Музыка эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Возрождение – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от средних веков к новому времени (XV- XVII вв.). Культура Возрождения не носит узкоклассовый характер и часто отражает настроения широких народных масс, в музыкальной культуре представляет несколько новых влиятельных творческих школ. Основным идейным стержнем всей культуры этого периода стал гуманизм – новое, невиданное прежде представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу.

Файлы: 1 файл

Музыка эпохи Возрождения.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

              Первая треть XVI века в Италии – период Высокого Ренесссанса, время творческого подъема и небывалого совершенства, воплотившихся в великих произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело. Складывается определенная общественная прослойка, силами которой устраиваются театральные спектакли, музыкальные праздники. Развивается деятельность различных академий искусств. 

              Чуть позже период высокого  расцвета наступает и в музыкальном  искусстве, причем не только  Италии, но и Германии, Франции,  других стран. Огромное значение для распространения музыкальных произведений  имеет изобретение нотопечатания.        

             Традиции полифонической школы   остаются по-прежнему сильными (в  частности, имеет прежнее значение  опора на образец), но отношение  к выбору тем меняется, увеличивается эмоционально-образная насыщенность произведений, усиливается личностное, авторское начало. Все эти черты проявляются уже в творчестве итальянского композитора Жоскена Депре, родившегося около 1450 года в Бургундии и бывшего одним из величайших композиторов нидерландской школы конца XV -  начала  XVI века.   Одаренный прекрасным голосом и слухом, он с отроческих лет служил певчим в церковных хорах у себя на родине и в других странах. Это ранне и тесное соприкосновение с высоким хоровым искусством, активно-практическое усвоение великих художественных сокровищ культовой музыки во многом определили направление, в котором складывалась тогда индивидуальность будущего гениального мастера, его стиль и жанровые интересы.

           В молодые годы Депре учился искусству композиции у И. Окегема, у которого он тоже солвершенствовался и в игре на различных музыкальных инструментах.

           В дальнейшем Жоскен Депре  попробовал свои силы во всех  существоваших в то время музыкальных  жанрах, создавая псалмы, мотеты, мессы, музыку на Страсти Господни, сочинения в честь святой Марии и светские песни.

           Первое, что бросается в глаза  в сочинениях Депре, - это поразительная   контрапунктическая техника, позволяющая  считать автора настоящим контрапунктом-виртуозом. Однако, несмотря на полное владение материалом, Депре писал очень медленно, очень критично рассматривая свои произведения. Во время пробного исполнения сочинений он вносил в них массу изменений, стремясь достигнуть безукоризненного благозвучия, которое никогда не приносил в жертву контропунктическим сплетениям.

             Используя только полифонические  формы, композитор в некоторых  случаях придает верхнему голосу  необыкновенно красиво льющуюся  мелодию, благодаря чему его произведение отличается не только благозвучием, но и мелодичностью.  

             Не желая выходить за рамки  строгого контропункта, Депре для  смягчения диссонансов как бы  подготавливает их, употребляя  диссонирующую  ноту в предыдущем созвучии  в виде консонса. Весьма удачно в качестве средства для усиления музыкальной экспрессии Депре использует и диссонансы.      

             Нужно ометить, что Ж. Депре  с полным правом можно считать  не только талантливым контрапунктистом  и чутким музыкантом, но и великолепным художником, способным передать в своих произведениях самые тонкие оттенки чувств и различные настроения.

             Жоскен был технически и эстетически  сильнее  итальянских и французских  полифонистов  XV столетия. Вот почему в области чисто музыкальной он гораздо больше повлиял на них, нежели испытал на себе их влияние. До своей смерти Депре руководил лучшими капеллами в Риме, Флоренции, Париже. Всегда был одинаково предан своему делу, способствуя распространению и признанию музыки. Он оставался нидерландцем, «мастером из Кондэ». И как ни блистательны были заграничные достижения и почести, еще при жизненно оказанные «властелину музыки» (так называли его современники), он, подчиняясь непреодолимому «зову земли», уже на склоне лет вновь вернулся на берега Шельды и скромно окончил свой жизненный путь каноником.        

              В Италии в эпоху Высокого  Ренессанса наблюдается расцвет  светских жанров. Вокальные жанры  развиваются по двум главным  направлениям – одно из них  близко к бытовой песне и танцу (фротолы, вилланеллы и др.), другое же связано с полифонической традицией (мадригал).     

              Мадригал как особая музыкально-поэтическая  форма давал необыкновенные возможности  для проявления композиторской  индивидуальности. Основным содержанием его лирика, жанровые сцены. В венецианской школе расцветали жанры сценической музыки  (попытка возрождения античной  трагедии). Обретали самостоятельность инструментальные формы (пьесы для лютни, виуэлы, органа и  других инструментов).    

   

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Список  литературы:

Ефремова  Т.Ф.  Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный.- М.: Рус. яз.., 2000 –Т. 1: А-О – 1209 с.

Краткий словарь по эстетике. М., Политиздат, 1964. 543 с.

Популярная  история Музыки.

Тихонова А. И. Возрождение и барокко: Книга для чтения – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.- 109 с. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Музыка эпохи Возрождения