Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 10:32, доклад
Краткое описание
Можно с полной уверенностью сказать, что женщины Лондона были рабынями моды, ее власть над ними переходила все границы разумного. Модницы Англии следовали моде французской. Мода менялась каждый месяц, поэтому очень сложно уследить за тем, что носили в какой-то конкретный период. При этом следование моде было несколько неразумным и порой приводило к казусным ситуациям и плачевным последствиям.
Можно с полной уверенностью
сказать, что женщины Лондона были рабынями
моды, ее власть над ними переходила все
границы разумного. Модницы Англии следовали
моде французской. Мода менялась каждый
месяц, поэтому очень сложно уследить
за тем, что носили в какой-то конкретный
период. При этом следование моде было
несколько неразумным и порой приводило
к казусным ситуациям и плачевным последствиям.
Например, стало модно - закутываться до
подбородка, лицо закрывать частым покрывалом
или шляпою. В теплую и ясную погоду женщины
страдали и едва могли дышать, пот тек
у них по лицу и бороздил поддельный румянец,
они едва держались на ногах от утомления
от сильной испарины, но ничего не могли
поделать, мода есть мода, а одеться несоответственно,
значит подвергнуться осмеянию. Если какая-нибудь
модная красавица первой статьи оденется:
плечи и грудь покрыта тончайшим флером,
так, что все прелести едва скрываемы,
красавица эта появится в обществе и ею
восхитятся – назавтра все последуют
ее примеру. Часты были и такие ситуации:
за окном северо-восточный ветер, а женщина
одета легко, по моде, за этим следуют простуды,
болезни, а иногда дело кончалось смертельным
исходом. Когда в моде было открывать все
прелести и грудь, женщины, которые в большинстве
своем были обделены большими размерами
от природы, прибегали к искусственным
средствам, что иногда приводило к довольно
забавным случаям. Например, такой: девушка
со своим женихом была приглашена на обед
к знатной даме. Воздух в зале для приема
гостей был сперт и нагрет и несчастная
девушка упала в обморок. К ней подбежали
другие девушки и естественно, как это
водится при обморочном состоянии, расстегнули
ей одежду. мгновенно раздались крики
девушек – по полу покатились две безупречные
груди. Жених, увидев такой обман своей
невесты, отказался жениться на ней. По
всей видимости, его желание жениться
на ней ранее был продиктовано не в последнюю
очередь прекрасными формами избранницы.
В моде была роскошь. Она распространялась
и на людей среднего и нижнего состояния.
Так, что было порою достаточно сложно
отличить дочь молочника от дочери милорда.
Как уже говорилось ранее, в
моде англичанки подражали француженкам.
Имели место в Англии смешные
и странные моды. Например, «мода на талию».
Она постоянно менялась. В зависимости
от того какая талия была в моде, женщины
старались подогнать свое тело к нужным
параметрам. Порой модны были такие декольте,
что в других странах одетую таким образом
женщину могли бы счесть за служительницу
Венеры, а что еще хуже, увидев на улице,
счесть ее сумасшедшей и отправить в смирительный
дом.
Начало XIX в. характеризуется
появлением в искусстве стиля ампир. Он
выражал эстетические вкусы крупной буржуазии
и прославлял военные победы Наполеона.
Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим
очертаниям высокой и стройной колонны.
Плотные блестящие ткани украшают однотонной
рельефной вышивкой или симметричной
декоративной отделкой. Композиция костюма
статична, декоративное решение преобладает
над конструктивным. Главное требование
- всего хороший покрой и элегантность.
Дамы носят платья в стиле "ампир"
– т.е. с завышенной талией и свободной
юбкой. Фижмы вышли из моды уже много десятилетий
назад, а классические кринолины 19-го века
еще просто не появились. Однако на балу
соседствуют как привычные белые, так
и новомодные цветные платья, которые
носят вне зависимости от возраста дамы
– бывает, что пожилая леди по-прежнему
одевается в белое, а юная девица щеголяет
выписанным из Лондона малиновым платьем.
То же можно сказать и об отделке – каждая
старается украсить себя как ей позволяют
вкус и материальное положение. Неизменным
остается лишь общий силуэт.
