Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:46, доклад
Храмы. Шумерский пантеон. Вавилонский пантеон. Семитская эпоха - Обожествление царей. Семитская эпоха - Жречество и организация культа. Семитская эпоха - Мифология.
{ Обычно этот эпос
приводится для того, чтобы показать,
что Библия не есть Слово
Божие, что многие её сюжеты
позаимствованы из наследия
Семитская эпоха - Демонология и заклинания.
Наряду с представлениями
о небесных богах и культурных
героев в религии народов
Для защиты от злых духов помимо многочисленных заклинательных формул широко употреблялись амулеты-аптропеи (обереги). В качестве апотропея против злого духа применялись, например, его собственное изображение, настолько отвратительного вида, что, увидев его, дух должен в страхе убежать.
Семитская эпоха - Магия и мантика. В древнем Междуречье практиковались весьма разнообразные чисто магические обряды. Описания их вместе с текстами заклинаний-заговоров дошли до нас в большом количестве. Среди них известны обряды лечебной и предохранительной, вредоносной, военной магии. Лечебная магия была перемешана, как это обычно и бывает, с народной медициной, и в сохранившихся рецептах нелегко отделить одно от другого; но в некоторых из них магия выступает вполне отчётливо.
Чрезвычайно развита была в Вавилонии система мантики - различных гаданий. Среди жрецов были особые специалисты-гадатели (бару); к ним обращались за предсказаниями не только частные лица, но и цари. Бару толковали сны, гадали по животным, по полёту птиц, по форме масляных пятен на воде и т. п. Но самым характерным приёмом мантики в Вавилонии было гадание по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени. Техника этого последнего способа (так называемая гепатоскопия) была разработана до виртуозности, каждая часть печени имела своё название, существовали графические схемы, глиняные модели человеческой печени с гадальными знаками. Впоследствии эта техника была заимствована - вероятно через хеттов и этрусков - римлянами.
Ассирийская эпоха. В эпоху Ассирийской империи (VIII - VII вв. до н. э.) религиозная система Месопотамии изменилась мало. Ассирийцы не внесли почти ничего нового ни в экономический уклад, ни в культуру. Они лишь заимствовали у покорённого вавилонского населения его высокую культуру, письменность, а также религию. В эпоху ассирийского владычества господствовали те же шумеро-вавилонские боги. Могущественное вавилонское жречество сохранило свои позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у него мудрости и накопленным знаниям, переписывали религиозные тексты, мифы, заклинания. Значительная часть шумеро-вавилонских религиозно-мифологических текстов дошла до нас как раз в ассирийской редакции, они хранились в знаменитой "библиотеке Ашшурбанипала". Но пантеон богов был пополнен племенными и национальными божествами самих ассирийцев. Их племенной бог Ашур (Ассур) - типичный бог-воитель - превратился в официального покровителя государства, что нисколько, правда, не помешало сохранению культа всех прежних богов. Широкому распространению культа Ашура мешало то, что ассирийские жрецы никогда не пользовались таким могуществом, как вавилонские. Главным служителем Ашура считался сам царь, якобы находившийся под особым покровительством этого бога. Культ Ашура был чисто государственный. Среди ассирийцев был популярен и культ бога грозы Раммана (он же Адад).
Интересно, что ассирийцы
пытались придать некоторым вавилонским
божествам черты, более соответствующие
воинственному характеру