Особенности композиционного построения и восприятия формы в живописи итальянского Ренессанса и Северного Возрождения в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Посетив ГМИИ им. А.С. Пушкина и сравнив там произведения двух художников XVI в. Пьетро Перуджино и Лукаса Кранаха (старшего), я пришла к выводу: не смотря на то, что обе картины принадлежат примерно к одному времени, они во многом отличаются.
Обе картины принадлежат к эпохе возрождения, выполнены в религиозном жанре и относятся к станковой живописи. П. Перуджино и Л. Кранах выбрали для своих произведений один и тот же сюжет: Мадонна с младенцем на руках.

Файлы: 1 файл

МАРХИ.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

МАРХИ 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по истории искусств на тему:

«Особенности  композиционного построения и восприятия формы в живописи итальянского Ренессанса и Северного Возрождения в  Германии» 
 
 

Работу  выполнила студентка 1 курса 13 группы Трофимова К.О. 
 
 
 
 
 
 
 

08.12.2009

 

Посетив ГМИИ им. А.С. Пушкина и сравнив там произведения двух художников XVI в. Пьетро Перуджино и Лукаса Кранаха (старшего), я пришла к выводу: не смотря на то, что обе картины принадлежат примерно к одному времени, они во многом отличаются.

Обе картины  принадлежат к эпохе возрождения, выполнены в религиозном жанре  и относятся к станковой живописи. П. Перуджино и Л. Кранах выбрали  для своих произведений один и  тот же сюжет: Мадонна с младенцем  на руках.

Мадонна на полотне  Кранаха держит младенца на руках, показывая ему виноградную гроздь, изображена на фоне пейзажа и смешена от центра к правому краю. Пейзаж на картине - скала, виноградная гроздь, горы с озером не вырывается вперед, а создает ощущение пространственной глубины. Художник тонко прописывает детали объектов, что показывает их различия в объемах и дает возможность выделить образ Мадонны с младенцем. Несмотря на смещение, сюжетно-композиционного центра к краю холста у Кранаха, что, казалось бы, должно добавлять динамики, произведение остается статичным. Этот эффект достигается при помощи подчеркнуто-спокойной позы Мадонны. Разноплановость картины подчеркивает не плоскость , как основу картины, а ее композиционную объемность, производя яркое впечатление на смотрящего.

В отличие от Кранаха, Перуджино использует плоскость картины как основу композиции. Композиция построена таким образом, что глядя на нее, возникает чувство спокойствия, умиротворения. Такой эффект достигается изображением героев картины, выше уровня зрителя, сама Мадонна выглядит очень спокойной , уравновешенной. Взгляд младенца отведен в сторону, что тоже создает эффект спокойствия и отрешенности от зрителя.

Мадонна на полотне  Перуджино изображена с большой  торжественностью. Художник стремится  подчеркнуть возвышенность Мадонны над повседневным миром, показывает ее божественную красоту, поэтизирует изображаемых героев, окружает их лиричным пейзажем.

Кранах же, напротив, изобразил Мадонну как человека, не подчеркивая ее недосягаемость. Она изображена вровень со зрителем и, в результате, отсутствует ощущение возвышенности. Благодаря сильно разработанной разноплановости фона, которая отсутствует у Перуджино, Мадонна Кранаха расположена очень близко к передней плоскости картины. Создается ощущение, что она вот-вот «сойдет» с полотна. Кранах добивается эффекта живой картины, и в результате зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. В отличие от Мадонны Перуджино, рядом с которой, чувствуешь себя лишь отстраненным созерцателем ее величия.

«Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха, отличается декоративностью, изысканным изяществом формы, тщательной проработанностью каждого элемента. Пространство художник создает при помощи цвета - сине-зеленый колорит в пейзаже, светлый тон лиц Мадонны и младенца, тем самым выделяя их на фоне пейзажа и не скрадывая при этом форму объектов, не смазывает линии. Кроме того хочется отметить, что Кранах использует более яркие и сочные цвета

У Перуджино, напротив, пространство практически не разработано, лишь легкие силуэты и очертания. Темный колорит картины, с использованием бордового, зеленого и коричневого цветов создает ощущение неопределенности. Тем самым художник хочет привлечь наше внимание к главенству самой Мадоны над остальным пейзажем. Иллюзия объема у Перуджино возникает при помощи условного освещения, источник которого читается неопределенно.

У Кранаха объем  передан при помощи заднего фона.

Восприятие картины  так же во многом зависит от передачи фактуры. Кранах старательно прорабатывает  каждую деталь, в то время как  Перуджино работает общими массами и объемами.

В заключение хочется  сказать, что обе картины являются очень хорошим примером для изучения разнообразия композиционных приемов  и способов передачи формы художниками  эпохи возрождения.

Информация о работе Особенности композиционного построения и восприятия формы в живописи итальянского Ренессанса и Северного Возрождения в Германии