Раскопки библиотеки царя Ашшурбанапала в Ниненвии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:56, реферат

Краткое описание

Самое раннее упоминание о Ниневии заключается в следующих словах книги Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним царём Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности по нашему) и была защищена стенами ...

Оглавление

Введение. Ниневия, столица Ассирии.....................................................................2
Эра великих открытий. Дешифровка клинописных знаков....................................4
Предыстория раскопок...........................................................................................5
Начало открытий.....................................................................................................6
Библиотека царя Ашшурбанипала........................................................................10
Эпос о Гильгамеше.............................................................................................17
Дальнейшая судьба археологов............................................................................19
Христианские святыни.........................................................................................24
Вывод........................................................................................................................25
Список использованных источников.......................................................................26

Файлы: 1 файл

Библиотека царя Ашшурбанапала.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение. Ниневия, столица  Ассирии.....................................................................2

Эра великих открытий. Дешифровка клинописных знаков....................................4

Предыстория раскопок...........................................................................................5

Начало открытий.....................................................................................................6

Библиотека царя Ашшурбанипала........................................................................10

Эпос о Гильгамеше.............................................................................................17

Дальнейшая судьба археологов............................................................................19

Христианские святыни.........................................................................................24

Вывод........................................................................................................................25

Список использованных источников.......................................................................26

 

 

 

 

Введение. Ниневия, столица Ассирии.

Самое раннее упоминание о  Ниневии заключается в следующих  словах книги Бытия: Из сей земли (Сеннаар) вышел Ассур и построил Ниневию. В библейские времена это был столичный город Ассирийского царства. Ниневия лежала на в. берегу Евфрата близ нынешнего г. Мосула; по изъяснению древних толкователей основана Ассуром, сыном Сима, как видно из указанной выше цитаты. Новейшие же писатели свидетельствуют, что она построена или Нимродом, которым основан Вавилон, или древним царём Нином, основателем Ассирийской монархии, известным своими завоеваниями. Ниневия была обширнейшим городом в свете, имевшая, по свидетельству Диодора Сицилийского, 150 стадий в поперечнике и 480 стадий в окружности (значит около 84 верст в окружности по нашему) и была защищена стенами в 150 фут. выш. и с 1,500 башнями. Стены были так широки, что по ним могли ехать рядом три колесницы. Говорят, что Ассирийское царство существовало уже за 1000 лет до Троянской войны, которую полагают за 1,500 лет до Р. X. История Ниневии впрочем покрыта глубоким мраком неизвестности. Из Священного Писания мы знаем о цветущем состоянии Ниневии, о жизни и нравах ниневитян, и как они были спасены Богом от угрожавшей им погибели (Ионы I, 2). Ниневия представляла тогда обширнейший и многолюднейший город. Она простиралась на три дня пути (Наум. III, 3). У ней было более 120,000 детей (IV, 11). Город мог хвалиться собой, как единственный, которому нет подобного (I, 2, III, 2). Но среди своего могущества, среди богатства и славы, нравы ее жителей были совершенно испорчены. Но вот Господь, беспредельный в Своей благости, посылает пророка обличить их нечестие. Вследствие проповеди пророка Ионы, ниневитяне принесли искреннее и чистое раскаяние. Господь помиловал их и наказание Божие отсрочено было почти на 200 лет (Мф. XII, 41, Лук. XI, 30-32). Из царей Ниневии в Священном Писании упоминаются: Фул, Феглаффелласар, Сеннахерим и др. бывшие злыми врагами народа израильского. Живо и поразительно изображает пророк Наум как пороки и нечестие ассириян вообще, так и погибель Ниневии в особенности: "Разграблена, опустошена и разорена Ниневия, восклицает он. Где теперь логовище львов и то пастбище львенков, по которым ходил лев, львица, львенок и никто не пугал их? Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство".

