Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, реферат
Эпоху Средневековья в Европе сменяет так называемое Новое время с совершенно иным типом светской культуры. Главными ее признаками являются полная десакрализация и материалистичность, уход от решения духовных проблем в истинном смысле этого понятия, поскольку сферы церковной и светской культуры теперь резко расходятся. В само понятие духовности начинает вкладываться иной смысл. Понятие духовности подменяется понятием душевных переживаний, чувств, эмоций, что далеко не одно и то же.
1. Орнамент эпохи возрождения
2. Основные орнаментальные мотивы эпохи Возрождения
3. Ренессансный орнамент. Керамика
4. Ренессансный орнамент. Ювелирные изделия и изделия из металла
5. Ренессансный орнамент. Текстиль
6. Ренессансный орнамент. Стекло
Приложение
В середине столетия мода стала отходить от исторического декора. На это указывает два фактора: во-первых, в Фаэнце начали производить изделия с узором на белом поле и со скупой палитрой цветов - compendiario; во-вторых, в Урбино вновь появился гротескный узор на белом фоне, явно под влиянием работ Рафаэля.
В XVI столетии итальянские
гончары, работая во Франции, Испании
и Нидерландах, вводят технику майолики
и способствуют установлению новой
для гончарного дела традиции. Декор
произведенных там изделий
Ренессансный орнамент. Ювелирные изделия и изделия из металла
В средневековой Европе
не существовало различий между художниками
и ремесленниками. Художниками называли
тех, кто занимался искусством или
ремеслом; искусство ювелиров считалось
королем ремесел. Материалы, с которыми
они работали - золото и серебро,
ценились очень высоко. Эти изделия
имели не только утилитарное значение,
они свидетельствовали о
Такое положение вещей
не претерпело изменений и в ранний
период Ренессанса. Герцоги и прелаты
продолжают делать дорогие заказы;
многие ведущие художники и
Образцами для кубков, кувшинов, канделябров и ваз служат декоративные детали архитектурных чертежей. Пропорциональность орнаментальной композиции, горизонтально рассеченной на секторы, заключается в соразмерности частей в отношении целого и друг друга. Классический орнамент был строго организован и ограничивался мотивами каннелюр, завитков, листьев аканта, медальонами.
Художники Ренессанса прилагают все усилия, чтобы расширить диапазон декора. Кувшины, блюда и прочие изделия из металла в больших количествах завозятся в Европу. Типичным узором декора были густо гравированные абстрактные завитки, которые очень скоро привились и в Северной Европе.
Декоры дворцовых предметов
говорят о необычайно тонкой работе
золотых дел мастеров. В золотые
и серебряные изделия для высоких
покровителей часто включают драгоценные
или экзотические материалы: горный
хрусталь и морские раковины из тропиков.
Для украшения также
В это же самое время художники Италии Джулио Романо, Энеа Вико и Франческо Сальвиати - создают для ювелиров рисунки, которые отражают новые и совсем иные тенденции - маньеристский стиль. Его отличают две основные черты: изобретательность и виртуозность. Например: путти и львы - классические мотивы, но манеры их Изображения - они пытаются убежать из листьев аканта - нет.
Маньеризм мигрировал в Северную Европу быстрее, чем ренессансный стиль. Во многом то обязано проекту Франциска I по росписи Галереи в Фонтeбло и революционному декору Россо Приматиччо. Стуковые композиции с переплетающимся орнаментом (мотив, напоминающий переплетающиеся ленты, вырезанные из кожи) и вытянутыми фигурами были созданы для того, чтобы обрамлять фрески, но стали доминировать в убранстве галереи. Случилось так, что через несколько лет переплетающийся орнамент стал излюбленным мотивом в декоре Северной Европы.
Главная причина быстрого распространения узоров во второй половине XVI века - рост рынка листов с напечатанным орнаментом; они использовались по всей Европе ведущими золотых дел мастерами. Опубликованные рисунки таких знаменитых художников и граверов, как Корнелис Флорис, Ганс Вредеман де Вриес и Виргиль Солис, очень повлияли на стиль работ ювелиров конца столетия.
Ренессансный орнамент. Текстиль
Ренессансный орнамент на тканях содержит как консервативные, так и новые элементы. Продвижение нового сначала идет медленно и зависит только от товарооборота, потом, когда появляются книги с гравюрами на дереве и отдельные печатные листы, идет быстрее и интенсивнее.
