Музыка эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 13:35, реферат

Краткое описание

Возрождение – эпоха расцвета культуры стран Западной и Центральной Европы в период перехода от средних веков к новому времени (XV- XVII вв.). Культура Возрождения не носит узкоклассовый характер и часто отражает настроения широких народных масс, в музыкальной культуре представляет несколько новых влиятельных творческих школ. Основным идейным стержнем всей культуры этого периода стал гуманизм – новое, невиданное прежде представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу.

Файлы: 1 файл

Музыка эпохи Возрождения.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Московский  государственный открытый педагогический университет

им.   М.А.Шолохова 
 

Кафедра  эстетического  воспитания 

Р Е Ф Е Р А  Т

 
 
 

«Музыка  эпохи  Возрождения» 
 

                                                 

                                                                                                

                                                                                                                          Студентки 5(кол) курса

                                                                                                                          Очно - заочного отделения

                                                                                                                            Полегаевой Любови Павловны

                                                                                                                             Преподаватель:

                                                                                            Зацепина  Мария Борисовна 

                                                      

Москва  2005г.

          Возрождение – эпоха расцвета  культуры стран Западной и  Центральной Европы в период  перехода от средних веков  к новому времени (XV- XVII вв.). Культура Возрождения не носит узкоклассовый характер и часто отражает настроения широких народных масс, в музыкальной культуре представляет несколько новых влиятельных творческих школ. Основным идейным стержнем всей культуры этого периода стал гуманизм – новое, невиданное прежде представление о человеке как о свободном и всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу. Человек – главный предмет искусства и литературы, творчества величайших представителей культуры Возрождения – Ф. Петрарки и Д.Боккачио, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэля и Тициана. Большинство деятелей культуры этой эпохи сами были разносторонне одаренными людьми. Так, Леонардо да Винчи был не только выдающимся художником, но и скульптором, ученым, писателем, архитектором, композитором; Микеланджело известен не только как скульптор, но и как живописец, поэт, музыкант.

           На развитие мировоззрения и  всей культуры этого периода  наложило отпечаток следование  античным образцам. В музыке наряду  с новым содержанием также развиваются новые формы и жанры (песни, мадригалы, баллады, оперы, кантаты, оратории).

           При всей цельности и законченности  культуры Возрождения в главном,  ей свойственны черты противоречивости, связанные с переплетением элементов  новой культуры со старой. Религиозная тематика в искусстве этого периода продолжает не только существовать, но и развиваться. Вместе с тем она настолько преображается, что   созданные на ее основе произведения воспринимаются как жанровые сцены из жизни знатных и простых людей.

           Итальянская культура эпохи Возрождения  прошла определенные этапы развития: возникнув в конце XIV в., она достигла своего расцвета в середине XV - начале XVI в. Во второй половине XVI в. наступает длительная феодальная реакция, обусловленная экономическим и политическим упадком страны. Гуманизм переживает кризис. Однако упадок в искусстве обозначается отнюдь не сразу: еще десятилетия итальянские художники и поэты, скульпторы и архитекторы создавали произведения высочайшего художественного значения, развитие связей между различными творческими школами, обмен опытом между музыкантами, переезжающими из страны в страну, работавшими в разных капеллах, становится знамением времени и позволяет говорить о тенденциях, общих для всей эпохи.

         Эпоха Возрождения – одна из  блистательных страниц истории  европейской музыкальной культуры. Созвездие великих имен Жоскена,  Обрехта, Палестрины, О.Лассо, Джезуальдо, открывшие музыкальному творчеству  новые горизонты в средствах  выразительности, богатстве многоголосия, масштабности форм; расцвет и качественное обновление традиционных жанров – мотета, мессы; утверждение новой образности, новых интонаций в сфере песенных многоголосных композиций, стремительное развитие инструментальной  музыки, вышедшей на передний план после почти пятивекового подчиненного положения: иные формы музицирования, рост профессионализма во всех областях музыкального творчества: изменение взглядов на роль и возможности музыкального искусства, формирование новых критериев красоты: гуманизм как реально проявляющаяся тенденция во всех сферах искусства – все это связано с нашими представлениями об эпохе Возрождения. Художественная культура Ренессанса – это личностное начало с опорой на науку.  Необычайно сложное мастерство полифонистов XV – XVI веков, их виртуозная техника уживалась вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров.  Все большее выражение в произведениях получает лирико-драматизм. Кроме того, в них ярче проявляется личность автора, творческая индивидуальность художника (это характерно не только для музыкального искусства), что позволяет говорить о гумманизации как о ведущем принципе ренессансного искусства. В то же время церковная музыка, представленная такими крупными жанрами, как месса и мотет, в известной мере продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную, прежде всего, на воссоздание уже существующего канона и через это на прославление Божественного.

