Кыргызский фольклор

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 07:17, реферат

Краткое описание

Первые научные исследования кыргызского фольклора относятся к середине 19 века, когда казахский ориенталист Ч.Ва- лиханов, проходивший службу в Российской империи, а также российский академик В.В.Радлов, немец по происхождению, во время своих путешествий (Ч.Валиханов в 1856, В.В.Радлов в 1868) по кыргызской земле ознакомились с устным вариантом кыргызского героического эпоса «Манас» и записали его отдельные эпизоды. Записанные отрывки Ч.Валиханов перевёл на русский язык в прозаической форме и в 1861 опуб ликовал их в работе «Очерки Жунгарии».

Файлы: 1 файл

Первые научные исследова.docx

— 33.60 Кб (Скачать)

Процесс формирования и развития кыргыз ской фольклористики был сложен. Классовый подход к искусству и культуре советского перио да, проведение идеологической политики в области фольклористики сказывались на её разви тии отрицательно. Однако сбор произведений устного творчества кыргызского народа, их из дание и исследование проводились интенсивно. Если на начальном этапе исследования участие принимала лишь часть специалистов, то позже разработкой данной проблемы занялся ИЯЛ АН Кыргызской ССР. Сектором, отделами Институ та и КГУ ежегодно формировались специальные экспедиции по сбору и записи многогранного поэтического народного наследия. Отдельными изданиями выпускались произведения народных акынов, пословицы и поговорки, эпосы.

Своими идейно-теоретическими открытиями внесли огромный вклад в  развитие фольклори стики кыргызские учёные К.Рысалиев, Б.Керим жанова и др. Ими были рассмотрены художе ственно-эстетические особенности народного фольклора и произведений акынской поэзии.

В 50-е годы десятки  образцов произведений устно-поэтического творчества были переведены на русский  язык и языки др. народов. Эта ини циатива вызвала интерес у зарубежных ученых к кыргызскому фольклорному наследию и расшири ла сферу научного исследования. Стали издаваться их научные работы, посвященные различным проблемам, что способствовало дальнейшему развитию фольклористики, как науки, и её обо гащению.

Произведения  малого эпоса «Кожожаш», «Эр Те'штюк», «Курманбек», «Эр Табылды», «Сарын- жи—Бёкёй», «Эр-Солтоной», «Жаныл Мырза», «Олжобай и Кишимжан», «Жоодар Бешим», «Кедейкан», начиная с 20-х годов, были несколь ко раз изданы на кыргызском и русском языках, а некоторые из них стали известны и за рубе жом. Из всех вариантов и версий эпоса «Эр- Тёштюк», существовавшего среди многих тюр коязычных народов, самым лучшим был при знан кыргызский вариант эпоса, к-рый позже был переведён на французский язык в Париже. По произведениям устного народного творче ства, собранным в 20—40-е годы Б.Кебековой, А.Токомбаевой, С.Закировым, Ж.Толеевым, П.Ирисовым, Ж.Мусаевым, С.Кайыповым, К.Ибраимовым, Т.Абдыракуновым были состав лены и опубликованы сборники: «Айтыши» (в 2-х томах, 1972), «Детский фольклор» (1972), «На зидательные и колыбельные песни кыргызского народа» (1973), «Любовные песни кыргызского народа» (1974), «Кыргызские народные песни периода Великой Отечественной войны» (1975), «Кыргызские народные сказки» (1975), «Народ ные певцы» (1981), «Народные басни кыргыз ского народа» (1985), «Пословицы и поговорки кыргызского народа» (1983), «Загадки» (1984).

Следующий перечень монографий, исследующих в научно-теоретическом и историческом аспектах собранные и изданные образцы произ ведений устного народного творчества, также является неопровержимым фактом, свидетельствующим о развитии фольклористики как на уки. «Некоторые проблемы эпоса «Кожожаш» (1959), «Пословицы и поговорки кыргызского народа» (1962); «Жанровое своеобразие кыргыз ской народной лирики» (1965), «Варианты эпо са «Эр-Тёштюк» и их идейно-художественное сво еобразие» (1960) С.Закирова; «Малые героичес кие эпосы кыргызского народа» (1967), «Герои ческие эпосы кыргызского народа» (1970) Ж.Су- ванбекова; «Идейно-художественные особености «Саринжи—Бёкёй» (1959), «Народно-поэтичес кие традиции в эпосе «Жаныл-Мырза» (1960) Р.Кыдырбаевой; «Варианты эпоса «Курман- бек»(1961), «Идейно-художественные особенно сти эпоса «Кедейкан» (1964), «Идейная направ ленность и художественные особенности эпоса «Эр-Табылды» (1963) Б.Кебековой; «Очерки по истории устного творчества кыргызского наро да» (1974) коллективный труд; «Ыбрай Абдракманов» (1987) К.Ибраимова; «Проблемы поэтики эпоса «Эр-Тёштюк» (1990) С.Кайыпова; «Поэти ка эпоса «Жаныш-Байыш» (2000) М.Мука сова.

В настоящее  время Центр манасоведения и художественной культуры НАН Кыргызской Рес публики работает по следующим приоритетным научным проблемам: «Теория и история народ ного устного творчества», «Закономерность развития мировой литературы», «Кыргызы и Кыр гызстан в рукописях и народном устном творчест ве». Совместно с благотворительным фондом «Мээрим» и издательством «Шам» при Кыргыз полиграфкомбинате, под общей редакцией А.Ак маталиева, Центр приступил к выпуску 40-том- ника из серии «Народная литература», охватыва ющего все виды жанров устного творчества кыргызского народа, что свидетельствует о но вом этапе в развитии фольклористики.  

Информация о работе Кыргызский фольклор