Орнамент эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:39, реферат

Краткое описание

Эпоху Средневековья в Европе сменяет так называемое Новое время с совершенно иным типом светской культуры. Главными ее признаками являются полная десакрализация и материалистичность, уход от решения духовных проблем в истинном смысле этого понятия, поскольку сферы церковной и светской культуры теперь резко расходятся. В само понятие духовности начинает вкладываться иной смысл. Понятие духовности подменяется понятием душевных переживаний, чувств, эмоций, что далеко не одно и то же.

Оглавление

1. Орнамент эпохи возрождения
2. Основные орнаментальные мотивы эпохи Возрождения
3. Ренессансный орнамент. Керамика
4. Ренессансный орнамент. Ювелирные изделия и изделия из металла
5. Ренессансный орнамент. Текстиль
6. Ренессансный орнамент. Стекло
Приложение

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 358.32 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.А.ШОЛОХОВА»

БАЛАБАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «ОРНАМЕНТ»

на тему «ОРНАМЕНТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 5 курса

заочного отделения

художественно-графического

факультета

Будыльской А.А.                                                                                                       Преподаватель:

Леонова Т.В.

 

 

 

 

Балабаново 2013

 

          ПЛАН:

 

  1. Орнамент эпохи возрождения
  2. Основные орнаментальные мотивы эпохи Возрождения
  3. Ренессансный орнамент. Керамика
  4. Ренессансный орнамент. Ювелирные изделия и изделия из металла
  5. Ренессансный орнамент. Текстиль
  6. Ренессансный орнамент. Стекло

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орнамент эпохи возрождения

 

 Эпоху Средневековья в Европе сменяет так называемое Новое время с совершенно иным типом светской культуры. Главными ее признаками являются полная десакрализация и материалистичность, уход от решения духовных проблем в истинном смысле этого понятия, поскольку сферы церковной и светской культуры теперь резко расходятся. В само понятие духовности начинает вкладываться иной смысл. Понятие духовности подменяется понятием душевных переживаний, чувств, эмоций, что далеко не одно и то же.

В этих условиях орнамент окончательно утрачивает свою первичную  целостность с предметным миром  и трансформируется теперь в единство на внешнем, формальном уровне, хотя сами традиционные принципы этого единства сохраняются. В результате возникает  феномен, который сегодня называется декоративно-прикладным искусством, поскольку  связь орнамента с предметом (как  и с архитектурой) теперь действительно  приобретает во многом внешний, прикладной характер.

Соответственно орнамент окончательно утверждается в качестве некоего второстепенного, вспомогательного искусства по сравнению с живописью  и скульптурой, хотя специфика его  художественной образности опирается  на те же принципы, выработанные предшествующей историей, обусловленной самой природой этого искусства.

Эпоха Возрождения (или  Ренессанс) - одна из величайших в развитии мирового искусства - свое название получила в связи с возвращением интереса к культурному наследию Античности. Однако художники этого времени  не копировали старые образцы, а вкладывали в них качественно новое содержание.

В строгом понимании  терминологии Ренессанс не следует  считать художественным стилем или  направлением, так как в эту  эпоху существовали различные художественные стили, направления, течения.

Гуманистический пафос  эпохи наилучшим образом воплотился в изобразительном искусстве. Художник верил в свою способность разглядеть, познать, выразить в числе и мере тайну гармонической свободы, тайну  красоты. Живопись понималась как наука, идеальные пропорции исчислялись  с помощью математики, геометрических фигур. Идеалом Возрождения был  совершенный, гармоничный, духовно  богатый человек.

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение  и художественное мышление, провозгласившее  человека и окружающий реальный мир главной ценностью.

В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. «В этом орнаменте - чего, кстати сказать, совершенно не было в его позднеантичном предтече, несмотря на всю развращенность римских нравов, отчетливо выразившуюся в «большом» искусстве - наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса».

Свойственный ренессансному  искусству индивидуализм в контексте  орнамента проявляется специфически, путем предельного усиления того «личностного» начала, которое было присуще римскому декору. Вследствие этого орнамент приобретает характер как бы совершенно самодостаточный, становится замкнутым в себе смысловым пространством, имеющим свои логические закономерности взаимоотношений входящих в него элементов. При этом сохраняется присущий по природе «коллективный» характер его создания, традиционность определенного вида декора и его соединения с вещью, интерьером.

