Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В.Занкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:37, реферат

Краткое описание

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственностью за судьбу страны».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 1.09 Мб (Скачать)

Мы с ребятами посещаем подготовительную группу детского сада «Улыбка» и проводим занятия кружка «Бумка» (БУМажная игрушКА) по оригами.

 

 


Например, результатом одного из занятий стали коллективные аппликации — оригами из квадрата.

 


Главное требование наглядность, практичность — именно из жизни ребёнка черпать конкретный геометрический материал.

Большие возможности в развитии творческих способностей имеют темы:

«Объёмные тела» и «Объёмное моделирование».


Управление развитием творческих способностей младших школьников, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, в интеграционном курсе математики и трудового обучения на основе геометрического материала, мы посчитали возможным в проектной деятельности, лучше это организовать в 3—4 классе.

Какие же положительные моменты интеграции мы можем выделить:

  1. Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира.
  2. Ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
  3. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
  4. Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (мышления, творческого потенциала и т.д.).
  5. Интегрированные уроки снимают утомляемость.
  6. Интегрированный урок обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создает новые условия деятельности учителя и учащихся.
  7. При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. (Приложение - интегрированный урок).

В качестве методики исследования развития творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л. В. Занкова мы воспользовались фигурными тестами креативности П. Торранса.

Анализируя результаты тестов, можно отметить, что показатели беглости даже во 2 классе высокие. Это показывает, что у детей уже во 2 классе есть способность к порождению большого числа идей. Дети могут легко переключаться с одного задания на другое. Анализ гибкости, т.е. способности выдвигать разнообразные идеи, показал, что не только в 6 классе он достаточно высокий, но и даже во втором классе. Мышление у детей не ригидное, а гибкое. Это позволяет сделать вывод, что работа, проводимая нами по развитию творческих способностей, будет успешной.

Показатели оригинальности выше в шестом классе. Почти у каждого есть оригинальные рисунки. Тогда как во втором классе такие показатели мы можем наблюдать только у трёх человек. Возможно, эти три человека от природы обладают возможностью выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Учащиеся, прошедшие факультативный курс «Геометрия», имеют высокий балл по оригинальности. Высокие показатели разработанности мы видим у шестиклассников. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, для тех, кто способен к изобретательской и конструктивной деятельности.

Учителя старших классов  отмечают, что дети пришли в 5 класс с хорошими знаниями геометрического материала, они могут ориентироваться в фигурах, не только плоских, но и пространственных. У большинства ребят хорошо развита логика мышления, поэтому дети любят решать задачи на смекалку, сообразительность. Учащиеся быстрее и лучше усвоили математический язык в 5 классе, а это основа математики. Почти все закончили 5 класс на «4» и «5».

Чтобы выявить отношение  к факультативу «Геометрия», мы попросили 6-классников, выпускников начальной школы, которые посещали данный курс, написать сочинение «Какую роль сыграл факультатив по геометрии?»

Все ребята положительно отзываются об этих занятиях. Считают, что факультатив им дал много полезного, нужного, что облегчило учёбу в среднем звене. Чтобы не быть голословными, приведём выдержки из сочинений.

«В начальных классах мы ходили на факультатив по геометрии. На этих занятиях мы научились находить удобным способом периметры и площадь необычных фигур. Всё, чем занимались, уже пригодилось. На кружке мне было интересно, а иногда даже весело, так как наш класс занимался дружно, и мы любили пошутить, решая весёлые задачи, развивающие логическое мышление».

Также, наблюдения за второклассниками показали, что если раньше большинство детей выполняли работы репродуктивно, то сейчас, можно отметить способность детей к преобразованиям, своему видению предмета, креативному отношению к миру и к себе, стремление к творчеству, увлечённость процессом творческой деятельности, способность к сотрудничеству.

Итак, данная система работы эффективна для развития творческих способностей младших школьников.

Приложения: 

 

Тема факультатива «Геометрия»

Тема урока 
трудового обучения

Результат 
интегрированного урока

Точка. Линии.

Объёмная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги.

Кот. Ваза с цветами. Собственный  вариант.

Индивидуальная работа.

Линии. Взаимное расположение линий. Точка пересечения линий.

Объёмное моделирование  и конструирование из бумаги. Игрушки  из бумажных полосок.

Мастерская деда мороза. Ёлочные игрушки. Сердечко, капелька, колечки. Собственный вариант. Групповая  работа.

Отрезок. Луч.

Прямое плетение из полосок  бумаги.

Закладки, плетёные картинки. Плетень.

Угол. Стороны, вершины угла.  

 

Разные виды углов: прямой, острый, тупой - соотношение между  ними.

Техника «Изонить».

Картины на картоне: цветы, солнышко и др.

Индивидуальная работа.

Треугольник.

Плоскостное моделирование  и конструирование. Аппликация из геометрических фигур так, чтобы одна деталь заходила за другую.

Город Треугольников.

Коллективная работа.

Прямоугольный треугольник.

Плоскостное моделирование  и конструирование. Аппликация из геометрических фигур.

