Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа
курсовая работы по дисциплине :"основы экскурсионного дела"
санкт-петербург от казанского моста до дворцовой площади
1.Введение……………………………………………………………………стр.3
2.Методическая разработка…………………………………………………
3. «Петергоф – царство фонтанов»…………………………………………
4.Заключение…………………………………………………………………
5.Список используемой литературы………………………………………..
6.Портфель экскурсовода……………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА
ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КУРСОВАЯ РАБОТА
По
дисциплине «Основы
экскурсионного дела
»
На тему: «Петергоф - царство фонтанов»
Выполнил: студентка 1 курса очного отделения 061 группы
Лаврентьева Екатерина
Андреевна (ФИО) 006126 (№ зачетной книжки)
Проверил:_____________________
Отметка курсовой
работы:_____(дата) _______________(подпись)
Санкт-Петербург
2011
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Методическая разработка…………………………………………………
3. «Петергоф – царство фонтанов»…………………………………………
4.Заключение………………………………………………
5.Список используемой литературы………………………………………..
6.Портфель экскурсовода…………………
Введение
Санкт-Петербург
славится многообразием пригородных
памятников архитектуры. Дворцы императоров
и императриц, прекрасные сады, многообразие
легенд, зимой и летом, все это притягивает
туристов со всего света. Но человек, не
побывавший в Петергофе, не может полностью
понять всю красоту Северной Венеции.
Основной акцент экскурсии ставится именно
на фонтаны верхнего и нижнего парка.
Экскурсия является обзорной.
Экскурсия рассчитана для школьников и студентов, а также гостей нашего города. Экскурсия пешеходная, продолжительность – 130 минут.
Основная цель экскурсии: познакомить экскурсантов с фонтанами Верхнего и Нижнего парка Петергофа, Согласно основной цели экскурсии, можно выделить задачи, необходимые для осуществления цели:
1)Рассмотрение фонтанов Верхнего парка.
2) Рассмотрение фонтанов нижнего парка в восточной части.
Маршрут
экскурсии продиктован
«Петергоф
– царство фонтанов»
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и сегодня я проведу для вас обзорную экскурсию. Наша экскурсию называется «Петергоф – царство фонтанов». Сегодня наш разговор пойдет о фонтанах верхнего и нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергофа.
Наш маршрут будет пролегать в центральной части Верхнего парка, затем мы с вами обойдем Большой Петергофский дворец и окажемся Большим Каскадом, уже оттуда мы спустимся в нижний парк и пройдем в восточную часть парка. Наша незабываемая экскурсия занимает по времени около двух часов.
А теперь начнем наше
Мы с вами
находимся на центральной аллеи Верхнего
сада, перед нами расположен фонтан «Межеумный».
Он первым встречает тех, кто входит в
парк через парадные ворота. Слово «межеумный»
означает нечто среднее, ни туда, ни сюда.
Фонтан назван так из-за своего расположения:
ни в начале, ни в конце, ни середине сада.
Круглый бассейн фонтана имеет диаметр
30 м. Он обрамлен светлым доломитом. Вначале
здесь располагалась сложная композиция
из золоченого свинца (1734-1738, скульптор
Б.К. Растрелли).В центре находился Персей
на коне с головой Медузы. Он защищал от
дракона Андромеду. Вокруг «росли» шесть
маленьких деревьев и «резвились» дельфины.
Современники считали эту скульптурную
группу аллегорией победы России над Швецией
в Северной войне. Свинцовая скульптура
существовала четверть века. При Екатерине
II здесь появилась иная композиция (1770-1773,
архитектор и. Яковлев). В центре поднималась
высокая фонтанная струя, которую окружали
шесть золоченных дельфинов-фонтанов.
В 1929 году в центре фонтанов установили
мраморные статуи с названиями «Весна»
и «Лето». Дельфинов отлили заново, а на
место прежних статуй поместили мраморные
скульптуры Аполлона (копию с античного
оригинала) и Венеры Италийской( копию
с оригинала скульптора А.Кановы). В годы
войны фонтан был разрушен фашистами.
В 1967 его создали заново в стиле барокко
по рисункам XVIII в.
Пройдемте дальше.
Здесь мы видим фонтан «Нептун».
Фигурный бассейн имеет длину 92 м и
ширину 33 м. Ранее свинцовая, скульптурная
группа этого фонтана была установлена
в 1737 году. На южной стороне бассейна устроили
трехступенчатый каскад со статуей «Зимы»,
отлитой Растрелли. Из-за ветхости, к концу
XVIII века «Нептунову телегу» сняли и на
её место установили группу из бронзы,
созданную Христофором Риттером, на средства
императора Павла I, который приобрел её
в Нюрнберге. Статуя «Зимы» была заменена
копией античной статуи Аполлона Бельведерского.
