Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детск

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Оглавление

Введение
Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества
1.1 Значение техники изображения в процессе создания детских рисунков
1.2. Проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе
Глава 2. Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
2.1. Задачи и содержание обучения техники изображения в младшем дошкольном возрасте
2.2. Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества
2.3. Разработка серии занятий с использованием нетрадиционной техники изображения
2.4. Описание хода и результатов проведения опытной работы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

 Тема  курсового

Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники  изображения с целью развития детского творчества  

                                                              Содержание

Введение 

Глава 1. Нетрадиционная техника  как средство развития детского изобразительного творчества 

1.1 Значение техники изображения  в процессе создания детских рисунков 

1.2. Проблемы развития  детского изобразительного творчества  в психолого-педагогической и методической литературе 

Глава 2.   Содержание и  методика работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью  развития детского творчества 

2.1. Задачи и содержание  обучения техники изображения  в младшем дошкольном возрасте 

2.2. Методика проведения  занятий по изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционной  техники изображения с целью развития детского творчества 

2.3. Разработка серии занятий  с использованием нетрадиционной техники изображения 

2.4. Описание хода и  результатов проведения опытной работы 

Заключение 

Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной  из актуальных. Во все времена нужны  были творческие личности, так как  они определяют прогресс человечества.

Дошкольный возраст синзитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются такие благоприятные условия и возможности для его развития. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Воспитанию у детей  стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей  способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Сказка может сыграть большую роль в формировании личности ребёнка. Она доставляет детям много радости. Эмоционально пережитая сказка помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам, их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и не быть похожими на отрицательных.

Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному  составлению сюжетного рисунка  детьми дошкольного возраста.

На современном этапе  развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать  вне вопросов обучения изобразительной  деятельности. Вся трудность заключается  в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Целью данной работы является использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию с детьми младшего дошкольного возраста.

               Поставленная цель привела к решению следующих задач:

  1. Раскрыть значение техники изображения в процессе создания детских рисунков.
  2. Рассмотреть проблемы развития детского изобразительного творчества в психолого-педагогической и методической литературе.
  3. Рассмотреть содержание и методику работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества.

Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: обучение нетрадиционными методами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества

1.1 Значение техники  изображения в процессе создания  детских рисунков

           В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает человека к творчеству?

            При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. (1)

            Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

            В этой связи мною был выбран способ проявления своих творческих способностей в создании детьми коллажей.

            Коллаж – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

             Рисуя, вырезая готовые формы и создавая коллаж, дети тем самым решают творческие задачи, что в полной мере помогает достичь прекрасных результатов. В своей работе с детьми я стараюсь выбирать разные варианты в обучении изобразительному творчеству.

              От создания образа – к выбору средств выразительности.

           Средства выразительности подсказывают выбор темы и способа изображения.

            Теория случайности – стихийное возникновение образов и их дальнейшее преобразование. Как показывает практика, этот вариант особенно интересен детям и вызывает восторг и неподдельное удивление.

             Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

              Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать. Как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.( 2)

 

………

              Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

                Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь - создание коллажей имеет большое значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

 

 

1.2. Проблемы развития  детского изобразительного творчества  в психолого-педагогической и  методической литературе

           У дошкольников, в том числе в детских садах, необходимо выявлять и развивать интеллектуально-творческие задатки. Эффективны развивающие игры и комплекс методов фантазирования (с придумыванием сказок) и развития творческого воображения.

            В связи с исследованием мышления дошкольников учёными были выявлены некоторые особенности творческого мышления. (3)

            В исследовании И.В. Смолярчук была разработана методика изучения и развития творческого мышления старших дошкольников. Как показало исследование, успешность решения творческих задач дошкольниками определяется, прежде всего, наличием у ребенка мыслительных средств: комплексных и циклических представлений, образов включения. В комплексных представлениях предмет отражается в совокупности своих различных свойств. Циклические представления отражают последовательные изменения объектов и явлений, что является основой предвидения будущих состояний изменяющегося объекта. О.М. Дьяченко было показано, что образы включения позволяют дошкольникам соотносить воспринимаемую реальность не с целостным предметным представлением, а с одной из его деталей. Построение образа носит уже не целостный, а расчлененный характер. Использование образов включения направляет детей на дифференцированное и индивидуализированное решение задач. Надо отметить, что в отечественной психологии качественные особенности развития объяснены с позиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского, рассмотревшего проблему опосредования низших натуральных психических функций особыми “психологическими орудиями” – искусственными знаками, получаемыми субъектом в процессе социального взаимодействия.

            Исследование воображения (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Е.Е. Сапогова). Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

               Исследование творческой одаренности дошкольников (А.М. Матюшкин, Е.С. Белова, И.А. Бурлакова и др.). Творческий потенциал (основа одаренности) заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей его характеристикой является, по мнению А.М. Матюшкина, ярко выраженная познавательная потребность. Среди характерологических особенностей – инициативность, упорство, уклонение от шаблона. У одаренного ребенка процесс развития личности протекает более бурно, а личностно-индивидуальные особенности выражены более ярко и проявляются раньше. Эти особенности получили название “психосоциальной чувствительности” (обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие, высокая эмоциональная чувствительность, чувство личной ответственности). Исследование Е. Ф. Алфеевой (под руководством А. М. Матюшкина), которая рассматривает креативность как личностную характеристику, показало, что развитие личности способствует развитию одаренности. Наибольшим эффектом обладают программы, которые в качестве основного условия развития креативности считают развитие личности ребенка. Основы такого подхода взяты из гуманистической психологии (Роджерс считал, что нельзя форсировать развитие ребенка, а надо создавать условия для выявления его внутренних возможностей). Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка. У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств. (4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2.   Содержание и методика работы по использованию нетрадиционной техники изображения с целью развития детского творчества

2.1. Задачи и  содержание обучения техники  изображения в младшем дошкольном  возрасте

      Целью данного исследования является обучение детей младшего школьного возраста нетрадиционными методами.

      Поставленная цель привела к решению следующих задач:

1. Разработать комплекс  занятий с применением нетрадиционных  технологий.

2. Разработка методики  исследования.

3. Провести экспериментальное  исследование.

  Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста.

  Предмет исследования: обучение нетрадиционными методами изобразительного искусства.

Информация о работе Методика проведения занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения с целью развития детск