Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детск

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Оглавление

Введение
Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества
1.1 Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков
1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе
Глава 2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
2.1. Задачи и содержание обучения техники изображения в младшем дошкольном возрасте
2.2. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
2.3. Разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники изображения
2.4. Описание хода и результатов проведения опытной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

  Гипотеза исследования: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

2.2. Методика проведения  занятий по изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционной  техники изображения с целью  развития детского творчества         

         Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте о время всего пребывания его в саду, если это невозможно, то во время занятий обязательно. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен. Это может быть бумага белая, цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, фольга.

         Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложит им тему рисования.

 

…….

2.3. Разработка  серии занятий с использованием  нетрадиционной техники изображения

Конспект занятия по изобразительной  деятельности “День рождения Бабы Яги” (с элементами нетрадиционного  рисования)

Программное содержание: развивать  у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование  в рисовании нетрадиционных материалов и техник ( рисование свечой, печать от руки и пальцевая живопись); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

Предварительная работа. Серия занятий по программе, где в гости к детям приходит “Гусёнок”, который становится детям другом. Чтение русских народных сказок: “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Баба Яга”, “Жихарка” и др. Провести цикл бесед “Как сделать человека счастливым”, “Что такое добро и зло?”, “Умеешь ли, ты, делать комплименты?”. Рисование положительных и отрицательных героев русских народных сказок (используя технику рисования свечой, печать от руки и пальцевая живопись). Сочинять загадки о героях сказок вместе с родителями и загадывать их друг другу в группе.

Материалы. Бумага для рисования (белая и цветная), гуашь, акварель, стаканчики с водой, поролоновые тампоны, влажные салфетки. Нарисованные свечёй рисунки детей, но не затонированные акварелью, корзинки, “волшебная” шишка, игрушка – Гусёнок, платок, бусы, сапожки, помада для губ, сундук, колпаки для гномов и косыночки для матрёшек. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).

Ход занятия

      В студию входит Алёнушка с детьми, в руках у детей корзинки с принадлежностями для рисования (звучит легкая музыка).

Алёнушка (А). Какая чудесная полянка, как красиво вокруг. Слышно как щебечут птицы, стрекочут  кузнечики, порхают бабочки. А вам  не хочется хоть на секунду превратиться, например, в маленькую пташку или  великолепную бабочку, тогда закройте глаза.

Вокруг три раза обернись

И в лесную пташку превратись.

В ладоши похлопай,

Ногами потопай,

Будем прыгать и играть

Как кузнечики скакать

Вокруг себя ты покружись

И в берёзку обернись.

(дети превращаются в  птиц, деревья, кузнечиков).

Вдруг они замечают, что  на опушке леса, за старым пнём, кто-то шевелиться. Они подходят и видят  кого-то связанного.

 

……..

2.4. Описание хода  и результатов проведения опытной  работы

         В ходе опытной работы с детьми мы использовали еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным и целесообразным мы считаем использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия обычно проводятся в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования  для подготовительной логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”.

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”. Активизировать в речи детей четкое произношение звука “Р”.

Оборудование: по 2 альбомных  листа бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К.Саврасова  “Грачи прилетели”, увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача  для проведения физминутки.

Словарная работа: прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи  суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.

Ход занятия: читаю детям  стихотворение Я. Година “Берёзка”:

После долгой зимней стужи

На снегу синеют лужи,

И берёзка ожила

От весеннего тепла.

- Кто узнал эту картину? (Как она называется, и какой  художник её написал?)

- А посмотрите, как оживил  художник свои берёзки на картине? (Он поселил на них грачей)

- Какие признаки весны  запечатлел Саврасов на своей  картине? (Ответы детей). Обратить  особое внимание детей на цветовое  решение картины.

- Какие основные цвета  использовал художник? (Синий, белый,  коричневый, зелёный)

- Какие оттенки этих  цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые…)

Рассказ воспитателя: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета  в картине: бледно-голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти  цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля  и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся  к свету.

……

По данным таблицы видно, что результаты детей при выполнении задания были получены очень высокие. Дети с большим удовольствием  выполнили это задание. Это им очень понравилось, дети даже проявили желание ещё раз выполнить  это задание.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию  способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически  воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Тем самым нами была подтверждена выдвинутая гипотеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ежедневно ребенок открывает  для себя новое в окружающем его  мире. Этим открытием он стремится  поделиться с близкими: родителями, бабушкой, дедушкой, братьями и сестрами. Все, что увидел, что взволновало  его, малыш отражает в игре, речи, рисовании... Он берет карандаш и  на листе бумаги пытается показать увиденное. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что увидел, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.

Интерес к рисованию у  детей появляется рано. Видя, как  дома родители, старшие дети действуют  ручкой, карандашами, малыши тоже пытаются водить ими по бумаге.

У разных детей потребность  взять в руку карандаш и «рисовать» возникает в разное время —  от 1 года до 1,5 лет. Появлению интереса к рисованию часто способствует графическая деятельность взрослых.

Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Но профессиональным художником становится лишь один из нескольких тысяч. «В таком случае, может быть, не стоит тратить время, бумагу, краски, карандаши?» — подумают взрослые? Нет, стоит!

Рисование в детстве оказывает  огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и, прежде всего  на его эстетическое развитие. Важно  в этом возрасте подвести малыша к  пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым  делом.

В результате теоретического и экспериментального исследования нами была достигнута цель, решены поставленные задачи и подтверждена выдвинутая гипотеза.

 

 

 

 

 

 

 
 
 

  1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  2. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей //  Художественное творчество и ребенок./Под.ред. Н.А.Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.   
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: 1967г. 
  4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
  5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
  6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П.. Математика для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  8. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  9. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  10. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  11. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
  12. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
  13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2003.
  14. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
  15. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
  16. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
  17. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1973.
  18. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
  19. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1962.
  20. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
  21. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

М., 1956г.

  1. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.
  2. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.

Информация о работе Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детск