Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:50, доклад
Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.
Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.
Воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического интерьера.
Специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах и композициях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей.
Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений.
Последние десятилетия XX в. стали временем активного поиска нетрадиционных решений постоянных экспозиций и в российских музеях. Ярким примером тому может служить экспозиция Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), открывшаяся в 1989 г. Созданная на основе сценарной концепции Т.П. Полякова и архитектурно-художественного проекта Е.А. Амаспюра, она вызвала и продолжает вызывать противоречивые суждения специалистов. Ее авторы поста-вили перед собой задачу: «заменить традиционную для интерпретаторов Маяковского полити-ческую мифологию мифологией поэтической – то есть не навязывать посетителям наукообразную концепцию поэта Октября и социалистического строительства» в качестве аксиомы, а создать эспозиционно-художественную, откровенно субъективную модель поэта-максималиста, судьба которого была богата не только творческими победами, но и трагическими ошибками.
Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник использует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результате компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально создаваемых произведениях искусства, в третьих – на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наибольшей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе музейных предметов и научного содержания при поддержке художественно-изобразительными и техническими средствами.
Экспозиции
создаются в творческом содружестве
научных сотрудников, художников, архитекторов,
дизайнеров, инженеров. Для того чтобы
труд всех участников проектирования
экспозиции был слаженным и
Исходным документом для начала работ является генеральное решение экспозиции,то есть первоначальный художественный проект, в котором раскрываются творческий замысел автора и общий подход ко всем архитектурно-художественным проблемам относительно облика будущей экспозиции, которые на последующих этапах проектирования будут развертываться и детализироваться.
Современная методика проектирования экспозиции предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и пояснительных документов.
На втором
этапе художественного
Заключительный
этап художественного проектирования
состоит в разработкетехническо
Одновременно с руководством монтажными работами художник принимает участие в подготовке необходимых материалов для рекламы экспозиции, и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.
За последние
десятилетия искусство музейной
экспозиции окончательно утвердилось
в качестве самостоятельного вида творчества.
Современная музейная экспозиция –
это результат созидательного союза
научного сотрудника и художника-экспозиционера,
в котором иногда принимает участие и
сценарист. В искусстве музейной экспозиции
еще очень много нерешенных и даже спорных
проблем. Недостаточно разработаны в теоретическом
отношении средства создания музейного
образа, специфика музейной зрелищности,
жанровые особенности экспозиций, или
то, что в искусстве принято называть законами
жанра. Методика художественного проектирования
требует осмысления и обобщения по широчайшему
спектру вопросов. Поэтому искусство музейной
экспозиции, как и музейное дело в целом,
нуждается в творческом эксперименте,
благодаря которому оно может быть защищено
от шаблонов и стереотипов.
Подлинник, истинный, оригинальный предмет, первоисточник знаний о природе и обществе, основа фондов музея. В музейном деле категория подлинности определяется по-разному в отношении различных групп музейных предметов (для памятников искусства П. считается оригинал, созданный самим мастером, для П. истории – предмет, связанный с определённой эпохой, событием или лицом и т.д.). Подлинность в значительной степени служит источником информативности и экспрессивности музейного предмета.