Культ богов и героев в Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность.
Религиозные представления разных народов мира всегда представляли интерес для исследователей разных эпох. Особенно привлекает внимание удивительная религия древних греков, оказавшая влияние на развитие всей мировой культуры Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.

Оглавление

Ввeдeниe......................................................................3
Глaвa 1. Пeриoды мифoлoгии
1.1 Доолимпийский период..........................................7
1.2 Олимпийский период.............................................12
1.3 Поздний героизм...................................................15
Глaвa 2. Культ богов и героев в Древней Греции
2.1 Культ богов. Жречество.........................................24
2.2 Культ героев ….....................................................32
Зaключeниe..................................................................35
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры..............................36

Файлы: 1 файл

Религия Древней Греции.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Особой формой служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных, диктовало обычному народу стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры. Они были установлены, по легенде, самим Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Культ и обрядность у греков сохранялись, видимо, в виде традиций от эпохи героев Гомера до значительно более поздних периодов греческой истории, вплоть до римского завоевания и даже после него, почти до самого введения христианства как государственной религии в Византийской империи. В первую очередь, естественно, следует указать на совершение жертвоприношений. Жертвы могли совершаться как в храмах, так и вне их. Храмы сооружались обычно на возвышенностях и отделялись от других зданий оградой. Внутри храма устанавливали изображение определенного бога и алтарь для бескровных жертв. Существовали отдельные помещения для пожертвований и священных реликвий. Кровавые жертвоприношения происходили на особой площадке перед храмовым зданием, но внутри ограды.

В древнейшие времена у некоторых греческих племен жрецы не играли важной роли в обществе, и жреческие обязанности мог исполнять любой свободный человек. Это положение сохранилось и после возникновения отдельных государств. Религия у греков была делом государственным, и жрецы фактически оставались на положении государственных служащих, подчиняющихся законам, обязательным и для других граждан.

Одной из важнейших обязанностей жрецов были предсказания будущего. Некоторые жрецы занимались только гаданиями, в первую очередь по внутренностям умерщвленных животных и полетам птиц. Но жрецы-эфоры предсказывали грядущие события по изменениям неба, жрецы- пифайсты по виду молний. Особым почетом у греков пользовались святилища оракулы, в которых боги через жрецов давали прямые ответы на задаваемые вопросы. Известны оракулы Зевса в Додоне, Геракла в Буре, Аполлона в Милете. Но воистину всегреческой славой пользовался оракул в Дельфах, который был посвящен сначала Гее, потом Фемиде и Аполлону. В центре здания оракула находилась расщелина, из которой вырывались дымные испарения. Над расщелиной был укреплен треножник, на который усаживалась прорицательница - пифия. Одурманенная ядовитыми парами, она впадала в транс, и в этот момент перед ней бог Аполлон открывал тайны будущего. Пророчества Дельфийского оракула, правда, всегда были двусмысленны и туманны. Представление греков о богах как о существах, подобных людям, но более совершенных, диктовало стремление уподобляться им и в совершенстве тел. Считалось, что боги радуются, видя людей, блещущих здоровьем и силой. Главным спортивным праздником Древней Греции были, разумеется. Олимпийские игры, установленные, по преданию, самим Гераклом. Эти религиозные торжества были настолько важны, что на время игр заключался всеобщий мир и даже летоисчисление в Греции шло по Олимпиадам. Проводившиеся через каждые четыре года в городе Олимпии, эти спортивные игры посвящались всем богам, хотя покровителем города и был Зевс. Соревнования чередовались с жертвоприношениями. Итак, жрецы в древнегреческих племенах не играли важную роль, главной их обязанностью было предсказание будущего. Также присутствовало жертвоприношение, которое могло совершаться как на территории храмов, так и вне их.

 

2.2   Культ героев

 

Герои которые присутствуют в любой мифологии, редко могут быть выделены так же четко, как в греческой мифологии. История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии . От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей герои совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

В отличие от богов, способных создавать культурные объекты чисто магическим путем, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои находят и добывают эти объекты готовыми, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их у первоначальных хранителей. Эсхил рассказывает о том, как Зевс, правящий всем миром в качестве жестокого тирана, наказывает восставшего против него титана Прометея.

Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он дал им знания, научил земледелию, ремеслам, постройке кораблей, чтению и письму; этим Прометей сделал жизнь людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников - олимпийских богов. Но главная вина Прометея, та, что он не хочет открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее его и свергнет его с престола. Маркс за те слова, которые говорит Прометей: "По правде всех богов я ненавижу", - и за его ответ Гермесу: "Знай хорошо, что я б не променял своих скорбей на рабское служение. Мне лучше быть прикованным к скале, чем верным быть прислужником Зевса", - говорит о нем так: "Прометей - самый благородный святой и мученик в философском календаре".30

Герой должен выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, следить за порядком жизни и наблюдать за справедливостью, мер, законов. Обычно герой наделяется сверхчеловеческими возможностями, он не бессмертен. Существует мифы о попытках богов сделать героев бессмертными. Желание нарушить баланс сил смерти и бессмертного мира наказывается Зевсом. Это хорошо представлено в мифе о Геракле. Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый подвиг. Он должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов, за которыми смотрели дочери Атласа геспериды, три золотых яблока. Яблоки эти росли на золотом дереве, выращенном богиней земли Геей в подарок великой Гере в день ее свадьбы с Зевсом. Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз сном.Требуется не одно поколение, чтобы создать героя, кроме того жизни одного героя не всегда хватает, чтобы выполнить предначертания богов. Очень часто в мифах герои испытывают мучительную смерть. В эпоху раннего героизма борьба героев с чудовищами: подвиги Геракла, борьба Персея с Горгоной. Мифические герои зачастую выступают в роли посредников между богами и людьми. Герои действуют по правилу богов или с их помощью. Но иногда воинственный характер героев приводят к богоборчеству. Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Героям нужна для совершения подвигов сверхъестественная сила, которая лишь частью присуща им, обычно в силу божественного происхождения.

