Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 14:18, реферат
Пантеон, древний храм, расположенный на одной из площадей Рима (в районе Марсового поля), обрамленной паутиной маленьких улочек и переулков. Это единственное сохранившееся в Риме, величайшее античное купольное сооружение. Храм кажется сооруженным для каких-то особых, высших целей, не имеющих ничего общего с повседневной жизнью человека. Этот языческий храм был возведен Марком Випсанием Агриппою и посвящен им своему тестю императору Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным полубогом, и тогда Пантеон был посвящен всем богам.
Пантеон – это образ всего мироздания: и подземного сумрака, и земного света , и небесного сеяния.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИМЕНИ И.Е. РЕПИНА
ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО «ПАНТЕОН. АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ»
Выполнил студент:
1 курса
Заочного отделения
Преподаватель:
Санкт-Петербург
2014г.
Пантеон
Пантеон, древний храм, расположенный на одной из площадей Рима (в районе Марсового поля), обрамленной паутиной маленьких улочек и переулков. Это единственное сохранившееся в Риме, величайшее античное купольное сооружение. Храм кажется сооруженным для каких-то особых, высших целей, не имеющих ничего общего с повседневной жизнью человека. Этот языческий храм был возведен Марком Випсанием Агриппою и посвящен им своему тестю императору Августу. Однако тот отказался от чести быть провозглашенным полубогом, и тогда Пантеон был посвящен всем богам.
Пантеон – это образ всего мироздания: и подземного сумрака, и земного света , и небесного сеяния.
Название
Пантео́н (др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем богам, от др.-греч.πάντες — все и θεός — бог)
История
Пантеон «храм всех богов» был построен в 27 году до н.э. консулом Агриппой, но сгорел вскоре после постройки, затем неоднократно перестраивался. В 110 году при большом пожаре Рима Пантеон опять сгорел и был заново возведен Адрианом на старом фундаменте.
Желание Адриана быть запечатленным в образе греческого философа выразилось в мраморном бюсте императора, изображающем его с отрешенным выражением лица, погруженным в раздумье (этот бюст хранится в Ватикане). С того времени на протяжении всего 2 в. в римском портретном искусстве стала господствовать тема самоуглубления, раздумья, печали. Мраморные статуи перестали быть раскрашенными, стал цениться высокий уровень обработки мрамора. Зрачки статуй со времен Адриана иногда специально не намечаются резцом, чтобы образ был более отрешенным. От первоначальной постройки Агриппы остался передний портик (паперть) с шестнадцатью гранитными колоннами в три ряда (8-4-4), в глубине которого в правой и левой нише стояли статуи Августа и Агриппы. Высота колонн около 13 м.
На фронтоне уцелела надпись: “М. Агриппа в свое третье консульство соорудил” (то есть в 27 г. до н.э.).
Массивные цилиндрические стены, облегчены за счет устроенных в их толще парадных ниш, служивших в древнеримское время алтарями. Следующая часть, круглое здание (ротонда) около 45 м диаметром и высотой, реставрировано Адрианом, Септимием Севером и Каракаллой — из кирпича, богато отделанного белым и цветным мрамором и золоченой бронзой (кровля), с наборным, штучным полом из цветного мрамора. Пантеон (храм всех богов) в основе своего плана имеет круг.
Постройка Пантеона датирована 125 г. н.э., а его купол, изготовленный из бетона и кирпича, до сих пор считается настоящим архитектурно-инженерным шедевром. Подобно остальным римским храмам, Пантеон был богато украшен и производил своим монументальным величием неизгладимое впечатление на видевших его людей разных эпох.
Предположительно здание было возведено по образцу конических этрусских святилищ или же имело традиционную форму параллелепипеда. Как бы там ни было, но ранее подобных храмов в Риме не было. Обряды и жертвоприношения проводились на площадях, но внутрь зданий могли заходить только жрецы. Теперь же храм могли посещать и простые римляне. По свидетельству римского историка Диона Кассия, Агриппа собирался установить в храме, кроме статуй богов, еще и статую Августа. Однако император счел такой жест преждевременным. Вместо этого в Пантеоне появилась статуя Юлия Цезаря, обожествленного после гибели.