Так или иначе, набивное полотно, кружева, вышивка, их узор - крупный и мелкий - были грубого качества и имели нетоварный вид.
Декор тканей состоял из мелких геометрических повторяющихся узоров или крупного рисунка размером 51 см, который мог занимать все ширину полотна. Он широко известен, сохранился и публикуется в многочисленных альбомах.
Парча и бархат выделывались с разнообразными стилизованными мотивами, чаще всего это был гранат. Аранжировка часто включала обрамление, обычно в форме капли слезы. Так называемая оживальная форма существовала и раньше, но в период Ренессанса она стала многообразнее: тонкая лоза, завиток листа, ленточное плетение. В некоторые виды декора со стилизованным плетением возвращается геометрический узор, который становится более отчетливым в многочисленных повторах мелких деталей. Особенно это касается структурированных узоров, предназначенных для кружева reticella и вышивки льняных рубашек и блузок, то есть для структурированных, сетчатых материалов, где для узора нужно рассчитывать клетки.
Вариации оживального декора венчают лист и лоза винограда, которые могут быть структурированы в регулярный узор, слева направо или наоборот. Самый формальный узор - это узор со стволом, который выделен различными украшениями, например переплетающимися лентами, или подчеркнут соответствующими мотивами: усик винограда, гроздь, тяжелый, будто отлитый из металла, завиток.
Стилизованный виноград часто
составляет основу переплетающегося орнамента,
что свидетельствует о сильном
влиянии Ближнего Востока и Мавритании.
Влияние гуманизма и
Ренессансный орнамент. Стекло
В период позднего средневековья и раннего Ренессанса Венеция была могущественным торговым государством. Уже с XII века здесь процветают искусства, а производство художественного стекла достигло такого прогресса, что вызывает зависть у правителей других стран.
Значительный технический прогресс наблюдается в производстве бесцветного, исключительно чистого стекла. Из-за сходства с горным хрусталем его назвали cristallo. Cristallo стало синонимом термина «венецианское стекло», что понималось как сочетание наивысшей чистоты и прозрачности с пластичностью. Что касается техники декора, венецианские мастера применяют все: и новинки, и опять вошедшие в моду романскую и византийскую техники, и технику Ближнего Востока.
Мастерские Зольбад Халля, Тироль, Австрия, среди первых перенимают венецианский стиль дутья. Некоторые изделия приписываются им лишь потому, что на них стоит соответствующий герб. Тирольские мастерские специализируются на холодной росписи, хотя форма их изделий остается чисто венецианской.
В северной части Европы одним из главных производителей венецианского стекла стал Антверпен. Многие стеклодувы прибыли из Венеции. Тем не менее, развиваются и местные стили. Из Антверпена венецианские мастера рассеялись по другим странам. В Испании сильны местные традиции, влияние венецианцев было незначительным. Стекло, как правило, медового цвета. Когда в первой четверти XVI века эмали вышли из моды даже у стеклодувов Венеции, испанцы все еще продолжают применять и совершенствовать эту технику, включая в орнамент мотив ярко-зеленых листьев и стилизованные фигуры животных.
В обширных лесах Центральной и Северной Европы, начиная с позднего средневековья, в стеклодувном деле развивается иной стиль. Из-за высокого уровня содержания окислов железа, употребляемых в производстве, стекло получается необычного зеленоватого цвета. Оно известно под названием Waldglas (лесное стекло).
Лесные стеклодувные мастерские
производят в основном однотипную посуду
для вина и пива. Большая часть
изделий имеет форму
Распространенным типом посуды для питья XV и XVI веков были так называемые Maigelen (бочкообразные бокалы с мотивом пчелиных сот или граненые).
В XVI веке внедряют модели, берущие начало от бочкообразных стаканов с «леденцами». Krautstrunk (кочерыжка) представляет собой толстостенный стакан, украшенный как бы вытянутыми пинцетом удлиненными «леденцами». Изготавливается еще одна разновидность - Berkemeyer, стаканы с короткой ножкой и относительно цилиндрическим, состоящим из двух частей туловом, которое вверху загибается внутрь.
Reomer, один из самых популярных видов посуды для питья XVII столетия, произошел от Berkemeyer. Верхняя часть Reomer имеет сферическую или яйцевидную форму; приблизительно с 1620 года их начинают делать с высоким устьем или ножкой, которые декорируются налепленными горячим способом «леденцами». Reomer обычно используют для белых вин: зеленоватое стекло хорошо сочетается с цветом вина.
Приложение