Пантеон богов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 23:46, доклад

Краткое описание

Храмы. Шумерский пантеон. Вавилонский пантеон. Семитская эпоха - Обожествление царей. Семитская эпоха - Жречество и организация культа. Семитская эпоха - Мифология.

Файлы: 1 файл

Месопотамия (религия и мифология).docx

— 25.04 Кб (Скачать)

Храмы

Настоящая религия  всегда очень тесно (кровно) связана  с историей народа. Это очень хорошо иллюстрируют археологические находки  в Месопотамии. Ещё в самое  древнее время, пока не было больших  храмов, там существовали священные  хранилища зерна. Их запасала община на случай неурожая и других бедствий. Почему помещение считалось священным - понятно: хлеб - это жизнь. Ему поклонялись. Около этого священного хранилища  совершали важные обряды. А они  были в первую очередь связаны  с урожаем, с хлебом, с началом  сева и сбора урожая и т. п. Охранять хлеб и способствовать обильным урожаям  должны были божества. Но божествам  надо было приносить жертвы и молиться.

 Как правило,  рядом с храмом-святилищем находился  загон для скота. Там же был   отгорожен участок земли для  выпаса животных.  Жрец жил  при таком загоне. Это был мужчина,  если храм был посвящён богине, или женщина, если храм был  посвящён богу. Совершали даже  обрядовые свадьбы жреца с  богиней или жрицы с богом.  Всё было пронизано заботой  о плодородии, от которого зависела  жизнь. 

Деятельность городских  храмов была очень многообразна. Храма  принадлежали огромные пастбища, стада  скота и поля. Храмы вели караванную и морскую торговлю с ближними и дальними странами. Храмы были «центром ремесла и торговли». Но это не всё. При храмах находились различные мастерские. Храмы были культурными и просветительскими центрами. Там находились архивы и библиотеки, а также школы. Вся жизнь общества зависела от жрецов, которые обладали не только авторитетом, но и огромными богатствами. Цари никогда не посягали на храмы, поэтому и сохранилась преемственность, несмотря на то, что хозяева народов менялись. Завоеватели свергали царскую власть, а храмы, как правило, не трогали.

Пантеон богов.

В Двуречье было множество богов, которые по представлениям народов Междуречья олицетворяли великие силы природы и царили над миром.

Шумерский пантеон.

Ан(Ану - акк.)  Бог неба, отец Энлиля, бог Урука. Энлиль(Бел - акк.) Бог земли и воздуха, изобретатель мотыги и плуга, покровитель города Ниппур, сын Ану, "царь богов и людей". Энки(Эйа - акк.) Бог подземных пресных вод и мирового океана, бог мудрости и хранитель человеческих судеб, главный бог города Эреду. Бог Эа почитался особо приморскими общинами и, видимо, был покровителем рыбаков; его изображали в виде человека-рыбы; он считался в то же время культурным героем и в мифах изображался как защитник людей от других богов.

В эпоху политического  объединения страны названные три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану - непостижим и далёк, Энлиль - могуч и царствен, Эа - мудр и свят.

Нанна(р)(Син - акк.)  Бог луны, сын Энлиля, почитался в Уре. Уту(Шамаш - акк.)  Бог солнца и сын Нанны. Инанна(Иштар - акк.) Богиня любви и плодородия, дочь Нанны, богиня Урука. Нингирсу(Нинурта - акк.) Бог войны, почитался в Лагаше. Эрешкигаль  Богиня подземного мира мёртвых. Думузи(Таммуз - акк.) Бог вечно живой природы. Нергал Бог болезней, войны и смерти.

Каждый город  Южной  Азии выделял из множества  богов своего главного владыку. У  шумеров и аккадцев это был  Энлиль, у вавилонян - Мардук, у ассирийцев - Ашшур. В Вавилоне культ Мардука слился с культом Энлиля (Бела) и Бел-Мардук стал главой вавилонского пантеона, состоявшего из семёрки богов.  

У каждой общины - вначале, возможно, родо-племенной - был свой местный бог-покровитель; он считался повелителем данной местности и имел своего служителя в лице князя общины - патеси. Этот патеси был одновременно и вождём, и жрецом.

Вавилонский пантеон.

В семитскую эпоху (с середины третьего тысячелетия  до н. э.) древнешумерские божества были сохранены в значительной мере под своими прежними именами. Но появился и ряд новых богов с семитическими именами. Иногда эти семитические имена давались старым шумерийским богам, а некоторые из них долго сохраняли оба имени. Так, богиню Иннину стали называть Иштар (у аккадийцев - Эштар, у ассирийцев - Истар, у западных семитов - Аштарт, Астарта).

