Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:50, доклад
Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.
Совокупность музейных предметов, их воспроизведений и моделей, научно-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.
Музейную экспозицию составляют не любые, а музейные предметы – экспонаты, то есть предметы, выставленные для обозрения.
Совокупность
музейных предметов, их воспроизведений
и моделей, научно-вспомогательных
материалов и текстов называется экспозици
Все части экспозиции взаимосвязаны между собой и составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплексы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство.
Согласно
современным представлениям, му
Музей создает не только постоянные, но и временные экспозиции – выставки:тематические, фондовые, отчетные.
Создание
выставок является составной частью
экспозиционной работы музеев. Выставки
повышают доступность и общественную
значимость музейных фондов, вводят в
научный и культурный оборот памятники,
находящиеся в частных
Нетрудно
заметить, что материал в экспозиции
может группироваться по-разному. Иногда
он воспроизводит интерьер усадьбы
или фрагмент природной среды, а
иногда определенным расположением
предметов экспозиционеры стремятся
раскрыть какой-то сюжет или, например,
наглядно продемонстрировать многообразие
форм и других характеристик однородных
пред-метов. Научно обоснованный, исходящий
из содержания экспозиции, порядок группировки
и организации экспозиционных материалов
называется методом построения экспозиции.
В отечественном музееведении традиционно
выделяют следующие основные методы экспони-рования:
систематический, ансамблевый, ландшафтный
и тематический. Этим методам соответст-вуют систематическая
Большую роль в становлении ландшафтного метода экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, созданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естественной истории, причем создавал их на строго документальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а молодые и старые птицы – из одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава имитировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.
«Сухость
систематической коллекции, расставленной
в предназначенном постепенном
порядке, совершенно скрадывается благодаря
присутствию вышеупомянутой биологической
коллекции, – делился в 1894 г. своими
впечатлениями от осмотра орнитологической
экспозиции Британского музея естественной
истории русский зоолог А. Ященко.
– Глаз, утомленный осмотром систематического
собрания, невольно отдыхает на этих отдельных
витринах биологической коллекции,
которые представляют собой ни больше
ни меньше, как точно скопированные клочки
природы, словно выхваченные из жизни
и перемещенные в залы музея.
В каждом таком клочке перед вами является
момент из жизни какой-нибудь птицы; в
каждом, без исключения, момент, наиболее
интересный биологу. Все витрины являются
почти живой иллюстрацией семейной жизни
птиц».
К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие характерными приемами ландшафтного метода экспонирования.
Композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые вреальной жизни человек не всегда может наблюдать.
Тематической называют экспозицию, которая посредством экспозиционных материалов раскрывает определенную тему, сюжет, проблему; создает музейный образ отражаемых событий или явлений.
Следует иметь в виду, что все перечисленные методы экспонирования нередко интегри-руются: систематическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспози-цией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систематической экспозиции. Выбор методов экспонирования зависит от многих факторов, в том числе от профиля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспозиционных площадей.
Основу
экспозиции составляют музейные предметы,
Некоторые виды воспроизведений очень точно соответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям и слепкам. Реплика – в изобразительном искусстве – авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.
Точно передают облик подлинника слепки с произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи. При утрате памятника материальной культуры создается так называемый новодел – точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.
Макет представляет
собой объемное воспроизведение внешнего
вида объекта, которое создается в определенном
масштабе и допускает некоторую условность
в показе. Модель –
Голограмма – это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Для наглядного установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другиенаучно-вспомогательные материалы. Однако их неправильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нарушать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.
Особое место в экспозиции принадлежит текстам. По своему содержанию они должны быть однозначными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на заглавные (оглавительные), ведущие, пояснительные, этикетаж и указатели.
В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находятфонокомментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные музеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкальных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писателей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музыки.
Создание музейной экспозиции – сложный исследовательский, творческий и производст-венно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решения и технического оснащения. Поэтому составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание; художественное проектирование,призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы; техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.
Второй
этап проектирования экспозиции –
разработка расширенной тематической
структуры – деление будущей экспозиции
на разделы, темы, экспозиционные комплексы.
В музейной практике расширенной тематической
структуре часто соответствуеттематический
план экспозиции – документ, который
составляется одновременно с подбором
экспозиционного материала и определяет
содержание и тематическую структуру
проектируемой экспозиции.
На третьем
этапе научного проектирования разрабатывается тематико-
Перед
окончательным оформлением
Разработка
тематико-экспозиционного
Задача
музейного художника
В музейный
обиход вошло понятие «зрелищность».
Музейная экспозиция органически соединяет
научную достоверность
Художественное проектирование учитывает совокупность целого ряда факторов, влияющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное количество информации.
В их числе такие данные, как оптимальная высота экспозиционного пояса; угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов; количество материалов, единовременно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека; объем информации, которую способен усвоить человек за полтора – два часа пребывания в экспозиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протяжении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «музейную» усталость и эмоциональную перегрузку.
В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в механизме его формирования участвуют также знание и размышление.
Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ансамбле как единое целое.
На современном
этапе развития искусства музейной
экспозиции активная роль стала отводиться бутафории, ко
Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды,различные по конструкции и принципам установки в интерьере. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты – подобие книги с твердыми перекидными листами, укреплен-ными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.
Для пространственного экспонирования используются: витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.