Вся скульптурная группа была вывезена
немцами во время Великой Отечественной
войны, а в 1947 году возвращена на прежнее
место. Воссоздание уничтоженной статуи
Аполлона осуществлялось по гипсовой
модели, хранящейся в фондах музея Института
живописи, скульптуры и архитектуры имени
И. Е. Репина в Ленинграде. Сам фонтан был
восстановлен во главе с мастером А. П.
Смирновым и введен в действие в 1956 году.
Сейчас мы с вами находимся у фонтана под названием «Дубовый». Как вы видите, он расположен ближе всех к дворцу. Его круглая каменная чаша выложена светлым и темным гранитом. В центре горка из туфа, от которой расходятся шесть каменных «лучей», образуя звезду. На горке – мраморная скульптура «Амур, надевающий маску» (1809, скульптор Д.Росси). На лучах звезды 6 дельфинов, извергающих из пасти струи воды.
Прежде здесь
было дерево, шесть дельфинов и
три тритона (1734-1735, скульптор Б.К.
Росси) . Композиция менялась несколько
раз, но за фонтаном осталось название
«Дубовый». Статую Амура установили в
1929 г., а дельфинов отливали заново в 1957
г. По одному из сохранившихся оригиналов.
Посмотрите, какой
потрясающий вид! Мы с вами находимся
у Большого каскада. Большой каскад
- самое грандиозное фонтанное
сооружение в мире. Большой каскад Петергофа
занимает площадь свыше 300 кв. м, высота
склона здесь достигает 11 м. Семь гигантских
ступеней с каждой стороны и расположенные
в 2 яруса гроты - это настоящий водяной
дворец. Строительство каскада продолжалось
с 1715 по 1723 гг, архитекторы Леблон, Микетти,
Земцов и Браунштейн руководили работами
и создавали эскизы для скульптурного
убранства. Стены гротов и каскада облицевали
пористым камнем - туфом и устричными раковинами.
Декоративная скульптура Большого каскада
была выполнена из свинца, и потому нуждалась
в замене уже к концу XVIII в. По решению комиссии
профессоров Академии художеств, приступили
к замене всех свинцовых статуй на бронзовые.
Здесь работали лучшие российские скульпторы
того времени: Шубин, Щедрин, Рашетт, Мартос,
Гордеев. Часть статуй отлили по сохранившимся
в Академии художеств первоначальным
моделям, а недостающие сделали вновь.
При этом сохранили и развили идею прославления
в Петергофе победы России в Северной
войне. Чтобы расшифровать все собранные
барельефы и статуи – времени экскурсии
не хватит. Достаточно сказать, что здесь
собраны все мифы о наказанной гордыне
и самонадеянности - здесь есть Диана и
Актеон, Аполлон и Марсий, Нарцисс, Фаэтон
на солнечной колеснице. Все они напоминают
о посрамлении шведского короля Карла
XII и его армии. Не могли обойти вниманием
и миф о богине Латоне, которую не подпускали
к воде озера ликийские крестьяне - так
Швеция не давала России выхода к Балтийскому
морю. По мифу, жадные крестьяне были обращены
в лягушек - и две бронзовые лягушки сидят
на нижнем уступе каскада. Во всех многочисленных
сюжетах о похищениях и о неправедном
обладании чем-либо видели напоминание
о захвате Швецией русских приневских
земель, за которые и начал войну Петр
Первый.
И конечно, среди фигур каскада речные
божества - наяды и олицетворения рек.
Женская и мужская фигуры на туфовых полуостровках
по обеим сторонам у основания каскада
- это аллегории рек Невы и Волхова…
Теперь мы с вами аккуратно спускаемся, мы попадаем в Нижний парк и идем в его восточную часть.
Мы с вами видим фонтан «Солнце» - сейчас единственный в парке водомет, который вращается с помощью водяного колеса ( 1772-1776, архитектор Ю.Фельтен.) В центре его расположена тонкая бронзовая колонна высотой 3, 5 м, на верху которой укреплены три параллельно расположенных золоченных диска. В ребрах дисков десятки отверстий. Из них, разлетаясь во все стороны, вырываются водяные струи. У основания колонны расположились по кругу 16 фонтанирующих дельфинов.