Нельзя не сказать о таком важном
элементе женской одежды, как шляпка. В
начале века продолжали носить шляпы с
высокими тульями и небольшими полями,
отделанные перьями, и шляпу "бержер"
18 в. Приблизительно с 1810 г среди фасонов
дамских шляп преобладал капор. Этот чуть
ли не самый узнаваемый символ Регентства,
был популярен до середины 19 века. Девушки
часто украшали собственные капоры дома,
богатые дамы специально заказывали шляпки
в тон определенной одежде. Бархат, кружева
и соломка – вот только некоторые из возможностей,
доступных леди этой эпохи. Благодаря
тому, что их можно было приспособить к
той или иной одежде и любому сезону, они
не выходили из моды.
Альтернативой шляпе являлся
чепец. Их носили и служанки, и хозяйки,
и дети, и старые девы. Замужние женщины
и вдовы должны были дома и в обществе
показываться в чепцах, за исключением
событий особенно формальных, таких как
балы. Вдовы носили чепцы полностью или
частично черные. Единственно, кто их не
носил, были молодые девушки, когда они
уже были не дети, но еще не старые девы.
Носили их главным образом в помещении,
а выходя на улицу, часто надевали шляпку
прямо поверх чепца – из соображений тепла
и удобства.
Платье из материала из Индийских
колоний. Тончайший батист с 20 различными
рисунками-вышивкми в вид
Бальное платье из голубого
шелка с объемной отделкой по низу, 1820
г
одежда у мужчин
Одежда у мужчин
Мужчины не гнались за модой
на такой скорости, как женщины Лондона.
Это касалось прежде всего мужчин высшего
и нижнего состояния. Знатные люди одевались
просто, по-мещански. Шелковые чулки, пряжки
вместо завязок на башмаках и треугольная
шляпа вместо обыкновенной круглой, это
были единственные знаки, по которым в
обществах отличали знатных людей от других.
Например, в итальянскую оперу, в круглой
шляпе не пускали. В начале XIX века мужской
костюм достаточно радикально меняется
- и сам силуэт мужской фигуры становится
другим: уходят парики, высокие каблуки,
треуголки, "колоколообразные" сюртуки,
короткие пышные штаны и т.д. Одежда становится
все более практичной и "современной"
- минимум излишеств, максимум удобства
и элегантности. Деталей не так много,
но зато им уделяется исключительное внимание
- цепочка для часов, трость, жилет, перчатки,
шейный платок... о последнем следует сказать
отдельно. Когда на переломе веков стали
носить высокие воротнички, шейные платки
обвязывали вокруг шеи, завязывали в красивый
узел разных видов. Существовало порядка
ста узлов, так что было из чего выбрать.
Остромодный денди мог завязывать по часу
и раскидывать кругом себя неудавшиеся.
Разнообразие тканей тоже было большое
- батист, муслин, шелк, помимо этого вышитые
куски ткани, и шотландка, и ленты с кисточками,
и кружево. В 1800-х годах они были практически
исключительно белые (особенно формальные,
вечерние) или черные, но потом постепенно
входили в моду цветные, хотя обычными
они стали только к 1840-м годам.
несколько вариантов повязывания
шейного платка
Браммелл, лондонский денди
перчатки
Перчатки – еще один непременный
атрибут костюма. Их носили и мужчины,
и женщины. Браммель, как известно, заказывал
перчатки у трех мастеров – один кроил,
другой вшивал большой палец и т.д. Джентльмен
не считался хорошо одетым, если у него
не было лайковых или шелковых перчаток,
как правило, белых или очень светлых,
к вечернему костюму, замшевых или кожаных
днем. Женские перчатки или митенки, также
обязательные, были длинными, достигавшими
коротких рукавов в 1800-1810 гг.; длиной три
четверти для вечерних приемов в 1812 г.;
более короткими к 1830 г. Перчатки для дневных
платьев были длиной до запястья. В начале
века они могли быть яркими, но к 1820-м обычными
стали белые или светлые перчатки из лайки
или шелка, или черные – для женщин старшего
возраста или носивших траур.
Чёрные митенки для вечерних
выходов в свет, повторяющийся цветочный
рисунок, высота 16 см, без большого пальца
Белые митенки для вечерних
выходов, с большим пальцем, геометрический
рисунок зиг-загами, высота 16 см
Белье
Белье. В начале XIX века в женском гардеробе
утвердились панталоны: отделанные кружевом,
сначала они достигали лодыжки, а затем
укоротились до середины икры. Отличительная
особенность кроя первых панталон — раздельные
штанины, которые крепились к поясу на
талии, оставляя шов на уровне промежности
открытым. Сначала панталоны практически
полностью копировали аналогичные мужские,
но постепенно их крой становился все
более женственным.
