Оригами как вид трансформируемой плоскости

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Оригами может быть интересно для людей разных возрастов и роли занятия. Но возникает вопрос, как из простого листка бумаги получаются причудливые фигурки или сложные модульные формы, ответ очевиден, ведь при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Ведь столько всего причудливого, но одновременно простого можно сделать, складывая листок бумаги, а именно в каждом сгибе скрывается очень глубокий смысл, принесенный из давних времен и как бы намекает нам на многогранность нашего мира.

Файлы: 1 файл

ОРИГАМИ КАК ВИД ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ПЛОСКОСТИ - копия.docx

— 512.68 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Оригами может быть интересно  для людей разных возрастов и  роли занятия. Но возникает вопрос, как из простого листка бумаги получаются причудливые фигурки или сложные  модульные формы, ответ очевиден, ведь при изготовлении сложных изделий в творческой форме оригами используют базы и элементы традиционной формы. Ведь столько всего причудливого, но одновременно простого можно сделать, складывая листок бумаги, а именно в каждом сгибе скрывается очень глубокий смысл, принесенный из давних времен и как бы намекает нам на многогранность нашего мира.

При изготовлении оригами  развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и  делает изучение использования оригами  актуальным в настоящее время.

Я хочу найти в этом тонкий смысл, понять историю появления  и развития оригами, рассмотреть форму со всех сторон, прочувствовать линию каждого сгиба и найти этому применение в своих работах. Оригами можно тесно связать с понятием трансформируемая плоскость, что также широко используется в макетирование. И это становится новым направлением совершенствования творческого процесса. После обработки материала оказалось, что эта техника может занять достойное место среди приемов макетирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возникновение и развитие оригами

 

1.1Открытие бумаги

 

 

История возникновения оригами  уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана  с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры.

Археологи утверждают, что  в 3-4 веках до н.э. уже находят материалы, которые можно рассматривать  как бумагу. Секрет изготовления этого  удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать тончайший войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали ситом, отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами - толчеными кусочками коры тутового дерева, размочаленными стеблями бамбука и получили совершенно новый материал - бумагу.

Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Их варили, раскладывали на циновку, промывали в речной воде, перетирали в однородную массу, которую после отцеживания воды сушили. Верхний слой или шёлковую вату удаляли, а на циновке оставался тонкий волокнистый слой, который после отглаживания превращался в лист бумаги. Вскоре дорогое сырье заменили более дешёвым - теми же стеблями бамбука, древесной корой, коноплей, тряпьем.

Китайцы ревностно хранили  секрет изготовления бумаги. Технологию ее производства было запрещено вывозить за границу. Однако, согласно легенде, в начале VII в. н.э. странствующий буддийский монах Дан Хо, о котором современники говорили, что он был “богат знаниями и умел делать бумагу и тушь”, добирается до Японии, где раскрывает секрет бумагоделия. Произошло это, как утверждают “Японские хроники” в 610 году. А спустя столетие японцы уже производят собственную бумагу, которая по качеству превосходит китайскую.

 

1.2Появление оригами

 

 

Оригами в Японии ведёт  начало от периода Хэйан ( 794 - 1185 гг. ). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых случаях, главным образом в религиозных церемониях. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов "бумага" и "Бог" - "Ками". Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги ("ориками"). В периоды Камакура (1185 - 1333 гг.) и Муромати (1333 – 1573 гг.) оригами достигает императорского двора. Аристократия, придворные, монахи, представлявшиеся ко двору, должны были обладать определёнными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В период Адзути - Момояма (1573 - 1603 гг.) и Эдо (1603 - 1867 гг.) оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них - японский журавлик (цуру) - традиционный символ счастья и долголетия.

Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, журавликом, рыбой, цветком ириса. Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени совершенно не была знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным независимым открытием некоторых фигурок, например птички - "пахариты". И всё же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще складывали ткань - воротники, чепцы и другие головные уборы, которые носили сёстры милосердия, монахини, горничные.

Во 2-й половине XIX века оригами  постепенно распространяется по всему  миру. Основной поток шёл из Японии. Однако искусство складывания бумаги возникало в разных странах и  самостоятельно. Во Франции в XIX веке это искусство появилось на эстраде. В руках фокусников чистый лист бумаги мгновенно превращался в птичку с машущими крыльями. Среди западных любителей оригами можно отметить Леонардо да Винчи, автора "Алисы  в стране чудес" Льюиса Кэррола, американского иллюзиониста Гудини. Известно также, что Лев Толстой был знаком с оригами. В Казахстане "бумажное" искусство также стало одним из любимых занятий детей, хотя пути его проникновения остаются неисследованными.