"Это за многие блудодеяния развратницы, - продолжает он, - приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарованиями своими — племена, - и говорит, что, - увидев Ниневию разоренною, никто не пожалеет о ней, а напротив будут радоваться, потому что злоба ее беспрестанно простиралась на всех (Наум. I, 7-9, 14, II, 10-12, III, 1, IV, 7, 19)". Орудием гнева против Ассирии были Набополассар царь Вавилонский и Циаксар царь Мидийский. Соединившись вместе, они напали на Ниневию, завоевали и совершенно разрушили ее. Ниневия была так разорена, что, по-видимому, и следов ее не оставалось. Так много прошло веков, и никто не мог сказать, где она стояла; только в недавнее время, благодаря новейшим открытиям, как из могилы стала возникать древняя Ниневия из своих развалин, открытых в 43 г. Ботом, в 45 г. Лейярдом и в 53 г. Пласом. Эти развалины видны теперь в Карсабаде, Нимруде, Куюнджюке и др. По мнению Лейярда, это были части одного города Ниневии. "В этом великолепном здании (именно в разоренном дворце Сеннахерима) я открыл с лишком 70 зал, комнат и коридоров, стены которых все без исключения были покрыты алебастровыми плитами, со скульптурными изображениями войн, триумфов и великих подвигов ассирийского царя. Вокруг дворца видятся украшения крылатых быков и львиных сфинксов колоссальной величины". Впрочем, открыта еще только одна часть дворца, а многое из этого громадного здания остается под землей.

 

 

 

 

Эра великих  открытий. Дешифровка клинописных знаков.

Более 2500 лет назад на левом берегу реки Тигра стоял  крупный город Ниневия. Еще в VII в. до н. э. Ниневия была столицей могущественного  рабовладельческого государства Ассирии.

Но в 612 г. до н. э. мидийские (Мидия - древнее государство, находившееся на северо-западе Иранского плоскогорья) и вавилонские войска захватили  Ассирию и подожгли Ниневию. Много  дней в городе бушевал пожар. Город  был разрушен, уцелевшие жители бежали.

Шли годы. Постепенно над  развалинами образовались большие  холмы, и через 200 лет никто уже  точно не знал, где был расположен этот город.

Очень часто значимые археологические  находки обнаруживаются случайно. Так  и произошло в 1837 году, когда английский дипломат и лингвист Генри Роулинсон, отправившись в одну их служебных  командировок, обнаружил у древней  дороги на Вавилон на отвесной скале  Бехистун странный барельеф, окруженный клинописными знаками. Он скрупулезно  срисовал эти знаки, и незамедлительно  приступил к их расшифровке. На работу ушло целых восемь лет, но Роулинсон  не сдавался. И ему, в конце концов, удалось расшифровать  Бехистунскую надпись, выглядела она следующим образом: «Ты, который в грядущие дни увидишь эту надпись, что повелел я выбить в скале, и эти изображения людей, ничего не разрушай и не трогай…»

Но вопрос о том, что  за народ оставил нам это послание, оставался открытым. 

До Рулинсона предпринимались  попытки дешифровки клинописи, в  частности в начале XIX в. немецкий лингвист Гротефенд частично дешифровал персидскую клинопись. Однако его работа осталась малоизвестной. 

 

 

Предыстория раскопок.

Немного предыстории. В начале девятнадцатого века вся Европа зачитывалась арабскими сказками «Тысяча и  одна ночь». Поклонником этих удивительных сказок был и юный Поль Эмиль Ботта, который впоследствии стал археологом, дипломатом и врачом по образованию.

По мере укрепления европейского присутствия в Месопотамии, помимо дипломатических и торговых миссий, на родину древних культур зачастили  археологические экспедиции. 25 мая 1842 года на севере нынешнего Ирака  в городе Мосуле появился французский  исследователь Поль Эмиль Ботта, к этому моменту немало поработавший в разных уголках мира: от Гавайских  островов до Абиссинии. Как и Роулинсон, он выполнял поручения Азиатского общества (Societe Asiatique), но не британского, а французского. Почти одновременно с аналогичной  лондонской организацией, в Париже решили поддержать своих ориенталистов  и археологов. Первоначально французское  Азиатское общество существовало на взносы его членов, однако со временем при нем был создан специальный  фонд и начали проводиться сборы  денег на нужды востоковедения, к  которым затем подключился и  король Луи-Филипп. Из этих сбережений и были выделены некоторые суммы  Полю Эмилю Ботте, который подрядился найти развалины древней столицы  Ассирии - Ниневии.