В эпоху Регентства мужское
белье было сравнительно новым изобретением.
Джентльмен носил под одеждой хлопчатобумажные
шорты, нижнюю рубашку (льняную или муслиновую),
а также, что зависело от конкретного человека,
и корсет. Принц-регент носил чулки.
женские панталоны, образец
около 1820 года
корсеты 1810-1820 гг
Обувь
Обувь.
Бальные туфли были на плоской
подошве или с очень низким каблуком, с
острыми (1800-1810) или круглыми (1810-1830) носами.
Их шили из шелка, сукна или лайки на день,
из шелка или атласа для вечеров. До середины
1820-х годов они были нейтральных или гармонирующих
с общим ансамблем цветов, а затем - черными
или белыми. Отделка, если таковая вообще
была, состояла из небольшого банта на
низком вырезе или лент, пересекающихся
на подъеме.
Бальные туфли 1800-1830 год. Шёлк,
подкладка из льна на клею.
Бальные туфельки 1800 года
Кожаные полуботинки 1812 года
досуг
Начало XIX века – время развития
салонов, кружков, обществ различной направленности
(музыкальных, литературных, спортивных).
Начались поиски более камерных форм досугового
времяпрепровождения, получили распространение
аристократические клубы и кружки по интересам
различных направлений: художественные,
литературные, музыкальные, любителей
балета и пр. Стали популярны виды спортивных
занятий, требующие больших затрат и специально
оборудованных площадок, что, в свою очередь,
требовало объединения средств: большой
теннис, конный спорт. Активно развивались
клубы в офицерской среде. В начале XIX века
центрами литературно-художественной
и общественной жизни являлись литературные
салоны и кружки.
Модная жизнь лондонских господ
– беспрерывная цепь посещений и визитов.
Все они носят преимущественно церемониальный
характер. Знатные люди, особенно женщины,
получают в один день столько приглашений,
что нередко бывают вынуждены ездить из
одного дома в другой и еще в тот же вечер
показаться в 2-х или 3-х местах хотя бы
на полчаса. В таких случаях, а особенно
в день собрания, отсутствие ничем кроме
болезни не извиняется. Собрание в Лондоне
называет –Rout – это стечение пристойной
публики, которая собирается в частных
домах выигрывать или проигрывать деньги.
Чтобы иметь большое собрание хозяйка
дома рассылает пригласительные билеты
за две или за три недели к тем особам,
которых хозяйка хочет видеть и чем оно
многочисленнее, тем хозяйка счастливее.
2, 3 или более гостиных
комнат открыты и стоят пустыми
до 10 часов вечера, потому что
только с 12-ти часов и позже
начинают собираться гости. Слуги,
стоящие у входов и по крыльцу
для приема билетов, объявляют
во весь голос имена прибывающих,
которые проходя садятся за один из
множества игорных столиков. В то время
как идет игра хозяйка летает по комнатам,
показывая себя и приветствуя гостей.
Карты уравнивают всех – возраст, степень,
чин – все равны. Играют в Вист, Кассино,
Фаро и другие игры. Игры обыкновенно длятся
до рассвета. Перед рассветом комнаты
пустеют и гости спешат домой.
Поскольку модные госпожи обременены
несколькими визитаами, а день все же имеет
границы, нередко случается так, что они
посылают пустую карету. Карета со слугой
внутри подъезжает к нужному дому, слуга
стучится и тихо спрашивает у придворника
принимает ли его госпожа визиты. Поучив
утвердительный ответ, слуга оставляет
визитную карточку, а в противном случае
удаляется. Знатные люди мужского пола
делают еще проще и удобнее. Они отдают
у дверей карточку со своим именем, не
спрашивая вовсе у себя ли хозяин или хозяйка
дома. Этот обряд служит вместо формального
посещения.
Лондонские сезоны
Продолжались, начиная с Пасхи
(апрель-май) до 12 августа, начала охотничьего
сезона. Девушки из знатных семей, выходящие
в свет представлялись королеве. С точки
зрения девушек и их семейств сезон был
для того, чтобы встретить подходящего
кандидата в мужья, поэтому балы-чаи-вечера-театры
проводились каждый день и не по разу.
Балы исключительно частные; чтобы девушка
из знатной семьи оказалась на общественном
балу - это неслыханно.