Император-христианин Феодосий 1 в конце 4-го века закрыл это языческое капище, как и многие другие, и оно два столетия простояло пустым. Потом Римский папа Вонифатий 4 превратил Пантеон в христианский храм из окрестных катакомб были перенесены сюда останки христианских мучеников, чтобы предохранить их от расхищения варварами. Здесь был поставлен престол, а храм посвятили Божьей Матери и всем христианским мученикам.
Храм не раз подвергался разграблениям. Медная крыша и бронзовые изваяния были вывезены из Рима, из оставшейся бронзы была сооружена роскошная сень, которую теперь можно увидеть в храме святого Петра над гробом апостолов.
В 17 веке бронзовый потолок портика Пантеона был переплавлен и пущен на укрепление замка святого Ангела, а к самому Пантеону были пристроены башни, которые в 19 веке были удалены. В середине 18 века Пантеон претерпел довольно вольные реставрации. В настоящее время лишь небольшой фрагмент в интерьере восстановлен в соответствии с дошедшими до нас ренессансными рисунками.
Существует миф о том, что в течение дня проникающий луч солнца поочередно освещал когда-то стояашие в нишах статуи семи римских богов - Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса.
Архитектурные решения
Идея, замысел зодчего, архитектурно-образный строй Пантеона – все определяется его куполом. Этот крупнейший купол античности не могли превзойти ни Византия, ни средневековье, ни эпоха Возрождения. Купола, выполненные по проектам Брунеллески (собор Санта- Мария дель Фьоре во Флоренции) и Микеланджело (Собор Святого Петра в Риме), меньше купола Пантеона. Точная полусфера купола Пантеона была дерзновенной инженерной конструкцией и в то же время чистой, классически ясной архитектурной формы. Опрокинутая над вами каменная чаша по началу столь большой вовсе не кажется, её подлинные размеры постигаются лишь в сравнение с человеком.
По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.
Широкая лестница, ведущая в Пантеон, полностью ушла под землю, а перед входом находится портик с фронтоном в виде треугольника. Портик поддерживают четыре ряда колонн по длине здания и один фронтальный коринфского ордера. Колонны выполнены из египетского серого гранита, купол – из бетона. Внутренний диаметр Пантеона равен его высоте. В древности фрагменты кирпичной кладки скрывала облицовка из мрамора.
Конструкция Пантеона свидетельствует о расцвете архитектурной мысли в Древнем Риме. Красота его в гармоничном сочетании четких объемов: цилиндра ротонды, полусферы купола и параллелепипеда портика.
В основу художественного образа Пантеона положен строгий расчет. Диаметр ротонды равен общей высоте храма, так что, если в его пространство вписать шар, половину его образует купол. В совершенных гармонических формах круга и шара зодчий воплощает идею полного покоя, создает впечатление особенного, возвышенного величия. Внутреннее убранство храма — мраморные облицовки и стуковые украшения — необычайно торжественно.
Пантеон не имеет аналогий в древнеримской архитектуре, ни по композиции, ни по конструктивному решению. Это грандиозный круглый но форме храм, перекрытый сферической чашей купола диаметром почти 43 метра. При первом же взгляде на сооружение поражает простота композиции: огромный цилиндрический объем завершается мягко круглящимися очертаниями купола. И этот огромный сплошной массив кладки, лишенный каких бы то ни было проемов, служит фоном для глубокого многоколонного портика, увенчанного фронтоном.
Изнутри Пантеон отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с редким введением белого мрамора. Внутренняя отделка Пантеона хорошо сохранилась — во многом благодаря тому, что на протяжении своего существования здание не закрывалось и продолжало выполнять функции храма.
В Пантеоне нет окон. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым. Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе символическое воспроизведение небосвода.