Цены в Мосульском вилайете были вполне доступными для европейского кармана и позволяли нанимать рабочих в окрестных селах. Нужно  было предварительно договориться со старейшинами племен и губернатором провинции. Чтобы упростить взаимоотношения  с местными турецкими властями, Ботту 25 мая 1842 года назначили консулом в  Мосуле. Саму легендарную столицу  Ассирии французский консул не нашел, хотя она находилась буквально у  него под ногами. Но зато Ботта записал  себе в актив открытие развалин дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, который  и объявил Ниневией. Спарвки ради, надо отметить, что Саргон II жил в восьмом веке до нашей эры, в этом дворце насчитывалось более двухсот помещений. В июне 1843 года французский консул уже писал своему другу Левассеру: "Мои успехи с древностями станут большим сюрпризом для просвещенного мира."

Сюрпризы Ботты обеспокоили  его британских "партнеров", которые  к этому времени больше интересовались судьбой ассирийцев-христиан, чем  ассирийцев-язычников. В 1840 году в районе Мосула были направлены английские миссионеры Эйнсворт и Рассам. Однако по мере активизации  французских раскопок, знаток древности  Роулинсон занялся организацией собственной экспедиции. Ему требовался человек, способный правильно оценить  важность тех или иных находок.

Выбор пал на Генри Остина Лейарда. Этот начинающий юрист, несмотря на тягу к знаниям, получил весьма поверхностное образование и  только выбирал поле деятельности.

 

Начало открытий.

Остин Генри  Лэйард (англ. Austen Henry Layard; 5 марта 1817, Париж — 5 июля 1894, Лондон) — знаменитый английский археолог. Находки Лэйарда существенно продвинули изучение Месопотамии.

В 1839 году Лэйард неожиданно оставил адвокатскую практику в  Лондоне и отправился в путешествие  по Анатолии и Сирии. В 1842 году получил разрешение на проведение раскопок у Британского консула в Стамбуле.

К моменту отъезда на Ближний  Восток он планировал всего лишь посетить Персию, однако именно в этот момент англо-персидские отношения были разорваны. Вместо экзотических базаров, Лейард посетил  районы только что разоренные правителем Египта Мухаммедом Али.

Он побывал в Палестине  и, в конце концов, добрался до Месопотамии, откуда уже нелегально совершил несколько  поездок в Персию. Свои впечатления  он фиксировал не только в дневниковых  записях, но и в зарисовках. Чтобы  получить хоть какой-то заработок, он послал свои рисунки, сделанные в Мосуле британскому послу в Турции - Стратфорду Каннингу. У влиятельного дипломата картинки, полученные из удаленного района, вызвали большой интерес. Лейард был назначен личным секретарем Каннинга. Амбициозный рисовальщик охотно брался и за политические поручения, организуя на Мальте британскую газету - "Мальта таймс". На одну из публикаций в мальтийской газете, посвященную раскопкам в предполагаемой Ниневии, обратил внимание Роулинсон. Источником этих репортажей был сам Ботта, с которым Лейард был знаком и состоял в переписке. Оценив перспективность неисследованных Боттой холмов Нимруд и Куюнджик, он постарался убедить Роулинсона, а через него и Каннинга, в целесообразности поисков ассирийских сокровищ.

Серьезным стимулом для британских дипломатов стало намерение Ботты  начать раскопки на холме Куюнджик. На научные цели Лейард получил от Каннинга всего 150 фунтов и кучу указаний о том, как выкопать из земли ценные предметы и при этом не поссориться  с турецкими властями. В октябре 1845 года британский исследователь прибыл в Мосул и 8 ноября приступил к  раскопкам на холме Нимруд.