         Произведения почти всех основных  жанров как светских, так и духовных строятся на основе какого-либо предварительно известного музыкального материала.  Это мог быть одноголосный источник в мотетах и разных светских жанрах, инструментальных обработках; это могли быть два голоса, заимствованные    из трехголосной композиции и включаемые в новое произведение того же или другого  жанра и, наконец, полное трех - или четырехголосие (мотет, мадригал, исполняющее роль своего рода предварительной «модели» произведения более крупной формы (мессы). 

          Первоисточником выступает в равной мере и популярный, широко известный напев (хорал или светская песня) и какое –либо авторское сочинение (или голоса из него), перерабатываемое другими композиторами и соответственно наделяемое иными особенностями звучания, иной художественной идеей.

            В жанре мотета, например, почти  не существует произведений, не  имеющих какого-либо исходного  оригинала. Большая часть месс  композиторов XV – XVI веков также имеет первоисточники: так, у Палистрины из общего числа свыше ста месс мы находим всего шесть написанных на свободной от заимствований основе. О. Лассо не написал ни одной мессы (из 58) на авторском материале.

           Можно заметить при этом, что  довольно четко обозначается  круг первоисточников, на материал  которых  опираются авторы. Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Палестрина, О. Лассо и др. будто соревнуются между собой, вновь и вновь обращаясь к одним мелодиям, черпая из них всякий раз, новые художественные импульсы для своих произведений, по-новому осмысливая напевы как исходные интонационные первообразы для многоголосных форм.

             При исполнении произведения  использовался прием – полифонии.  Полифония – это многоголосие, в котором все голоса равноправны.  Все голоса повторяют одну  мелодию, но в разное время,  как эхо. Называется этот прием имитационная полифония.

             К XV веку складывается так называемая полифония «строгого письма», правила (нормы голосоведения, формообразования и др.) которой были зафиксированы в теоретических трактатах того времени и являлись непреложным законом создания церковной музыки.

           Другое соединение, когда исполняющие  произносили одновременно разные  мелодии и разные тексты, называется  контрастная полифония. Вообще  «строгий» стиль обязательно  предполагает полифонию одного из двух типов: имитационную или контрастную. Именно имитационная и контрастная полифония позволяли сочинять многоголосные мотеты и месс для церковных служб.

          Мотет  - это небольшая хоровая  песня, которую обычно сочиняли  на какую-либо популярную мелодию, чаще всего на один из старинных церковных напевов («григорианских хоралов» и других канонических источников, а также народно-бытовой музыки).

          С началом века XV века в музыкальной культуре ряда европейских стран все отчетливее проступают черты, присущие эпохе Ренессанса. Виднейший среди ранних полифонистов нидерландского  Возрождения, Гийом Дюфэ (Дюфаи) родился во Фландрии около 1400 года. Его произведения, по сути, являются более чем полувековым этапом в истории нидерландской школы музыки, сложившейся во второй четверти XV века.

          Дюфаи руководил несколькими  капеллами, в том числе папской  в Риме, работал во Флоренции  и Болонье, а последние годы  жизни  провел в родном Камбрэ. Наследие Дюфаи богато и обильно:  оно включает около 80 песен (камерные жанры – виреле, баллады, рондо), около 30 мотетов (как духовного  содержания, так и светских, «песенных»), 9 полных месс и их отдельные части.