Портрет из геометрических фигур.

Стражник города  Треугольников.

Работа в парах.

Остроугольный треугольник.

Плоскостное моделирование  и конструирование. Аппликация из геометрических фигур.

Коллективная работа.

Герои сказки «Теремок».

Тупоугольный треугольник.

Плоскостное моделирование  и конструирование. Аппликация из геометрических фигур.

Коллективная работа.

Сказка «Теремок» в  Африке. 

Равнобедренный, равносторонний треугольники.

Оригами.

Правильный треугольник.

Индивидуальная работа.

Четырёхугольники. Прямоугольник.

Плоскостное моделирование  и конструирование из геометрических фигур.

Мозаика из частей прямоугольника.

Оригами. Складываем гармошкой.  

Птица, жираф, заяц, лошадка  и др. Собственный вариант.

Индивидуальная работа.

Бабочки из конфетных фантиков прямоугольной формы.

« Бабочки на цветочном  лугу».

Коллективная работа.

Разные виды четырёхугольников. Квадрат.

Оригами.

Квадрат Ф.Фребеля. 

 

Складываем из квадрата. Зверята.

«Зоопарк»

Коллективная работа.

Разные виды четырёхугольников. Ромб.

Плоскостное моделирование  и конструирование. Мозаика из частей ромба. 

 

 

 

 

 

Оригами. Складываем «гармошкой»  из ромба.

Различные узоры из «наконечника дротика» и «воздушного змея». Различные  фигурки, в том числе и собственный  вариант.

Индивидуальная работа. 

 

«Цветочная поляна»

Коллективная работа.

Разные  виды  четырёхугольников. Задачи на построение.

Оригами.

Лебедь.

«Озеро».

Коллективная работа.

Решение логических, комбинаторных  задач на сообразительность.

Плоскостное моделирование  и конструирование.

Мозаика. 

 

Плоскостное моделирование  и конструирование.

Мозаика.

Различные фигурки из головоломки

«Колумбово яйцо».

Индивидуальная работа. 

 

Различные фигурки из японской головоломки.

Индивидуальная работа.

Игра «Танграм». Творческие работы.

Плоскостное моделирование  и конструирование из геометрических форм.

Мозаика.

Фигурки из частей «Танграма».

Индивидуальная работа.

Периметр четырёхугольника, пятиугольника, шестиугольника.

Объёмное моделирование  и конструирование.

Летающие модели.

Вертушка.

Индивидуальная работа. 

 

 

Нахождение периметра  многоугольника.

Оригами.

Правильный пятиугольник Мастерская Деда Мороза.

Ёлочка.

Групповая работа.

Нахождение периметра  квадрата, равностороннего треугольника.  

 

 

 

Симметрия.

Плоскостное моделирование  и конструирование из геометрических форм. 

 

 

 

Симметричное вырезание.

Мозаика из частей квадрата.

«Домик в деревне».

Коллективная работа. 

 

Составление различных узоров в квадрате или круге.

Нахождение периметра  многоугольника удобным способом.

Оригами.

Правильный шестиугольник.

Индивидуальная работа.

Объёмные тела. Сравнение  моделей цилиндра и конуса, цилиндра и прямой призмы.

Объёмное моделирование  и конструирование из готовых  геометрических тел. Модели из баночек (цилиндр).

Плетение. Декоративные узлы.  

 

Модели из молочных коробок.

Стаканчик для инструментов.

Индивидуальная работа. 

 

 

 

 

 

Конструирование мебели.

«Наша комната».

Групповая работа.

Объёмные тела. Сравнение  пирамиды и конуса. Сходство и различие между ними. Понятие о вершине  объёмного тела.

Объёмное моделирование  и конструирование из конусов.

Мастерская Деда Мороза.

Лиса, мышка и др. Свой вариант.

Коллективная работа.

Объёмные тела. Сравнение  шара, цилиндра и конуса. Сходство и  различие между ними. Объёмные тела в реальных предметах.

Лепка из теста (из шара).

Осьминог. Неваляшка. Снеговик. Свой вариант.

Индивидуальная работа.

Объёмные тела. Сравнение  цилиндров и конусов, имеющих  различные и равные черты (равные основания и разную высоту, разные основания и равную высоту).

Объёмное моделирование  и конструирование. Поделки из цилиндров.

Клоун.

«Весёлый цирк».

Коллективная работа.

Сравнение пирамид и прямых призм по разным признакам.

Объёмное моделирование  и конструирование из готовых  геометрических форм ( из коробки из-под конфет).

Мастерская Деда Мороза.

Маски в интерьере.

Индивидуальная работа.


Интегрированное занятие по факультативу «Геометрия»  и трудовому обучению

Поделиться ссылочкой:

Приложение к материалу: Развитие творческих способностей младших школьников  на основе изучения геометрического материала в системе Л.В.Занкова

Тема: «Виды треугольников. Плоскостное моделирование и конструирование. Аппликация из геометрических фигур — треугольников». 

