Музейная экспозиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:50, доклад

Краткое описание

Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.
Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Файлы: 1 файл

Музейная экспозиция.docx

— 30.30 Кб (Скачать)

Воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в  этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического  интерьера.

Специфическими  компонентами архитектурно-художественного  ансамбля являются цвет и светС их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей.

Огромное  значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решението есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений.

Последние десятилетия XX в. стали временем активного  поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций и в российских музеях. Ярким примером тому может служить  экспозиция Государственного музея  В.В. Маяковского (Москва), открывшаяся  в 1989 г. Созданная на основе сценарной  концепции Т.П. Полякова и архитектурно-художественного проекта Е.А. Амаспюра, она вызвала и продолжает вызывать противоречивые суждения специалистов. Ее авторы поста-вили перед собой задачу: «заменить традиционную для интерпретаторов Маяковского полити-ческую мифологию мифологией поэтической – то есть не навязывать посетителям наукообразную концепцию поэта Октября и социалистического строительства» в качестве аксиомы, а создать эспозиционно-художественную, откровенно субъективную модель поэта-максималиста, судьба которого была богата не только творческими победами, но и трагическими ошибками.

Итак, в  зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий  художник использует для создания экспозиционного  образа все имеющиеся в его  палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается  в результате компоновки музейных предметов  и их комплексов, в других случаях  акцент делается на специально создаваемых  произведениях искусства, в третьих  – на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.

Экспозиции  создаются в творческом содружестве  научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы  труд всех участников проектирования экспозиции был слаженным и результативным, необходимо четко определить последовательность работ, характер деятельности на каждом этапе, состав проектной документации, при этом основные этапы художественного  проектирования должны быть соотнесены с этапами научного проектирования.

Исходным  документом для начала работ является генеральное решение экспозиции,то есть первоначальный художественный проект, в котором раскрываются творческий замысел автора и общий подход ко всем архитектурно-художественным проблемам относительно облика будущей экспозиции, которые на последующих этапах проектирования будут развертываться и детализироваться.

Современная методика проектирования экспозиции предполагает разработку генерального решения в  форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов.

На втором этапе художественного проектирования, после составления и утверждения  тематико-экспозиционного плана  и сценария, разрабатывается эскизный проектОн представляет собой детализацию художественной концепции (генерального решения). В эскизном проекте прорабатываются следующие вопросы: окончательное распределение экспозиционной площади разделов, тем и подтем; размещение всех экспозиционных материалов; окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; освещение залов, экспозиции и отдельных экспонатов; принципиальное решение конструкции оборудования и объемных декоративных элементов; расстановка экспозиционного оборудования; размещение аудиовизуальных и технических средств.

Заключительный  этап художественного проектирования состоит в разработкетехнического и рабочего проектакоторый, как правило, включает в себя: монтажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования, прокладки коммуникацион-ных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.

Одновременно  с руководством монтажными работами художник принимает участие в  подготовке необходимых материалов для рекламы экспозиции, и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.

За последние  десятилетия искусство музейной экспозиции окончательно утвердилось  в качестве самостоятельного вида творчества. Современная музейная экспозиция –  это результат созидательного союза  научного сотрудника и художника-экспозиционера, в котором иногда принимает участие и сценарист. В искусстве музейной экспозиции еще очень много нерешенных и даже спорных проблем. Недостаточно разработаны в теоретическом отношении средства создания музейного образа, специфика музейной зрелищности, жанровые особенности экспозиций, или то, что в искусстве принято называть законами жанра. Методика художественного проектирования требует осмысления и обобщения по широчайшему спектру вопросов. Поэтому искусство музейной экспозиции, как и музейное дело в целом, нуждается в творческом эксперименте, благодаря которому оно может быть защищено от шаблонов и стереотипов. 

  • систематический метод — показ экспозиции, где однородные предметы представлены в соответствии с тематикой научной дисциплины. В основе метода систематизации музейные коллекции. Структурной единицей систематизации является экспозиционный ряд;
  • ансамблевый метод – создание экспозиции, в которой на основе научных данных сохраняется или воссоздаётся ансамбль музейных предметов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. В нём воспроизводится реальное отношение среди предметов, благодаря чему предмет демонстрируется в среде своего бытования (интерьер, его фрагмент, ансамбль или комплекс архитектурных сооружений);
  • тематический метод — его основа это музейные предметы различных типов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. Важным фактором является создание экспозиционного образа, который является основой для художественного решения. Завершением является разработка экспозиционных комплексов. При использовании этого метода в экспозицию частично включаются элементы ансамблевой и систематической экспозиции.
 

Подлинник, истинный, оригинальный предмет, первоисточник знаний о природе и обществе, основа фондов музея. В музейном деле категория подлинности определяется по-разному в отношении различных групп музейных предметов (для памятников искусства П. считается оригинал, созданный самим мастером, для П. истории – предмет, связанный с определённой эпохой, событием или лицом и т.д.). Подлинность в значительной степени служит источником информативности и экспрессивности музейного предмета.

Информация о работе Музейная экспозиция