Музейная экспозиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:50, доклад

Краткое описание

Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.
Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Файлы: 1 файл

Музейная экспозиция.docx

— 30.30 Кб (Скачать)

Музейную  экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонатыто есть предметы, выставленные для обозрения.

Совокупность  музейных предметов, их воспроизведений  и моделей, научно-вспомогательных  материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части  экспозиции взаимосвязаны между  собой и составляют ее тематическую структуруВ соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексыто есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.

Согласно  современным представлениям, музейная экспозиция – это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и  временные экспозиции – выставки:тематические, фондовые, отчетные.

Создание  выставок является составной частью экспозиционной работы музеев. Выставки повышают доступность и общественную значимость музейных фондов, вводят в  научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях; способствуют отработке и совершенствованию  методов экспозиционной и культурно-образовательной  работы музея, расширяют географию  его деятельности. В настоящее  время активно развивается международный  обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

Нетрудно  заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспроизводит интерьер усадьбы  или фрагмент природной среды, а  иногда определенным расположением  предметов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однородных пред-метов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции
В отечественном музееведении традиционно выделяют следующие основные методы экспони-рования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический. Этим методам соответст-вуют систематическая, ансамблевая, ландшафтная и тематическая экспозиции.

Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная  промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость  систематической коллекции, расставленной  в предназначенном постепенном  порядке, совершенно скрадывается благодаря  присутствию вышеупомянутой биологической  коллекции, – делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолог А. Ященко. – Глаз, утомленный осмотром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных  витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно выхваченные из жизни и перемещенные в залы музея. 
В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы; в каждом, без исключения, момент, наиболее интересный биологу. Все витрины являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц».

К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования.

Композиция  переносит в музей уголок природы  и показывает те из ее сторон, которые  вреальной жизни человек не всегда может наблюдать.

Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему; создает музейный образ отражаемых событий или явлений.

Следует иметь в виду, что все перечисленные  методы экспонирования нередко интегри-руются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспози-цией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.

Основу  экспозиции составляют музейные предметыа также предметы, созданные для экспонирования, – копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы.

Некоторые виды воспроизведений очень точно  соответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям и слепкамРеплика – в изобразительном искусстве – авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

Точно передают облик подлинника слепки с  произведений скульптуры и декоративно-прикладного  искусства.

Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжиПри утрате памятника материальной культуры создается так называемый новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

Макет представляет собой объемное воспроизведение внешнего вида объекта, которое создается в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Модель воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные принципы и фактуру оригинала, создается в тех случаях, когда требуется изменить масштаб предмета.

Голограмма – это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другиенаучно-вспомогательные материалы. Однако их неправильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нарушать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.

Особое  место в экспозиции принадлежит  текстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.

В последние  годы в экспозициях музеев все  более широкое применение находятфонокомментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкальных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писателей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.

Создание  музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производст-венно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; художественное проектирование,призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.

Второй  этап проектирования экспозиции –  разработка расширенной тематической структуры – деление будущей экспозиции на разделы, темы, экспозиционные комплексы. 
В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствуеттематический план экспозиции – документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем  этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план. Суть тематико-экспозиционного плана как документа состоит в том, что в нем находит отражение конкретный состав экспозиционных материалов со всеми присущими им научными характеристиками.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного  плана при проектировании экспозиции нередко осуществляется так называемая пробная экспозицияилираскладкаСовременные компьютерные технологии позволяют строить модель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка  тематико-экспозиционного плана  в большинстве случаев является завершающим этапом научного проектирования. Однако в последнее десятилетие  в музейной практике появился сценарий. В сценарии объединяются документы научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия литературной форме. Особое внимание уделяется средствам усиления эмоционального воздействия на посетителей.

Задача  музейного художника заключается  в переводе научного содержания экспозиции со словесного языка на язык образный. Его работа стала сродни творчеству театрального режиссера.

В музейный обиход вошло понятие «зрелищность». Музейная экспозиция органически соединяет  научную достоверность содержания с яркой зрелищностью показа.

Художественное  проектирование учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс  художественного восприятия и на способность человека усваивать  определенное количество информации.

В их числе  такие данные, как оптимальная  высота экспозиционного пояса; угол наклона витрин, наиболее удобный  для осмотра выставленных в ней  экспонатов; количество материалов, единовременно  и с одной позиции попадающих в поле зрения человека; объем информации, которую способен усвоить человек  за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

В сознании посетителей образ создается  не только на основе цепочки зрительских  ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике  изготовления, размерам и прочим характеристикам  экспонаты должны предстать в  экспозиционном ансамбле как единое целое.

На современном  этапе развития искусства музейной экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмосферы какого-либо явления или события.

Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды,различные по конструкции и принципам установки в интерьере. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты – подобие книги с твердыми перекидными листами, укреплен-ными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.

Для пространственного  экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.

Информация о работе Музейная экспозиция