Бел-Мардук Бог земли и воздуха.

Со времени возвышения города Вавилона, с начала второго  тысячелетия до н. э., выдвигается на первое место покровитель Вавилона бог Мардук. Он ставится во главе сонма богов. Жрецы вавилонских храмов сочиняют мифы о первенстве Мардука над другими богами. Мало того, они пытаются создать нечто вроде монотеистического учения. Существует-де вообще только один бог Мардук, все другие боги - это лишь разные его проявления: Нинурта - Мардук силы, Нергал - Мардук битвы, Энлиль - Мардук власти и т. д. В этом тяготении к монотеизму отразилась политическая централизация: вавилонские цари как раз прибирали к рукам всё Двуречье и становились самыми могущественными повелителями Передней Азии. Но попытка введения монотеизма не удалась, вероятно, из-за сопротивления жрецов местных культов, и прежние боги продолжали почитаться.

 Набу Бог мудрости. Шамаш Бог  солнца. Син Бог  луны. Иштар Богиня любви. Нергал Бог войны и подземного мира. Нинурта Бог счастливой войны.

По представлениям народов Междуречья боги и богини правили миром, но иногда и над  богами была грозная и неумолимая сила судьбы и рока, которая воплощалась  в облике фантастических существ:

Шеду - крылатые быки с человеческими головами; Ламашту - львиноголовая женщина-демон; Мушхуш или Сируш - "огненно-красный" дракон бога Мардука; Анзуд - орёл с львиной головой. Божественная птица Анзуд выступала посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы, который воплощал извечную борьбу жизни и смерти.

Объединение страны и общегосударственные  боги

Интересно, что изображения богов уже в самую раннюю эпоху по большей части антропоморфны. В отличие от Египта, Месопотамия почти не знала зооморфных богов; исключением является тот же Эа, изображавшийся как человек-рыба. Почти не знала Месопотамия и культа животных - опять-таки не в пример Египту. Вообще следы тотемизма здесь мало заметны. Кстати, священные быки часто изображались с человеческими головами, тогда как в Египте, напротив, боги зачастую изображались в виде человека, но с головой какого-либо животного.

Семитская эпоха - Обожествление  царей.

Как и в других древневосточных государствах, в  Двуречье сами носители власти становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно жрецами богов. Цари объединённого Двуречья, начиная с Саргона, претендовали на особую близость к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображаются лицом к лицу с богами либо носили божеские атрибуты. На стеле Нарам-Сина царь изображён в рогатом головном уборе как божество. На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает законы.  

Вавилонские и другие жрецы поддерживали культ царей, ибо этот культ им самим обеспечивал  устойчивость привилегированного положения. Они не соперничали с царями, как  это порой делали египетские жрецы.

Семитская эпоха - Народные земледельческие культы. Умирающие и воскресающие боги.

Наряду с официальным  культом богов-покровителей государства  и культом царей  сохранились  и другие, несомненно, глубоко древние  и чисто народные культы. Прежде всего, земледельческий культ божеств  растительности и плодородия. Почиталось женское божество, богиня плодородия, известная под тем же именем Иштар, Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (более известный под другим именем - Таммуз) - олицетворение растительности. Существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и возвращении на землю - олицетворение земледельческого процесса (параллель египетскому культовому мифу об Осирисе и Исиде).. Летний месяц (июнь-июль) был посвящён Думузи.

Любопытно, что вавилонские  жрецы пытались перенести культ  погибающего и воскресающего  Думузи на своего Мардука: в одном тексте именно Мардук (Бэл) гибнет у ворот подземного царства и жена-богиня возвращает его к жизни.

Семитская эпоха - Жречество  и организация  культа.

Уже в древнейшую эпоху в связи с объединением общин и образованием первых государств складывается обособленное сословие жрецов. Жрецы - прислужники храмов, владевших значительными богатствами, представляли собой очень влиятельный общественный слой. Происходили они обычно из знатных фамилий. Звание жреца было наследственным. Одним из ритуальных требований, предъявлявшихся к кандидатам в жрецы, было требование, встречающееся во многих религиях - не иметь физических недостатков.

Наряду со жрецами  существовали и жрицы, а также  храмовые прислужницы. Многие из них  были связаны с культом богини любви Иштар, практиковали храмовую проституцию (иеродулы) и предавались оргиастическим культам. С другой стороны, той же Иштар  служили жрецы-евнухи, носившие женские одежды, исполнявшие женские пляски. 