Добившись первых результатов, Лейард попытался сразу же получить разрешение на продолжение работ  от мосульского губернатора Мохаммеда  Керытлы-оглу. В этих переговорах  археологу помогали британский вице-консул Христиан Рассам и торговец Генри  Росс. Турецкий паша, хотя и потерял  один глаз и ухо, проявил чрезмерную проницательность и заподозрил, что  раскопки ведутся с целью поиска древних кладов. Идти на открытый конфликт британцы и турецкий губернатор не хотели, но делали все возможное, чтобы  сохранить за собой право на поиски предполагаемых сокровищ. Убедившись, что доводы разума на мосульского  пашу не действуют, Лейард обратился  к Каннингу с просьбой получить официальное  разрешение султана (фирман) на раскопки.

В Стамбуле отнеслись к  мнению британского представителя  настолько сочувственно, что постарались  сразу же заменить строптивого губернатора  более покладистым, который позволил Лейарду возобновить раскопки. Однако борьба дипломатов за обладание ассирийскими развалинами на этом не закончилась. Ботта тоже сообразил, что начатые  Лейардом работы могут принести богатую  добычу и сам попросил у султана  разрешение на раскопки холма Куюнджик. Чтобы закрепить за собой права  на многообещающий холм, Лейард поспешил вырыть там несколько траншей, создавая эффект присутствия. Символические  работы на Куюнджике продолжал вести  Генри Росс.

Но первый этап раскопок в окрестностях Мосула оказался для  британцев малорезультативным. Лейарду  продолжали мешать местные чиновники. Активно противодействовали раскопкам  и курды-йезиды, нападения которых  пришлось отражать с помощью турецких войск. Плохо было и с деньгами. Только после неоднократных напоминаний  Британский музей прислал 1000 фунтов. В конце концов, Лейард получил  долгожданный фирман на ведение раскопок, и 1 ноября 1846 года исследования холма  Нимруд возобновились.

По мере удаления земли  на месте невзрачного возвышения обозначились развалины ассирийского города Калах (Кальху). Теперь на пути Лейарда  стояли препятствия не официального, а профессионального характера. Обнаруженные среди развалин надписи  некому было прочитать. Только спустя несколько лет Роулинсон смог разобрать на знаменитом "Черном обелиске" имена ассирийского царя Салманассара и израильского царя Иегу (Ииуя). Обозначились первые успехи и  в раскопках Ниневии. Из-под земли  были извлечены огромные статуи крылатых быков с человеческими лицами.

Весной 1847 Лейард приступил  к отправке своих находок в  Лондон. По опыту Боты были построены  плоты, на которых огромные статуи сплавлялись  по Тигру в Багдад и далее к  морю. В июне 1847 года вслед за своими грузами отправился и Лейард. Ему  не терпелось лично продемонстрировать британской публике свидетельства легендарной ассирийской культуры. Кроме того, был повод отчитаться и о своем участии в урегулировании турецко-персидского пограничного конфликта, завершившегося в 1847 году подписанием Эрзерумского договора.

В декабре 1847 года Лейард вернулся в Лондон. Его сопровождал молодой  уроженец Мосула Гормузд Рассам (брат вице-консула). Почти одновременно в  Британский музей начали поступать  знаменитые статуи с холма Нимруд. Вся работа по исследованию собранного на ассирийских развалинах материала  была еще впереди, но впечатление  от находок было грандиозным. Оксфордский  университет поспешил присвоить  исследователю Ассирии степень  доктора гражданского права. В течение  полутора лет Лейард подготовил и  издал книгу "Ниневия и ее развалины", очерки о халдейской церкви и секте  йезидов и огромный том иллюстраций "Памятники Ниневии". Вся эта  лихорадочная деятельность должна была подготовить дальнейшую карьеру  автора.

Информация о работе Раскопки библиотеки царя Ашшурбанапала в Ниненвии