописи. Весь мир поразили открытые в свое время рисунки первобытного человека, найденные в глубинах темных труднодоступных пещер. Эти рисунки были выбиты примитивным каменным орудием в толще твердых скал при свете факелов или жировых светильников.

         Силуэтные изображения животных, сцены охоты были исполнены выразительно, реалистично, с тонко схваченными деталями. Выразительность этих рисунков настолько велика, что и после открытия наскальной живописи наши современники долго отказывались верить в то, что первобытный человек так чувствовал форму, объем и колорит.

          Образцы наскального изобразительного искусства были найдены в пещерах Альтамиры в Испании, в Пиренеях во Франции, в горах Тассиля пустыни Сахары. В нашей стране подобные произведения первобытного искусства открыты в Карелии, в Средней Азии, на Урале и на Кавказе.

          На протяжении многих веков искусство живописи продолжало развиваться и совершенствоваться, так как каждое новое поколение художников, перенимая его от отцов, оставляло лучшее, отбрасывало неудачное, добавляло что-то новое, свое.

          По законам целесообразности и красоты издавна создают народные мастера вещи, окружающие человека: гончарную, деревянную - резную и расписную посуду, прялки, которые в течение столетий были постоянной принадлежностью женского труда; ткацкие станы, трепала для льна и т. д. Подлинной художественностью обладают конструкции и декор жилых и хозяйственных построек, мебель и оформление интерьера.

          Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном для своей семьи, для подарка или на продажу, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла и др. У разных народов вещи приобретали разные формы, отражая местные особенности жизни и природных условий, а в связи с этим - эстетические представления.

          Вместе с тем показательно, что у разных нapoдoв содержание художественных предметов, восходящее к глубокой старине, имеет много общего, так как выражает добрые пожелания молодой семье, оберег от враждебных сил, добрую магию, связанную с ведением хозяйства.

          Красота в народном искусстве неразрывно связана с добром. Эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе, наполняя ее особой человеческой значительностью, несмотря на примитивные подчас формы. Возникли разные виды народного искусства в различное время. И каждый создал свою традицию, постоянно отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве мастеров, передавая его новым поколениям.

          К современным художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломской, городецкий, полков-майданский в Нижегородской области; загорская роспись с выжиганием в Московской области; роспись с выжиганием в Кировской области; изготовление токарной игрушки с росписью и выжиганием в Калининской, Иркутской и ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях, в г. Туринске на Урале.

 

  1. Хохломская роспись

      Свое название  хохломской промысел получил  от крупного торгового села  Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень  свозили деревянные изделия на  продажу  (в самом селе Хохлома  эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна  оригинальная техника окраски  дерева в золотистый цвет без  применения золота.

     Промысел родился  в середине XVII века (хотя самые  ранние хохломские изделия, сохранившиеся  в музеях, относятся лишь к  началу XIX века), когда в Поволжье  появились раскольники, которые  спасались в этих лесных местах  от преследования властей. Заметим,  что еще до их прихода местные  жители занималось изготовлением  посуды из мягких пород дерева. Среди раскольников были иконописцы, научившие местных мастеров расписывать  деревянные изделия удивительными  узорами так, что эти изделия  напоминали металлическую золоченую  посуду.

     Основные приемы  изготовления хохломы с тех  пор почти не изменились. Создание  изделий состоит из нескольких  этапов: сначала на токарном станке  вытачивается заготовка, так называемое "белье", затем заготовку грунтуют  жидким раствором глины ("вапы") и смазывают сырым льняным  маслом, на следующей стадии изделие  пропитывают олифой и просушивают.  Эту операцию повторяют три-четыре  раза. Следующий этап — лужение:  предмет покрывают полудой —  металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок  серебра, позднее более дешевый  порошок олова). Теперь изделие  (серебристого цвета) готово к  росписи, которая наносится масляными  красками и закрепляется сушкой  в печи, потом покрывается несколькими  слоями лака, причем каждый слой  сушится  отдельно. Лак под  воздействием высокой температуры  и превращает серебристый цвет  изделия в золотой.

     В Хохломской  росписи используются три основных  цвета: красный, черный и золотой,  вспомогательными цветами, употребляющимися  в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок". "Травка" — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и черной краской на золотом фоне. Роспись "под листок" состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись "под фон" строится на крупном золотистом рисунке на красном или черном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи "под фон" является роспись "кудрина" — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась "верховая" роспись, т.к. роспись "под фон" более сложная. Эта роспись ("под фон") стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее ее использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

     Начинался  знаменитый промысел в небольших  селах Ефимово, Большие и Малые  Бездели, Семино, Кулигино и др. на реках Узола и Керженец.  В город Семенов роспись попала  только в начале XX века — там  в 1918 году была организована  школа художественной обработки  дерева во главе с Г.П. Матвеевым,  через 7 лет из выпускников  школы была создана артель "Кустарь-художник", преобразованная в 1931 году в  артель "Экспорт", которая впоследствии (1970 год) выросла в производственное  объединение "Хохломская роспись". Другое предприятие — "Хохломской  художник" объединяет мастеров  деревень Семино, Кулигино, Новопокровское  и др. Ковернинского района (фабрика  находится в Семино, в других  деревнях — филиалы). Таким образом,  в Хохломском искусстве определились  два направления: в Ковернинском  районе деревенские мастера чаще  используют "верховое" письмо — травку, а семеновских мастеров привлекают сложные и пышные композиции с фантастическими птицами и причудливыми листьями, охотно используют они также роспись "кудрину". Мастера: Ф.А.Бедин, А.Т.Бусова, О.Н. и С.П.Веселовы, Е.Н.Доспалова, З.Ф.Киева, О.П.Лушина, А.Г. и Ф.Н.Подоговы, А.П.Савинова, М.Ф.Синева и др.

     На фабрике  в Семенове с 1972 года открыт  музей, где хранятся образцы  уникальных изделий, среди которых  огромная хохломская ложка длиной 2 метра 67 см и полутораметровая  чаша. Хохломские предприятия выпускают  посуду, ложки, мебель, сувениры и  прочее. В широком ассортименте  хохломских изделий имеются и  принадлежности для шитья: грибки  штопальные и коробки для рукоделия,  наперстки (по нашим сведениям)  предприятиями не изготавливаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Городецкая роспись по дереву

          На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.

          За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

          Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.

          Возникновение росписи берет начало в производстве Городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

          В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

          В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота.

          Техника росписи мастеров Городца

          В первой половине XIX веке резьба по дереву была еще популярной, хотя и очень трудоемкой. К росписи пришли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.

          Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия – прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Роспись дополнялась «оживкой» - тонкой  разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два – три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющей или контрастный, а сверху свободным движением нанесёт “оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розы и нежные купавки. Придёт мастер по работе ещё один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городские цветы.

          Очень интересно решались фигуры людей на городских изделиях. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги – брови, черточки – глаза, дуги – губы.

Информация о работе Роспись по дереву