В то же время художественная самостоятельность орнамента порождает  необычайное разнообразие конкретных решений, мотивов. Он чрезвычайно насыщен  по колориту, так как вобрал в  себя и сочность цветов римского декора, и интенсивность готического. Орнамент приобретает качества повышенной живописности, реалистичности, находясь под сильным  влиянием изобразительного искусства, игравшего определяющую роль в художественной культуре Ренессанса. В композиционных структурах господствуют спокойные, уравновешенные горизонтально-линейные, вертикальные «канделябрные» мотивы, а также полуциркульные, украшавшие многочисленные тимпаны.

В содержательном смысле ренессансный орнамент соединил и образно  переосмыслил три главных компонента: римский, арабо-мусульманский и готический, из которых римский был основным, стилистически определяющим. В качестве четвертого компонента можно назвать Изобразительное искусство самого Ренессанса, во многом отталкивающееся от римской традиции, которое гораздо активнее, чем в готике, вторгается в пластическую канву орнамента.

 

 Основные орнаментальные мотивы эпохи Возрождения

 

Ренессансный орнамент, как живопись и скульптура этой эпохи, ищет ясности и гармонии. Орнамент на рубеже готики и Возрождения резко  меняется. Готические мотивы встречаются  все реже, а затем и совсем исчезают. В XV в. наступает время все более  возрастающего увлечения античным орнаментом.

В орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, разные элементы животного Мира в  сочетании с изображением обнаженного  человеческого тела. Кроме того, применяются ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, лента, широко используется мотив раковины.

Наиболее характерным  типом ренессансного декора является так называемый гротеск. Название этого  орнамента происходит от его первоисточника - сохранившихся под землей (грота - по-итальянски «пещера») остатков античных росписей, обнаруженных в 1480 г. при раскопках  «Золотого дома» - дворца императора Нерона. После того как в 1519 г. Рафаэлем и его учениками гротесками были расписаны стены лоджий в Ватиканском дворце, этот вид орнамента прочно и глубоко вошел в творчество многих художников.

В свое время отвергнутые  Витрувием, гротески через полторы тысячи лет возродились и расцвели в эпоху, главной чертой которой стала необычайная любовь ко всему античному. На протяжении почти трехсот лет гротески были одной из самых распространенных орнаментальных форм европейского декоративного искусства, приобретая с течением времени все более фантастические и изощренные черты. Они широко использовались в декоративно-монументальной живописи, а также различных видах прикладного искусства - гобеленах, росписях итальянской майолики, в изделиях из драгоценных металлов.

В XVIII в. гротеск раскрылся  уже в несколько иной стилевой интерпретации в русском декоративном искусстве. Особенно ярко свое воплощение он нашел в изящном декоративном убранстве интерьеров Чарльза Камерона.

Гротески чаще всего  композиционно разрабатывались  на мотивы канделябрных композиций и насыщались всевозможными персонажами в виде фантастических, часто уродливых существ - полулюдей-полуживотных. В характере этого орнамента явственно ощущается близость к эпохе Средневековья с ее возбужденным, экзальтированным сознанием, кошмары которого теперь как бы обыгрывались в «шутливой» манере. В дальнейшем термин «гротеск» стал использоваться для обозначения неких фантастически-гипертрофированных сюжетов.

В ренессансных гротесках  имеет место некая активная деятельность персонажей, которая приобретает  новое качество и в дальнейшем играет огромную роль в художественном языке Европы. Это качество - аллегория, она является своего рода гибридом языческой непосредственной значимости образов и средневековой символичности. Аллегория гораздо проще, плоскостнее, элементарнее, практически она сводится к некоему поэтическому иносказанию, обозначению одного через другое. В этом смысле аллегория гораздо беднее языческой многозначности.

Аллегория имеет очень  простую структуру: видимый, внешний  материальный знак. Имеется ввиду некое идеальное, неосязаемое, но вполне конкретное качество или же образ языческого божества. Европейская культура порождает как бы свою «мифологию», опирающуюся на античные и христианские символы, но имеющую свой собственный, совершенно светский смысл.

Мудрость - сова, Изобилие - рог изобилия, Мужество - орел, воинские доспехи, Бессмертие - павлин и прочие аллегорические образы, «закодированные» под те или иные персонажи или  предметы.

