Первая треть XVI века в Италии – период
Высокого Ренесссанса, время творческого
подъема и небывалого совершенства, воплотившихся
в великих произведениях Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело. Складывается определенная
общественная прослойка, силами которой
устраиваются театральные спектакли,
музыкальные праздники. Развивается деятельность
различных академий искусств.
Чуть позже период высокого
расцвета наступает и в музыкальном
искусстве, причем не только
Италии, но и Германии, Франции,
других стран. Огромное значение для
распространения музыкальных произведений
имеет изобретение нотопечатания.
Традиции полифонической школы
остаются по-прежнему сильными (в
частности, имеет прежнее значение
опора на образец), но отношение
к выбору тем меняется, увеличивается
эмоционально-образная насыщенность произведений,
усиливается личностное, авторское начало.
Все эти черты проявляются уже в творчестве
итальянского композитора Жоскена Депре,
родившегося около 1450 года в Бургундии
и бывшего одним из величайших композиторов
нидерландской школы конца XV - начала
XVI века. Одаренный прекрасным голосом
и слухом, он с отроческих лет служил певчим
в церковных хорах у себя на родине и в
других странах. Это ранне и тесное соприкосновение
с высоким хоровым искусством, активно-практическое
усвоение великих художественных сокровищ
культовой музыки во многом определили
направление, в котором складывалась тогда
индивидуальность будущего гениального
мастера, его стиль и жанровые интересы.
В молодые годы Депре учился искусству
композиции у И. Окегема, у которого он
тоже солвершенствовался и в игре на различных
музыкальных инструментах.
В дальнейшем Жоскен Депре
попробовал свои силы во всех
существоваших в то время музыкальных
жанрах, создавая псалмы, мотеты, мессы,
музыку на Страсти Господни, сочинения
в честь святой Марии и светские песни.
Первое, что бросается в глаза
в сочинениях Депре, - это поразительная
контрапунктическая техника, позволяющая
считать автора настоящим контрапунктом-виртуозом.
Однако, несмотря на полное владение материалом,
Депре писал очень медленно, очень критично
рассматривая свои произведения. Во время
пробного исполнения сочинений он вносил
в них массу изменений, стремясь достигнуть
безукоризненного благозвучия, которое
никогда не приносил в жертву контропунктическим
сплетениям.
Используя только полифонические
формы, композитор в некоторых
случаях придает верхнему голосу
необыкновенно красиво льющуюся
мелодию, благодаря чему его произведение
отличается не только благозвучием, но
и мелодичностью.
Не желая выходить за рамки
строгого контропункта, Депре для
смягчения диссонансов как бы
подготавливает их, употребляя диссонирующую
ноту в предыдущем созвучии
в виде консонса. Весьма удачно в
качестве средства для усиления музыкальной
экспрессии Депре использует и диссонансы.
Нужно ометить, что Ж. Депре
с полным правом можно считать
не только талантливым контрапунктистом
и чутким музыкантом, но и великолепным
художником, способным передать в своих
произведениях самые тонкие оттенки чувств
и различные настроения.
Жоскен был технически и эстетически
сильнее итальянских и французских
полифонистов XV столетия. Вот почему
в области чисто музыкальной он гораздо
больше повлиял на них, нежели испытал
на себе их влияние. До своей смерти Депре
руководил лучшими капеллами в Риме, Флоренции,
Париже. Всегда был одинаково предан своему
делу, способствуя распространению и признанию
музыки. Он оставался нидерландцем, «мастером
из Кондэ». И как ни блистательны были
заграничные достижения и почести, еще
при жизненно оказанные «властелину музыки»
(так называли его современники), он, подчиняясь
непреодолимому «зову земли», уже на склоне
лет вновь вернулся на берега Шельды и
скромно окончил свой жизненный путь каноником.
В Италии в эпоху Высокого
Ренессанса наблюдается расцвет
светских жанров. Вокальные жанры
развиваются по двум главным
направлениям – одно из них
близко к бытовой песне и танцу
(фротолы, вилланеллы и др.), другое же связано
с полифонической традицией (мадригал).
Мадригал как особая музыкально-поэтическая
форма давал необыкновенные возможности
для проявления композиторской
индивидуальности. Основным содержанием
его лирика, жанровые сцены. В венецианской
школе расцветали жанры сценической музыки
(попытка возрождения античной трагедии).
Обретали самостоятельность инструментальные
формы (пьесы для лютни, виуэлы, органа
и других инструментов).
Список литературы:
Ефремова
Т.Ф. Новый словарь русского языка.
Толково - словообразовательный.- М.: Рус.
яз.., 2000 –Т. 1: А-О – 1209 с.
Краткий
словарь по эстетике. М., Политиздат,
1964. 543 с.
Популярная
история Музыки.
Тихонова
А. И. Возрождение и барокко: Книга для
чтения – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН
– ПРЕСС», 2003.- 109 с.