Вавилонские храмы, обычно в форме ступенчатых башен (зиккураты), были весьма внушительным зрелищем. Жрецы были в то же время учёными. Они монополизировали знания, которые были необходимы для ведения организованного ирригационно-земледельческого хозяйства. Чтобы следить за сезонными разливами рек, необходимо было систематически наблюдать за движением небесных светил. Поэтому в Вавилонии очень рано развилась астрономическая наука, не уступавшая египетской. Наблюдения велись жрецами с высоты их башен-храмов.

Ориентировка знаний на небо, необходимость непрерывных  наблюдений за светилами, а также  сосредоточение этих наблюдений в руках  жрецов - всё это отразилось существенным образом нар религии и мифологии  народов Месопотамии. Довольно рано начался процесс астрализации божеств. Боги и богини, местные покровители, стали ассоциироваться с небесными светилами и само понятие "бог" изображалось в вавилонском клинописном письме идеограммой, означающей звезду, и этот знак в качестве детерминатива сопровождал каждое имя бога или богини. Когда же стали накапливаться астрономические знания, а из разрозненных образов богов составился целый пантеон, жрецы распределили между богами в систематическом порядке отдельные небесные светила и другие явления: произошла астрализация богов. Бог Ларсы Уту, видимо искони связывавшийся с солнцем, стал под именем Шамаш (солнце) почитаться по всей стране; бог Ура - Син был отождествлён с луной; другие великие боги - с планетами: Набу - Меркурий, Иштар - Венера, Нергал - Марс, Мардук - Юпитер, Нинурта - Сатурн. Кстати, именно из Вавилонии этот обычай называть небесные светила, особенно планеты, именами богов перешёл к грекам, от них к римлянам, и римские (латинские) имена богов сохранились в названиях этих планет вплоть до настоящих дней. Месяцы года также посвящались богам.

Эта астральная ориентировка религии Вавилона повлияла и на создание календаря, 12-ричной системы времяисчисления, унаследованной впоследствии европейцами. Вавилонские жрецы приписывали  числовым отношениям отрезков времени  и делениям пространства священное  значение. С этим связано появление  священных чисел - 3, 7, 12, 60 (5*12) и др.

Семитская эпоха - Мифология.

Уже в древнейшую эпоху в Вавилонии существовали космогонические мифы. Особенно интересен один мифологический текст, изложенный в сохранившейся серии семи глиняных табличек; он носит условное название по начальным словам - "Энума элиш" (буквально - когда вверху). В мифе рассказывается начале мира, о богах и их борьбе за мироустройство.

Здесь говорится  о первобытном хаосе - Апсу. Это, быть может, мужское олицетворение подземной бездны и подземных вод. Тиамат - женское олицетворение той же бездны или первобытного океана, солёной воды, изображавшееся в виде четвероногого чудовища с крыльями. Мумму - подчинённый им дух. Ламму и Лахаму - мифологически старейшая пара богов. Далее в мифе рассказывается о борьбе народившихся богов с силами хаоса. Самый интересный эпизод в этой борьбе - момент, когда Тиамат поднимает свои страшные полчища против богов, против зарождающегося мирового порядка. Боги в страхе не решаются выступить против чудовища. Один только Мардук отваживается на бой и берётся защитить богов, но с условием, что боги признают его первенство перед всеми другими. Он, действительно, после жестокой битвы побеждает и убивает чудовищную Тиамат, рассекает её тело, создаёт из её частей небо и землю. Отныне Мардук - первый между богами. Миф этот, созданный несомненно вавилонскими жрецами, призван был оправдать первенство их бога Мардука над богами других подчинённых городов.

В других мифологических текстах говорится о создании первого человека по имени Адапа (его создал бог Эа), о потере этим первым человеком бессмертия, то есть о происхождении смерти (Эа хотел наделить Адапу бессмертием, но тот вследствие своей ошибки не получает его).

Некоторые интересные мифологические мотивы содержатся в  знаменитом эпосе о Гильгамеше - древнейшем из дошедших до нас эпосов. Не касаясь содержания этого эпоса  в целом, обратим внимание только на один эпизод: встречу героя Гильгамеша на краю света со своим предком  Ут-Напиштимом (Утнапишти). Последний рассказывает Гильгамешу о страшном потопе, посланном богами и затопившем всю землю; от потопа спасся только он, Ут-Напиштим, с семьёй и животными, построив корабль по совету Эа.

Информация о работе Пантеон богов