Символические фигуры, предметы, растения пронизывают орнаментику, делают ее чрезвычайно насыщенной всевозможными  атрибутами и персонажами в самом  невероятном сочетании. Каждое конкретное художественное решение обусловлено  назначением помещения или вещи, вкусами ее владельца.

Если говорить о самом  художественном решении ренессансного  орнамента, то в нем, как и в  римском декоре, и в той же готике, по-прежнему выступает значительно  преображенный, но неизменный аканфовый завиток. Теперь он имеет еще более реалистически-фантастический вид, в том смысле, что со скурпулезно-реалистической убедительностью в нем объединены совершенно несовместимые в природе элементы (листья, цветы, плоды) и «запутавшиеся» в орнаменте всевозможные предметы, и сами фантастические персонажи.

Декор ренессансных интерьеров отличается гармоничной и тонкой орнаментикой. Появляется новый декоративный мотив - герб в венке из цветов, поддерживаемый крылатым купидоном, заимствованным из римского декора и теперь трансформировавшийся в путти - своеобразный гибрид купидона и ангела.

Римский декор превратил  мировоззренческую глубину древнего орнамента в театрально-увеселительную игру. Средневековье вернуло орнаменту  серьезность, наделив его символическим  смыслом. Теперь, в ренессансном обличье, снова происходит отказ от серьезности, усиливается его театрально-игровое  звучание.

Влияние изобразительного искусства ярко проявилось и в  том, что при всей раппортности, ясном симметрическом построении композиций, делающих их всегда легко читаемыми, имеют место черты индивидуальности исполнения конкретных элементов.

Все это пышно и изобильно, в полной мере проявляя эстетику Ренессанса, круто замешанного на идее торжества  чувственного, земного начала, утверждения  материального над духовным. Однако элементы флоры и фауны занимают второстепенное место в сравнении с изображениями людьми.

Орнамент Ренессанса, находившийся под большим влиянием изобразительного искусства, отчетливо выразил еще  одну существенную сторону культуры эпохи, касающуюся ее нравственного  состояния. В орнаменте наблюдается  заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для «большого» искусств Ренессанса. Все это создает  совершенно определенный эмоциональный  настрой, отражая характер мировосприятия эпохи.

 

Ренессансный орнамент. Керамика

 

В XVI веке в производстве керамики доминирует итальянская майолика. Майолика представляет собой изделия  из цветной обожженной глины покрытой глазурью, приглушенной окисью олова, это делает белую гладкую поверхность пригодной для росписи.

Роспись итальянской майолики отличается узорами с геральдическими  изображениями и стилизованными дубовыми листьями; она делалась густым синим кобальтом. Популярными мотивами ранней цветной керамики становятся стилизованные павлиньи перья и  портреты в круглых рамках. Для  позднего Ренессанса характерны мотивы, заимствованные из античных монет и  медалей, они использовались во всех видах прикладного искусства.

Большой интерес к античности, возникший в XVI веке, отразился и  на печатной продукции: это повысило роль графики. Художников вдохновляет  идея создания «картинообразного украшения», то есть роспись библейских и мифологических сюжетов. Стиль получил название istoriato. У художников-керамистов вызывали наибольший интерес два источника: «Метаморфозы» Овидия и гравюры Маркантонио Раймонди по картинам Рафаэля. В некоторых случаях, художники брали образы из разных гравюр и составляли из них композиции.

Еще одним источником сюжетов  была настенная живопись, обнаруженная в Золотом Доме Нерона в 1488 году. Гротескный стиль живописи с изображением фантастических существ и страшных монстров, окаймленных причудливым  орнаментом, используется многими художниками  и декораторами. Самый известный  пример - роспись Рафаэлем Лоджий в  Ватиканском дворце(1518-19), после чего этот орнамент прочно вошел во все другие виды декоративного искусства. Такие мотивы all'antica, как трофеи, листья лавра, пути, сочетались с арабесками из орнаменталистики исламского искусства.

Техника нанесения металлического блеска (люстрирование) зародилась в Южной Испании. Люстрировали обычно большие блюда, декорированные женским портретом с какой-либо надписью на свитке: «coppe amatory» (блюдо любви). Их также называли блюда belle donne (прекрасные дамы) и дарили их в день помолвки.

Информация о работе Орнамент эпохи Возрождения