Немой кинематограф

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 17:40, реферат

Краткое описание

Хотелось бы упомянуть о знаменитом Чарли Чаплине. Чарльз Спенсер Чаплин — это человек-легенда. Даже в век компьютеров и немыслимых спецэффектов его черно-белые немые фильмы, давным-давно ставшие классикой кинематографа, впечатляют так, как не всегда впечатлит самый навороченный голливудский блокбастер. Фильмы Чарли Чаплина — особенные.

Файлы: 1 файл

история русского и зарубежного театра.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

                                Эпоха немого кино. 

                                            Введение

Сегодня уже трудно себе представить жизнь  без кино, однако история кинематографа  берёт своё начало не так давно  – в 19 веке. В 1878 году русским фотографом Иваном Болдыревым была изобретена первая киноплёнка, чуть позже, в 1889 году американцы Гудвин и Истмен изобрели горючую целлулоидную пленку. 80-е гг. 19 века ознаменовались появлением первого аппарата хронографической съемки. Значимым событием в истории кинематографа было появление «Кинескопа» Эдисона, который по своим техническим характеристикам был наиболее близким к кинематографической технике.

Пик расцвета первых фильмов без звука –  «немое кино» - приходился на 20-е гг. Однако уже 17 сентября 1922 года проблема синхронизации видеоряда и звука была решена, и в Берлине состоялась премьера первого звукового фильма. В этом же годы вышел в свет первый цветной фильм, исключающий из гаммы синий цвет. Вскоре в 1934 году миру видел полноценный цветной фильм «La Cucaracha». В 50-х гг. стала использоваться магнитная запись и воспроизведение звука, осваивались панорамный, стереоскопический, полиэкранный кинематографы. Возникшие тогда предпосылки «эффекта присутствия» зрителя вылились сегодня в 7-12-канальные системы звукового сопровождения, а на смену классическому кинематографу постепенно приходит цифровое кино. Однако ни одна цифровая камера пока не смогла превзойти стандартную киноплёнку по разрешающей способности. 
 
 
 

                                     Что такое немое кино?

«Немое  кино» — общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны; впрочем, технически представлялось возможным воспроизводить синхронный звук посредством записи его на грампластинку, выставляя в кинозале граммофон, но такого рода технология не применялась в силу неизвестных причин.

Отсутствие  в фильмах звучащей речи стало  катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению  сложилась «немая» школа изложения  сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основой актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств, которые обусловили параллельное развитие нескольких направлений кинематографа как искусства — наиболее принципиальны и влиятельны оказались немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм МурнауФриц ЛангПауль Лени и др.), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк ГриффитТомас Инс и др.), советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов), классическая шведская школа (Виктор Шёстрём). 
 
 
 
 

                                              История создания

Строго  говоря, кино было не совсем немым. Оно  озвучивалось специальной музыкой (стиль, который позже так и  назывался «Silent Movie»), которую играл музыкант особого профиля на пианино («тапёр»), стоящим сбоку от экрана. Считается, что немое кино легче употребляется человеками, ибо не нужно потеть над адаптацией текста, многоголосый профдубляж тоже не нужен, а чума любительского дубляжа была совершенно неизвестна — все что нужно актеры покажут жестами и мимикой. Те переводчики могли немного покуражиться лишь в титрах, но ими старались не злоупотреблять, и возни с их переводом было на порядок меньше, чем в будущем со звуковой дорожкой.

Немым кино было в той мере, что актеры не говорили вслух. Самые важные реплики, которые невозможно передать телодвижениями, показывались титрами на отдельных  темных кадрах. Для всего остального актерам приходилось работать лицом, даже в большей степени, чем актерам звукового кино. Естественно, и мимика, и жесты были «немного» преувеличенными. Большинство из актеров в то кино пришло из театра или вообще с улицы. Ни о каких институтах кинематографии и речи ни шло. Зарплаты и гонорары у актеров кинематографа очень быстро перегнали театральные, что доставляло немало черной зависти «элитным специалистам сцены».

Актеры  немого кино очень требовательно  относились к своей внешности. Идеально выбритые подбородки, идеально уложенные, прилизанные волосы, идеально ровные усики. Женщины, как правило, были с подкрашенными черным веками и губами. Да и вообще лица актёров были напудрены добела — это имело ещё и практическую функцию для более контрастного изображения, так как плёнка была ещё недостаточно светочувствительной. (Всё это не так, просто пленки тогда из всего спектра чувствовали только синюю часть, которую человеческое лицо отражает меньше всего и лица без грима выходили бы слишком темными)

Словом, немое кино технически вынужденно было отступать от реализма.