 

Цели занятия:

  • закрепить представления учащихся о разных видах треугольников (по углам, по сторонам);
  • развивать наблюдательность, внимание, познавательные способности, логическое мышление, пространственное воображение;
  • умение использовать геометрические термины, понятия;
  • развивать умения и навыки конструировать;
  • Формировать художественно-творческую личность;
  • творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания изображений;
  • воспитывать коллективизм, взаимовыручку, любознательность.

Оборудование:

У учащихся: конверты с геометрическими фигурами, наборы цветной бумаги и картона, ножницы, клей, чертёжные инструменты, «Словарики настроений».

У учителя: набор геометрических фигур для игры «Третий лишний», бабочки с фигурами, запись фонограммы «Песенки треугольников», карта материков, фланелеграф, рисунки детей на тему: «Африканский Дед Мороз», треугольные пальмы, солнце и т.д.

Ход занятия.

1. Положительный  настрой на занятие.

— Ребята, мы продолжаем наше путешествие по стране «Геометрия». Хочется узнать ваше настроение. Откройте ваши «Словарики настроений», выберите настроение. (дети делятся своим настроением, объясняя, почему оно такое).

2. Разминка.

— К нам на занятие сегодня пришли гости (входят три треугольника). Вы их узнали? Как вы догадались? (три стороны, три угла, три вершины).

— А какие треугольники к нам пришли? Докажите. (Тупоугольный, равнобедренный; прямоугольный, разносторонний; остроугольный, равносторонний).

— Треугольники споют нам  свою песенку. (Звучит «Песенка треугольников» на мотив «Песенки о дружбе»).

«Песенка треугольников»

Ты на меня, ты на него, 
На всех нас посмотри, 
У нас всего, у нас всего 
У нас всего по три.

Припев: 
Все в нашем городе друзья, 
Дружнее не сыскать, 
Мы треугольников семья, 
Нас каждый должен знать.

Три стороны и три угла, 
И столько же вершин, 
И трижды трудные дела 
Мы трижды совершим.

Припев

— Спасибо треугольникам за песенку. Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какие стихи вы знаете о зиме? (звучат отрывки). А мы с треугольниками приглашаем вас на самый жаркий материк, который своими очертаниями тоже напоминает треугольник. Вы догадались, что это за материк? Действительно, это Африка. (Дети показывают на карте, открывается доска с оформлением: пальмы, бабочки, солнце и т.д.)

3. Развитие психических  механизмов.

— Треугольники принесли нам свои задания. Задание первого треугольника: «Треугольные бабочки».

Треугольные бабочки

Что такое треугольник, 
Знает даже и дошкольник. 
Ну, а здесь их, посмотри: 
Не один, не два, не три... 
Ты фигуры рассмотри, 
В них треугольники найди. 
Сколько всех ты назови 
И в ответе запиши. 
Тебе помощь предлагаю 
И подсказку сообщаю: 
Три числа тебе даю, 
Верно лишь одно. 
( Дети выполняют задание).

4. Частично-поисковые  задания.

— Следующее задание треугольников. Второй треугольник предлагает нам  поиграть в игру «Третий лишний». Какой треугольник лишний и почему?

№ 3 — тупоугольный треугольник, остальные — прямоугольные.

№ 2 — разносторонний треугольник, остальные — равнобедренные. 

 

№ 2 — прямоугольный треугольник, остальные — остроугольные.

№ 1 — равносторонний треугольник, остальные — равнобедренные.

Физминутка

1,2,3 — три стороны (повороты в стороны)

1,2,3 — три угла (руки на пояс, приседаем)

1,2,3 — три вершины (руки вверх, потягиваемся)

1,2,3 — треугольники пришли (шагаем на месте)

— Третий треугольник принёс нам очень интересное задание. У вас на столах лежат конвертики с треугольниками. Разделите их на три группы. 

1 вариант прямоугольные треугольники: № 1, № 3,

тупоугольные треугольники: № 5, № 4,

остроугольные треугольники: № 2, № 6.

2 вариант равносторонние треугольники: № 6,

равнобедренные треугольники: № 1, № 5, № 6,

разносторонние треугольники: №№, № 4.

5. Творческое задание.

— Скоро к нам придёт праздник Новый год. На выставке мы видим рисунки, на которых представлены ваши фантазии на тему: «Африканский Дед Мороз». Посмотрите, какие они разные, нет ни одного похожего деда Мороза. Но, всё-таки, их объединяет что-то. Вы догадались? Правильно, мешок с подарками. А какие подарки принёс Дед Мороз, я вас попрошу изобразить с помощью аппликации, но не совсем обычно. Я предлагаю вам надеть волшебные очки, через которые мы будем видеть наш мир треугольным. Но для начала нам надо вспомнить правила работы с ножницами.

— Итак, желаю вам удачи.

В это время учитель  предлагает тест учителям, присутствующим на занятии, помогающий лучше узнать себя, свой характер (в тесте используются геометрические фигуры: треугольник, квадрат, окружность).

Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников на основе изучения геометрического материала в системе Л.В.Занкова