           Превосходный мелодист, достигавший  лирической теплоты и экспрессии  мелоса, редкостной в эпоху строгого стиля, он охотно обращался к народным мелодиям, подвергая их искуснейшей обработке.  Дюфаи вносит в мессу много нового: шире разворачивает композицию целого, свободнее пользуется контрастами хорового звучания. Одними из лучших  его сочинений  являются мессы «Бледное лицо», «Вооруженный человек», в которых использованы заимствованные одноименные мелодии песенного происхождения. Эти песни в разнообразных вариантах составляют интонационно-тематическую широко протяженную основу, скрепляющую единство больших хоровых циклов. В полифонической разработке замечательного контрапунктиста они раскрывают таящиеся в их глубине, неведомые ранее красоты и выразительные возможности. Мелодика Дюфаи гармонично сочетает терпкую свежесть нидерландской песни со смягчающей ее итальянской певучестью и французским изяществом. Имитационная полифония его лишена искусственности и нагромождений. Порою разреженность становится чрезмерной, возникают пустоты. Здесь сказывается не только молодость искусства, еще не нашедшего идеальное равновесие структуры, но и характерное для камбрийского мастера стремление достигнуть художественно-выразительного результата самыми скромными средствами.

           Творчество младших современников  Дюфаи – Иоханнеса Окегема  и Якоба Обрехта – относят  уже к так называемой второй  нидерландской школе. Оба композитора  являются крупнейшими фигурами  своего времени, определившими  развитие нидерландской полифонии во второй половине XV века.      

             Иоханнес Окегем (1425 – 1497) большую  часть жизни работал при капелле  французских королей. В лице  Окегема перед Европой, очарованной  мягким, певучим песенным лиризмом  Дюфаи, наивно-кротким и архаически  светлым благозвучием его месс и мотетов, явился совсем иной художник – «рационалист с бесстрастным оком»  и  изощренно-техничным пером, порою избегавший лиризма и стремившийся скорее запечатлеть в музыке некие предельно общие закономерности объективного бытия. Он обнаружил потрясающее мастерство развития мелодических линий в полифонических ансамблях. Его музыке присущи некоторые готические черты: образность, внеиндивидуальный характер выразительности и т.д. Он создал 11  полных месс (и ряд их частей), в том числе и на тему «Вооруженный человек», 13 мотетов и 22 песни. Именно крупные полифонические жанры стоят у него на первом месте. Некоторые песни Окегема приобрели популярность у современников и неоднократно служили первоосновой для полифонических обработок в более крупных формах.     

          Творческий пример Окегема как  крупнейшего мастера и чистого  полифониста имел огромное значение  для современников и последователей: его бескомпромиссная сосредоточенность  на специальных проблемах полифонии  внушала уважение,  если не преклонение, она породила легенду и окружила его имя ореолом.        

            Среди тех, кто связал  XV столетие со следующим не только хронологически, но и по существу творческого развития,  первое место,  вне сомнений,  принадлежит Якобу Обрехту. Он родился в 1450 году в Бергене-оп-Зом.  Работал Обрехт в капеллах Антверпена, Камбрэ, Брюге и др., служил также в Италии.

            В творческом наследии Обрехта  – 25 месс, около 20 мотетов, 30 полифонических  песен.  От своих предшественников и старших современников он унаследовал высокоразвитую, даже виртуозную полифоническую технику, имитационно-канонические приемы многоголосия. В музыке Обрехта, всецело полифонической, мы слышим порой особую крепость хотя бы и неличностных эмоций, смелость контрастов в больших и малых пределах, вполне “земные”, чуть ли не бытовые связи в характере звучаний и частностях формообразования. Его мировосприятие перестает быть готическим.  Он движется по направлению к Жоскену Депре – подлинному представителю Ренессанса в музыкальном искусстве.  

           Для стиля Обрехта характерны индивидуальные черты, в том числе отход от готической отрешенности, вызывающие противопоставления, сила эмоций, связь с бытовыми жанрами.         

Информация о работе Музыка эпохи Возрождения