В немоте был своеобразный юмор. В основном, шутки заключались в нелепых ситуациях. То есть, когда Чаплин с сумасшедшей скоростью бежит по фабрике, подкручивая рабочим носы гаечным ключом — это юмор немого кино; выпадение из машины кучи полицейских на крутом повороте, банановая корка на тротуаре и кошелек на ниточке — это тоже оттуда. Все это — «гэг». Современными петросянами эти приемы считаются примитивными. Хотя некоторые клоуны и сейчас используют их как способ рассмешить публику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Расцвет немого кино

В истории  советского киноискусства 1926—1930 годы справедливо считаются периодом расцвета немого кино. Это пятилетие  характеризуется все убыстряющимся  ростом советской кинематографии по всем ее показателям.

Исключительными темпами растет сеть киноустановок. Во много раз увеличиваются фильмофонды прокатных организаций. Расширяется производство картин. Растут и набирают силы новые творческие кадры.

Рост  характеризуется не только количественными  данными. Повышается качество всей работы и, что особенно важно, резко подымается идейный и эстетический уровень фильмов. Утвердившись как самостоятельное искусство, кинематограф становится полноправным участником художественной жизни страны, одним из наиболее действенных средств воспитания масс. Вслед за «Броненосцем «Потемкин» появляется ряд выдающихся, составивших эпоху в истории кино произведений; «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана», «Арсенал», «Земля», «Обломок империи». По своим идейным и художественным достоинствам советское киноискусство выдвигается на первое место в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Знаменитые персоны  немого кинематографа 

Хотелось  бы упомянуть о знаменитом Чарли  Чаплине.  Чарльз Спенсер Чаплин — это человек-легенда. Даже в век компьютеров и немыслимых спецэффектов его черно-белые немые фильмы, давным-давно ставшие классикой кинематографа, впечатляют так, как не всегда впечатлит самый навороченный голливудский блокбастер. Фильмы Чарли Чаплина — особенные. Он выступал в роли сценариста, режиссера, актера (играя порой не одну роль в одной картине) и композитора одновременно, и, наверное, именно эта безумная любовь к своему делу в сочетании с безграничным универсальным талантом Чарли сделала его фильмы поистине бессмертными. Они до сих пор заставляют смеяться и плакать, они позволяют взглянуть другими глазами на мелкие жизненные неурядицы и, подобно герою Чаплина — Бродяге, не сдаваться и не унывать. 

Особенности формирования индустрии  звезд немого кино в России

     Эра немого кино была достаточно короткой – порядка 30 лет, но многие фильмы того времени составили золотой фонд мирового кинематографа. Одним из заметных достижений «великого немого» становится формирование целой плеяды актерских «звезд» – актеров и актрис, чьи имена «огромными буквами горели над входами в «синема», чьи фотографии не сходили со страниц газет и журналов»1. Публика боготворила своих кумиров, засыпала цветами и подарками, буквально носила на руках. С трепетом ждала выхода новых фильмов, обсуждала их пышные свадьбы и скандальные разводы, считала их миллионные гонорары, роняла слезы по поводу их ухода с экрана и тут же забывала, увлекаясь новыми героями. Но порой популярность приходила к киноактерам случайно, несправедливо. Порой звездами становились «смазливые девицы и юнцы, томно позирующие перед аппаратом, но не создающие художественных образов»2. Но в большинстве случаев слава приходила к действительно талантливым людям, сумевшим понять и воплотить современные представления о героике, красоте, любви, об удаче. Характеры, воплощаемые в себе национальные черты, служили выражением нравственных и эстетических представлений своего времени.

     Отсутствие  в фильмах звучащей речи стало  катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Благодаря этому ограничению  сложилась «немая» школа изложения сложного сюжета средствами монтажа, появились титры, основной актёрской игры стал специфический вид пантомимы. К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств. В отличие от звукового кино, в «великом немом» задача перед актерами стояла несколько другая – передать эмоции без использования слов. В этом немое кино было отчасти сродни балету. Не случайно, многие звезды немого кино серьезно увлекались балетом. Многие звезды немого кино могли виртуозно передать страсть и отчаяние, радость и печаль без помощи слов. И пусть картины с их участием давно легли в дальние углы фильмохранилищ, но книги, статьи о них выходят беспрерывно, и все новые поколения любителей кино пишут в журналы, просят рассказать о «королях» и «королевах» старых экранов.

     Тысячи  зрителей старались подражать своим  кумирам в их манере двигаться, одеваться. Актрисы немого кино не просто показывали, как носить те или иные вещи, – они демонстрировали стиль жизни в самом широком смысле. Миллионы женщин старались так же, как они, подводить губы, копировали их прически, их походку, даже манеру класть ногу на ногу. В наши дни ситуация мало изменилась. Звезды с экранов диктуют своей публике моду и стиль. Миллионы людей подражают героям с экранов, желая быть похожими на них, чья жизнь кажется «сказкой» – красивой и интересной.