 

1.3 Виды оригами

 

 

Простое оригами — стиль  оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание —  техника складывания, разработанная  Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания  подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень  сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид  модели.Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами  используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные  листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.

 

 

 

 

2. Моделирование из бумаги

 

 

Многие исследователи  этого вопроса полагают, что моделирование  из бумаги является самым древним  способом моделирования, но это не совсем верно. Самые первые «модели» начали изготовлять еще первобытные  племена, используя подручные материалы  дерево, камень, глину и песок. Бумага появилась намного позже, и изначально была настолько дорога, что использовали ее только по прямому назначению —  для написания текстов.

Моделирование из картона  и бумаги обозначает собой искусство  создания масштабных моделей из бумаги (картона). Модели собираются из предварительно окрашенных, вырезанных и согнутых бумажных деталей. Используется бумага самых разных видов: от папиросной бумаги, до плотного ватмана. Многие модели поставляются в виде готовых наборов с напечатанными выкройками (деталями), которые остаётся только вырезать и склеить. Но можно также собрать модель самостоятельно. Из бумаги можно сделать любую модель, но чаще всего создаются модели зданий, автомобилей, кораблей и военной техники.

Сегодня бумажное моделирование  делится на несколько направлений  — это 2D моделирование и 3D моделирование. Рассмотрим каждое из них:

2D моделирование — это  изготовление моделей в двухмерной  плоскости. Обычно это вид моделируемого  объекта с боку, снабженный подставкой  для придания модели устойчивости. При рассмотрении с некоторого  расстояния многие 2D производят  впечатление вполне реальных  трехмерных проекций.

3D моделирование — это  изготовление объемных моделей  в трехмерной плоскости. Это,  наверное, самый распространенный  вид моделирования на сегодняшний  день. Чтобы придать изначально  плоской бумаге объем, прибегают  к методу ее сгибания в конусы  и цилиндры. Благодаря этому приему, у бумаги появляется поверхностное  натяжение, которое увеличивает  ее прочность.

Бумажные модели, вопреки  интуитивным ощущениям, достаточно прочны и могут храниться весьма долго. Свою прочность они обретают в структуре - даже тонкая бумага, согнутая правильным образом, превращается в  весьма прочную конструкцию.

 

2.1 Базовые элементы в моделирование

 

 

Основными элементами картонных  моделей являются цилиндры и конусы. Цилиндры могут быть в поперечном сечении квадратными или прямоугольными, что используется при моделировании  зданий, или овальными. Встречаются  даже полигональные сечения, такой  может быть, например, башня замка. Цилиндры могут иметь не параллельные стенки, предельным случаем такого цилиндра является конус. И вновь, конусы могут иметь квадратное основание (пирамиды), или округлое. Большинство бумажных моделей строятся именно из этих простых элементов. Как только вы освоите несколько базовых приемов, вы сможете формировать из этих базовых фигур сколь угодно сложные. Есть, конечно и другие фигуры. Например, детали, созданные с помощью сложных кривых.

Базовые операции моделирования  из картона, это:

- вырезание деталей с  помощью ножниц или ножа.

- фальцовка 

- формование

- склеивание

Для конструирования моделей  вам потребуется совсем немного  инструментов. Для работы, да и для хранения выкроек требуется совсем немного места. Поэтому моделирование является идеальным хобби для жителей маленьких квартир или студентов общежитий. Все необходимое можно легко упаковать в портфель, что позволяет вам заниматься любимым делом в любом месте. Надо сказать, моделирование из бумаги не требует ни больших денежных затрат, ни дорогого специализированного оборудования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование оригами в макетирование

 

 

Основное свойство оригами  общая доступность (бумага всегда под рукой), минимум затрат. Другие свойства оригами: получающиеся модели красивы, гармоничны, привлекательны и интересны (особенно динамические). Сложенную бумагу очень удобно применять по ходу ведения работы над макетом, быстро иллюстрируя, например, двугранный угол, цилиндрические, конические и многогранные поверхности. В литературе приводятся также рекомендации по складыванию пирамиды, куба, додекаэдра. Бумажные модели ещё хороши и тем, что при необходимости их легко можно прорвать, проколоть, согнуть, выполнить надписи на них (в отличие от готовых фабричных моделей). Ещё важная особенность: применение моделей, сложенных из бумаги, обеспечивает наглядность. В современных методиках преподавания динамический эффект достигается за счёт компьютерных технологий. Но в этом случае может происходить несколько отстраненное восприятие этого динамического объекта, кем-то созданного и не всегда понятного для порой совсем неподготовленного человека. В случае с оригами объект можно взять в руки, складывать, поворачивать, входить в непосредственное общение через ощущение. Здесь происходит переход на более простой и понятный уровень.

Информация о работе Оригами как вид трансформируемой плоскости