В нижним парке находится множество фонтанов «шутих». Сейчас мы с вами видим самый любимый детьми фонтан- «Зонтик». Создан фонтан для шуток над гостями парка. Усталые гости в праздничных нарядах усаживались на скамейку под крышей зонтика. Внезапно включалась подача воды, и гости оказывались перед перспективой выхода из фонтана исключительно сквозь водяную завесу. Сейчас фонтан работает все время, не вгоняя никого в недоумение.
Сейчас мы с вами переходим на другую сторону Монплезирской аллеи, и оказываемся у фонтана «Дубок». Здесь, на небольшой круглой площадке расположен целый комплекс фонтанных сооружений: пять металлических тюльпанов, дерево «званием дуб» и две скамейки-шутихи. Весь этот комплекс носит название «Дубок».
Ветвистый шестиметровый трубчатый ствол дерева снаружи отделан свинцом под вид коры. К трубчатым веткам прикреплены «дубовые» листья, выколоченные из красной меди. Под «Дубком» помещены пять тюльпанов. Ствол, ветки, листья дерева и стебли тюльпанов окрашены в зеленый цвет.
При включении фонтана из трубчатых веток дерева, цветков и листьев тюльпанов вырываются тонкие струйки воды. С восточной и западной сторон фонтана «Дубок» установлены деревянные парковые диваны, за спинками которых в земле спрятано по 41 трубочке, открытыми частями направленные вверх. Желающие осмотреть со всех сторон чудеса фонтанного искусства или посидеть на скамейке будут внезапно атакованы густым навесом струй, вылетающих из-за спинки дивана.
Первоначально «Дубок» был изготовлен в 1735 году из свинца по модели скульптора К. Растрелли и украшал один из круглых бассейнов Верхнего сада. В 1746 году фонтанный мастер П. Брунатий демонтировал «Дубок», и он долгое время пролежал в кладовой. О нем вспомнили лишь в начале XIX века. В 1802 году мастер Ф. Стрельников собрал «Дубок», изготовил недостающие к нему детали, пять тюльпанов и две скамейки и установил в Нижнем парке, включив его в группу развлекательных фонтанов.
Количество трубчатых веток на дереве менялось: в 1826 году их насчитывалось 349, а через два года – 244. Обычно фонтан стоял выключенным. Он начинал действовать неожиданно, лишь в тот момент, когда к нему подходил человек. Шарахаясь в сторону, незадачливый посетитель одновременно попадал под действие струй фонтанов дивана. В 1914 году фонтан «Дубок» разобрали, и он хранился в кладовой. В 1924 году архитектор В. Волошинов установил его на прежнем месте.
В годы войны он был уничтожен фашистами. Трудность в воссоздании этого комплекса фонтанов состояла в том, что в архивах не сохранилось обмерных чертежей дерева и тюльпанов. Исследовав площадку, где находился фонтан, реставраторы обнаружили трубчатые гнезда для крепления ствола дерева и стеблей тюльпанов, по которым можно было определить их точное местонахождение.
При расчистке
площадки за бывшими скамейками были
найдены трубы с наклонными насадками.
Осенью 1951 года в подвалах Большого
дворца случайно обнаружили свинцовую
ветку с двумя медными
Извилистая аллея ведет нас от фонтана «Дубок» на юг к поляне, на которой стоят три металлических дерева – «Елочки». На их трубчатых ветках напаяны хвойные иголки из белой жести, окрашенные в зеленый цвет. Из труб-веток бьют струйки воды, стекающие в небольшой квадратный пруд, использовавшийся в XVIII веке как аквариум.
Все три «Елочки», различные по высоте, были изготовлены в 1784 году Ф. Стрельниковым. Во время хозяйничания в Петергофе гитлеровцы уничтожили «Елочки». Отсутствие графического материала и подробного описания намного затрудняло их воссоздание.
В 1958 году
на основе архивных материалов, собранных
научным сотрудником Е. А. Клочковой,
бригада слесарей-фонтанщиков А. П. Смирнова
изготовила «Елочки». Фонтаны-шутихи вызывают
огромный интерес у посетителей парков,
в том числе и у иностранных гостей.
А теперь мы подходим к заключительной части нашей экскурсии. Мы продвигаемся по Монплезирской аллеи прямо к Римским фонтанам. На массивном гранитном пьедестале покоится круглая мраморная чаша с овальными краями, а над ней повторены такая же чаша и пьедестал, только меньших размеров.
Пять струй воды бьют из верхней вазы и, разбиваясь о ее края при падении, пенистой массой стекают на нижний круг, а затем в бассейн. Образуется двухъярусный круглый водопад. Эти пирамидальные сооружения высотой более 10 метров служат своеобразным архитектурным оформлением входа в партер.