     Актеры  черно-белого кино воплощают для  нас не только моду и стиль этого  времени, но саму легендарную эпоху стиля модерн, которая впервые в истории культуры проявилась не в живописи, а в оживших черно-белых изображениях, запечатленных на хрупком целлулоиде3. Сотни тысяч людей по всему миру могли часами сидеть в тесных и душных залах и смотреть на кинокартинки, которые сменяли одна другую под музыку тапера. Зрелища были, и всего лишь доступностью цен на билеты невозможно объяснить притягательность кинематографа. Отсюда возникает вопрос, что же сделало долговечной популярность таких звезд русского дореволюционного кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Владимир Максимов и других талантливых актеров и актрис?

     Ответ требует социологического анализа, ибо почти каждая звезда дореволюционного кино была не только порождением рекламы, но и в известной мере воплощением общественных идеалов и мифов своего времени. Лишь очень немногие из них были при этом и большими, талантливыми актерами. Формирование «звезд» как и в начале 20 века, так и в современности строились по определенным принципам. Осуществлялась принципиальная ориентация на потребности зрителей, стертость лишней информации – «звезды» выдавали для публики лишь те сведения, которые были полезны для создания опреденного имиджа. Таким образом, создавалась тайна, и зритель хотел ее разгадать. Также используется принцип нетрадиционных видов коммуникаций, таких как слухи, скандалы, сплетни. Все это оказывало большое влияние на формирование образа.

     Сегодня сложно вообразить себе степень поклонения избранным, которым выпало счастье  стать звездами кино в начале прошлого века. Ведь тогда в кино ходили все, и не один раз в неделю. Зрители с удовольствием смотрели французские, русские, американские фильмы – немой кинематограф был прост и не требовал перевода. На протяжении многих десятилетий – до начала Первой мировой войны и во время нее – русские артисты и художники оказывали огромное воздействие на развитие моды.

     Немаловажным  являлся и сюжет фильмов, в  которых играли актеры. Эти сюжеты заставляли зрителя буквально влюбляться в отважных, смелых, добрых героев, за которыми так пристально они наблюдали. Большим успехом у зрителя пользуются так называемые «комические» – водевильные и фарсовые скетчи, заимствуемые из репертуара цирковых клоунов, мюзик-холльных эксцентриков, театров ревю. Они строились на грубых, зачастую скабрезных ситуациях – драках, падениях, раздеваниях, это например такие фильмы как, «Пожарный и служанка», «Том Пус» и другие. Не меньшим успехом пользуются многочисленные мелодрамы, сюжеты которых заимствуются из незамысловатых пьесок, входящих в репертуар ярмарочных балаганов и бульварных театров. Это были душещипательные истории с небесно-голубыми героями и черными злодеями, демонстрировавшими чудеса храбрости и отвратительную трусость, идеальную верность и низкую измену, это можно наблюдать в таких фильмах, как «Жизнь игрока», «Варфоломеевская ночь», «На пути к преступлению». Зрители находили в этих героях себя, или просто хотели на них походить. Публика сама формировала звезд кино, отдавая свое восхищение и любовь актерам. Происходил некий диалог между актером и зрителем. Сущность этого общения состоит во «взаимном активном обмене индивидуально-личностным содержанием».4 Особенно подчеркивается момент

     «взаимодействия»  в этом процессе.

     Действительно, контакт фильма и публики строится не на основе передачи и приема информации, а на основе сопереживания, активного включения зрителя в экранный мир5. Подобный тип взаимодействия не является специфическим для контакта кинокартины и публики. Любое произведение искусства «общается» с человеком, воздействуя на его разум и сердце. Таким образом, художественный кинематограф принадлежит не только к музам, но и к средствам массовой информации, и реализуются он через эстетическое воздействие кинопроизведения. Очевидно, что актеры имели колоссальное влияние на жизнь простых людей. Их игра, талант, красивые картинки с экранов, буквально, завораживали зрителя. Такого молодое кино в России еще не знало. В Харькове, например, во время столпотворения в кинотеатре «Ампир» были разбиты все окна, двери сорваны с петель, и для того, чтобы утихомирить толпу, штурмовавшую зал, был вызван отряд конных драгун6. И подобный ажиотаж творился по всей стране. Благодаря Вере Холодной, Ивану Мозжухину и другим талантливым актерам, люди неожиданно распробовали странный наркотик под названием «кино». За умеренную плату эта красавица уводила за собой в мир грез, и люди жаждали повторения «аттракциона» снова и снова. Можно относиться по разному к периоду черно-белых картинок, можно восхищаться, находить себе кумира, подражать ему, но, вне всякого сомнения, именно звезды немого кино подарили людям праздник, они внесли в жизнь людей что-то новое и интересное. Это время, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Он отражает особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, желанием жить на «полную катушку», получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».

Информация о работе Немой кинематограф