Культ умерших героев получает развитие в начале первого тысячелетия. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы, им отводили священные участки, вблизи их погребений устраивали состязания певцов. Плачи по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен. Герой Геракл считался установителем Немейских игр. Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою. Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например, Посейдона. Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы. Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны было возведено множество храмов. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях. Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц.

Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы. В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной научной работе мы проанализировали историю появления и развития мифологии в Древней Греции, ее особенности. Рассмотрели появление культа богов и героев. Религия древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре средиземноморских народов. У древних греков существовало великое множество самых разных богов. Греки наделялись их качествами, присущими обычно людям, - добротой, благородством, бесстрашием. Однако зачастую боги бывают безжалостными, коварными и мстительными. Герои, жизнь которых была насыщена приключениями. Кроме того, мифы, эпосы о богах и героях Древней Греции содержат поучительную информацию, мораль, отражают поведение людей, весь наш окружающий мир. Мы можем найти путь в сложный мир греческой мифологии, если будем исследовать повседневную древнегреческую реальность, и проводить параллели с тем, как она преобразуется в мифах. Греческие мифы выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки, обычных людей. Европейская культура, в том виде, в котором знакомы с ней современные люди, своим происхождением обязана Греческим корням.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Лурье С.Я. История Греции. – СПб.: Изд-во СПб университета, 1993
  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Олимп, 1999
  1. Лосев А.Ф. Философия и мифологическая культура. - М.: Политическая литература, 1991
  2. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян М.: «Мысль» 1996
  3. Нильссон М. Греческая народная религия. – СПб.: Алетейа, 1998
  4. Савельев А.С., Культура Древней Греции, учебное пособие: - М.: Высшая школа, 2008.
  5. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Наука, 1992.
  6. Гомер. Илиада. Одиссея. – М.: Литература, 1990
  7. Куманецкий К.А., История культуры Древней Греции и Рима: - М.: Высшая школа, 1990
  8. История Европы, изд. "Наука",1988 г., т.1 "Древняя Европа"
  9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997
  10. Религия и атеизм Древней Греции. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956


 Мaтвeeв П. E. Мeтoдичecкoe пocoбиe пo хрoнoлoгии иcтoрии cтрaн и их рeлигий. Чacть 1. Влaдимир: Влaдимирcкий унивeрcитeт. 2006, cтр.20


 http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0138120:article

3 История Европы. Т. 1.Древняя Европа.— М.; Наука, 1988. //http://www.sno.pro1.ru/lib/istoriya_evropy/9.htm#a1

4 Савельев А.С., Культура Древней Греции, учебное пособие: - М.: Высшая школа, 2008.//.http://www.sno.pro1.ru/lib/saveljev_kultura_drevney_grezii/6.htm#a1

5 Лосев Α. Φ. Мифология греков и римлян ― М.: Мысль, 1996.http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/6.htm

6 Савельев А.С., Культура Древней Греции, учебное пособие: - М.: Высшая школа, 2008.//.http://www.sno.pro1.ru/lib/saveljev_kultura_drevney_grezii/6.htm#a1

7 Указ.соч //.http://www.sno.pro1.ru/lib/saveljev_kultura_drevney_grezii/6.htm#a1

8    Лосев Α. Φ. Мифология греков и римлян ― М.: Мысль, 1996.http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/6.htm

9 Лосев А.Ф., Античная литература - М: ЧеРо, 2005. //http://library.greekroman.ru/crit/antlit01/01.htm#razdel01

10 Лосев Α. Φ. Мифология греков и римлян ― М.: Мысль, 1996.http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/6.htm

11 Савельев А.С., Культура Древней Греции, учебное пособие: - М.: Высшая школа, 2008//http://www.sno.pro1.ru/lib/saveljev_kultura_drevney_grezii/6.htm#a1

12 Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.с.115

13 Религия и атеизм Древней Греции. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956

14 Савельев А.С., Культура Древней Греции, учебное пособие: - М.: Высшая школа, 2008.//.http://www.sno.pro1.ru/lib/saveljev_kultura_drevney_grezii/6.htm#a1

15 Лурье С.Я. История Греции. – СПб.: Изд-во СПб университета, 1993.стр.159

16 Религия и атеизм Древней Греции. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956

17 Куманецкий К.А., История культуры Древней Греции и Рима: - М.: Высшая школа, 1990.стр.73

18 Нильссон М. Греческая народная религия. – СПб.: Алетейа, 1998.стр.98

19 Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Наука, 1992.стр.201

20 Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Наука, 1992.стр.202

21 Куманецкий К.А., История культуры Древней Греции и Рима: - М.: Высшая школа, 1990.стр.149

22 http://www.ice-nut.ru/greece/greece035.htm

23 http://greekroman.ru/zeus.htm

24 http://greekroman.ru/olympians.htm

25 http://greekroman.ru/rea.htm

26 http://greekroman.ru/lib/auth/homer.htm

27 http://greekroman.ru/cerberus.htm

28 http://greekroman.ru/haron.htm

29 http://toptravel.ru/greece_drevnyaya_gretsia_delfy.htm

30 http://ulenspiegel.od.ua/mify-gretsii


Информация о работе Культ богов и героев в Древней Греции