день из жизни светской женщины
В Лондоне модная мать едва
ли видит своих детей в целые сутки. До
полудни разъезжает она по лавкам и картинным
галереям, или посещает знакомых женщин,
чтобы узнать нет ли в царстве моды чего-нибудь
нового. Приехав домой, занимается туалетом,
чтобы явиться к обеденному столу в пристойном
блеске. После обеда готовится в театр,
в оперу или на концерт, а возвратившись,
вспоминает о вечернем собрании где-нибудь,
куда она приглашена и считает себя обязанной
присутствовать. Там она проводит время,
играя в карты до глубокой ночи, а иногда
и до рассвета. Затем возвращается домой.
А с завтрашнего дня начинается все по
тому же кругу
Дама за чтением
манеры поведения
В отличие от предшествующих
столетий этикет XIX века носил буржуазный
характер; общепринятые правила поведения,
приобретая интернациональный характер,
были распространены среди всех слоев
обществ. Чрезвычайно усложнены были правила
поведения женщин. Жизнь респектабельной
женщины XIXвека была окружена системой
запретов, сопровождавших ее с младенчества.
Так, девушки до замужества не могли есть
в гостях, много говорить, демонстрировать
свои знания в какой-либо области. Девушке
нельзя было выходить одной куда бы то
ни было и оставаться наедине с мужчиной
в течение хотя бы нескольких минут, даже
если этот мужчина был ее женихом. Она
должна была просто одеваться, никогда
громко не говорить, не смеяться. Мужчины,
в свою очередь, должны были всячески подчеркивать
привилегированное положение и благочестие
дамы, что выражалось в оказании бесчисленных
мелких услуг и существовании таких норм
этикета, как обязательное вставание,
снятие шляпы перед женщиной, обязанность
открывать перед ней двери, помочь сесть,
нести все ее вещи от перчатки до дамской
сумочки и т. п.
В этот период также усложняется
система нанесения взаимных визитов, которые
четко регламентировались по значению
и времени. Входят во всеобщее употребление
визитные карточки.
званый обед у знатного человека
Для большей наглядности усложнения
этикета представим зарисовку званого
обеда у знатного человека. Вы – приглашенный
иноземец.
В назначенное время Вы стучитесь
в двери своего гостеприимца и в веселом
ожидании входите в переднюю. Слуга спрашивает
Ваше имя и докладывает хозяевам. Он приводит
вас в гостиную, в которой, если Вы не пришли
на час позже назначенного времени, Вам
придется ждать прибытия гостей в полном
одиночестве, а когда они уже съедутся,
каждый будет сидеть в таком безмолвии,
как будто кроме него в комнате никого
и нет. Вам повезет, если Вам велят присесть.
Если Вы чужой и в городе не известны и
все же отважитесь нарушить эту грызящую
тишину и обратитесь к кому-нибудь, не
будьте уверены, что Вас удостоят ответом.
Наконец, с самодовольным видом появляется
хозяин дома. Он встретит Вас полупоклоном,
не более того. Тут входит слуга, и сообщает,
что кушать подано. Эта новость сразу приводит
всех в оживление, гости начинают спорить
языком, руками и ногами кому идти наперед.
Входят в столовую, где хозяйка с дочерьми
сидят в готовности принимать гостей.
Хозяйка занимает место на высшем конце
стола, дочери располагаются по сторонам
от нее. Гости, повторяя шарканья и поклоны,
рассаживаются. Начинается трапеза. Едят
молча. Тишина стоит такая, что не слышно
ничего кроме движения прислужников, кроме
стука вилок и ножей. Никаких шуток, смеха
и веселых разговоров во время смены блюд.
Это молчание длится около двух часов,
все время пока длится трапеза. Когда желудки
наполнены, кушанья уносятся, на столах
появляются яблоки, груши, миндаль, виноград,
ананасы. Тут гостей охватывает новая
волна оживления. Дамы встают и уходят.
Мужчины остаются и завязывают беседу.
Сначала они обсуждают подвиги на любовном
фронте, при этом постоянно произносятся
тосты и пьется за здоровье. Потом переходят
к вопросам политики. Веселость гостей
становится ежеминутно сильнее и шумнее.
Через какое-то время заходит хозяйка
и зовет всех присутствующих на чай в визитную
комнату. Затем хозяйка вновь покидает
гостей. Ставятся игорные столики, и начинается
игра в карты. Вас сочтут медведем, если
вы не присоединитесь к игре. Играть могут
до поздней ночи или до наступления рассвета.
Потом гости расходятся по домам.