В поисках решения строители Рима обратились к опыту стран Древнего Востока, тем более что многие из них находились к тому времени на положении римских провинций. Оттуда, из Месопотамии и Персии, переняли римляне конструкцию простейшего цилиндрического свода. И не только переняли, но прочно и уже навсегда ввели сводчатую конструкцию в обиход строительного искусства и архитектурного формотворчества.
При этом римские строители применили оригинальную технику монолитного бетона в кирпичной опалубке. Бетонный купол римского Пантеона с диаметром основания 43 метра стал первой в истории человечества большепролетной конструкцией. Это было совсем не похоже на скромные кирпичные и каменные своды древневосточного образца — «весомо, грубо, зримо», как и все, что делали римляне в расчете на два века. Однако эти последующие века, в изобилии воспроизводя сводчатые и купольные конструкции, казалось, напрочь отказались от римской технологии их возведения. И только изобретение железобетона — материала с совершенно новыми пластическими свойствами — заставило по-новому оценить римский опыт, увидеть в нем предвосхищение великой конструктивной идеи, которая получила подлинное развитие лишь две тысячи лет спустя после своего возникновения.
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона перекрыта полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м). Купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря кессонированному потолку. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Предполагают, что в древности поверхность купола украшали розетки или звезды, однако документальных подтверждений этому нет. К основному объему храма примыкают ниши, отделенные от центрального зала коринфскими колоннами. Кольцевой аттик отделяет колоннаду от внутренней поверхности купола, на которой расположены пять рядов квадратных кессонов. Единственным источником света в интерьере Пантеона являются небольшое круглое отверстие в крыше и входная дверь. Они же служат системой вентиляции, а дождевая вода, попадающая в отверстие, стекает по специальным дренажам, находящимся под полом.
Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давал Пантеон посетителям.
Сочетание в едином архитектурном ансамбле округлой и прямоугольной форм, как известно, представляет большие композиционные затруднения. Но Пантеон как раз пример превосходного решения этой архитектурной проблемы. Сооружение купольной ротонды в качестве главного(или одного из главных) храма Рима и было дерзновением в римской архитектуре.
Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
Культурная ценность
Пантео́н — «храм всех богов» памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда (Piazza della Rotonda).
В римском Пантеоне погребены выдающиеся итальянцы, такие как живописцы Б. Перуцци, Рафаэль Санти и др., а также короли Виктор Эммануил II, Умберто I и королева Маргарита. Первой знаменитостью, похороненной в Пантеоне, стал Рафаэль, умерший в 1520 году. На мраморном саркофаге живописца его друг, кардинал Пьетро Бембо написал следующую эпитафию: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого Матерь-природа опасалась быть побеждённой навек, а после его смерти боялась умереть вместе с ним».
Ранние христиане принимали Пантеон (от греческого «храм богам») за языческий храм, из-за обилия статуй римских божеств внутри. В 609 году языческий храм был освящён как христианская церковь Святой Марии и Мучеников (Santa Maria ad Martires). Когда византийский император Фока подарил храм папе Бонифацию IV. День 13 мая стал отмечаться как праздник всех святых. В середине VIII века папа Григорий III освятил 1 ноября в честь всех святых одну из капелл собора святого Петра и в честь этого события передвинул дату празднования дня всех святых на 1 ноября. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
Снаружи Пантеон представляет собой глухое кольцо цилиндра. Раньше перед ним находилась обширная площадь, так необходимая всем римским постройкам. Площадь эта символизировала открытое пространство и шум жизни под южным небом – идеал старой римской общины. Когда же община переросла в мировую империю, идеал переместился снаружи внутрь.
В центре площади стояла триумфальная арка, через которую должен был пройти (на самом деле или в мыслях) каждый. Человек входил в храм не просто смертным, а триумфатором, равным императорам и богам. Он, только вступая под портик храма, уже чувствовал себя другим. А попадая в Пантеон, он должен был целиком преобразиться.
Информация о работе Пантеон. История создания, конструктивные особенности