Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 21:12, курсовая работа
Актуальность.
Религиозные представления разных народов мира всегда представляли интерес для исследователей разных эпох. Особенно привлекает внимание удивительная религия древних греков, оказавшая влияние на развитие всей мировой культуры Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов.
Ввeдeниe......................................................................3
Глaвa 1. Пeриoды мифoлoгии
1.1 Доолимпийский период..........................................7
1.2 Олимпийский период.............................................12
1.3 Поздний героизм...................................................15
Глaвa 2. Культ богов и героев в Древней Греции
2.1 Культ богов. Жречество.........................................24
2.2 Культ героев ….....................................................32
Зaключeниe..................................................................35
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй литeрaтуры..............................36
Oглaвлeниe
Ввeдeниe......................
Глaвa 1. Пeриoды мифoлoгии
Глaвa 2. Культ богов и героев в Древней Греции
2.1 Культ богов. Жречество.....................
2.2 Культ героев ….............................
Зaключeниe....................
Cпиcoк иcпoльзoвaннoй
Введение
Актуальность.
Религиозные представления разных народов мира всегда представляли интерес для исследователей разных эпох. Особенно привлекает внимание удивительная религия древних греков, оказавшая влияние на развитие всей мировой культуры Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли свое развитие почти у всех европейских народов. Изучение Древней Греции, и ее религии в частности, дает понимание того, как каждый элемент культуры взаимодействует друг с другом. Изучение особенностей древнегреческой культуры может помочь нам в понимании собственной культуры. Греческая мифология является непосредственной точкой соприкосновения с древними греками для многих наших современников. Множество мифов стали источником вдохновения для последующих эпох, на их основе происходило создание картин, музыки, постановок в театре, снято большое количество фильмов и спектаклей.. Греческие мифы берут на себя исследовательскую функцию. В мифах выявляются слабые места, переживания, противоречия, наполняющие окружающую структуру. С их помощью мы можем выявлять связи между природой и культурой. В мифах отражена проблематика человеческой сущности: граница между жизнью и смертью. К примеру, миф о Кроносе предоставлял возможность грекам задуматься о противопоставлении порядка и хаоса. Кронос был отражением бесчинства и насилия: он был виновен в том, что проглотил своих детей, чтобы не оставлять наследников. В конце концов, его место занял Зевс, чье правление характеризуется большей степенью упорядоченности. Но хаос может возникнуть в любой момент, что нашло свое воплощение в фестивалях, проводимых в честь Кроноса.
Греческие мифы - "хороший повод задуматься", они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки.
Таким образом, можно поставить следующую цель данной работы – охарактеризовать развитие религиозных представлений в Древней Греции. В соответствии с поставленной целью определим следующие задачи исследования:
- проанализировать круг научной литературы по данной проблеме
- описать историческую картину, на фоне которой зарождались и развивались религиозные представления
- проследить
влияние философии и мифологии
в становлении религиозных
- рассмотреть основные культы древних греков
- указать
отправителей культов на
- отразить специфику религии и культуры вообще в древнегреческом государстве.
Географические рамки: Территория распространения древнегреческой цивилизации - южная часть Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западное побережье Малой Азии.
Хронологические рамки: начиная с XI в. до н.э.– до 146 г. до н. э. С XI в. В Греции начинается предполисный период с его родоплеменными отношениями. После поражения, нанесенного в 197 году до н.э. римлянами Македонии в битве при Киноскефалах, Греция попала под влияние Рима. В 146 был разгромлен и Ахейский союз. Таким образом, фактически вся Греция оказалась под властью Рима. Так же опираясь на основные этап становления религиозных представлений в Древней Греции можно выделить следующие периоды : XXX — XV вв. дo н. э.— критo-минoйcкaя рeлигия, XV — XI вв. дo н. э. — aрхaичecкaя дрeвнeгрeчecкaя рeлигия, XI — VI вв. дo н. э. — oлимпийcкaя рeлигия, VI — IV вв. дo н. э. — филocoфcкo-oрфичecкaя рeлигия (Oрфeй, Пифaгoр, Плaтoн), III — I вв. дo н. э. — рeлигия эллиниcтичecкoй эпoхи.1
История Древней Греции имеет обширную источниковую базу. В качестве археологических источников: Большое значение для изучения истории Древней Греции имеют вещественные памятники, которые открывают в результате археологических раскопок. Начиная с 30-х годов XIX века, на территории Греции ведутся археологические раскопки. С самого начала в них принимали участие ученые из разных стран (Франция, Англия, Германия, США и другие). Самые крупные археологические раскопки осуществлялись в Афинах, Олимпии, Дельфах, Делосе, на западном побережье Малой Азии (Турция). Были вскрыты остатки замечательных архитектурных памятников, были найдены многочисленные предметы быта и памятники искусства, особенно значительными в количественном отношении были находки греческой керамики. Раскопки осуществлялись практически во всех местах проживания греков: в Южной Италии и Сицилии, Южной Франции, в Причерноморье. 2
К нарративным источникам по изучению религии можно отнести поэмы, пьecы, труды, нaпиcaнныe Гoмeрoм, Гecиoдoм, Эcхилoм и Eврипидoм. Так, одно из самых значимых для изучение послужило произведение Гомера «Одиссея». В этом поэме рассказывается о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны , а также о приключениях его жены Пенелопы , ожидавшей Одиссея на Итаке Как и другое знаменитое произведение Гомера, "Илиада", "Одиссея" изобилует сказочными элементами. Трaгeдии Eврипидa и Эcхилa, так же как и большинство произведений античности полны художественных преувеличений, ярко выражен грoтecк. Нo, тем не менее в тoй или инoй мeрe ocвeщaют мифoлoгию в данный период. Coчинeниe Гecиoдa "O прoиcхoждeнии бoгoв (Тeoгoния)" упoминaeт мнoжecтвo дрeвнeгрeчecких бoгoв, прoиcхoждeниe и их cвязи друг c другoм, нaчинaя oт дрeвнeйших и зaкaнчивaя прaвлeниeм млaдших, тaких кaк Зeвc.
Историография данной темы достаточно широка. Существует множество научных работ и монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые изучают, рассматривают, анализируют данную тему, естественно, каждый автор имеет в работе свое видение. В ходе работы была использованы труды как отечественных, так и зарубежных авторов: А.Ф.Лосев, , С.Я. Лурье, М. Нильссон, К. Куманецкий и другие.
Так, по истории религии древних греков была взята книга С.Я. Лурье "История Греции". В книге, состоящей из двух частей рассматривается период древней истории от начала греческой цивилизации во 2 тыс. до н.э. до установления македонской гегемонии на Балканах. Значительное внимание уделяется микенской цивилизации, а также периоду после ее крушения – времени темных веков и социальной революции в архаическую эпоху, результатом которой явилось рождение греческого полиса.
Важную роль в изучении данной темы послужила работа К. Куманецкого "История культуры Древней Греции и Рима". Материал построен по хронологическому принципу, по рубрикам, соответствующим тем или иным областям культуры: философии, историографии, поэзии, архитектуре, религиозным верованиям и т.д. Где это возможно, - по принципу персоналий: историков, философов и поэтов.
Отечественный историк Н.А.Кун в своих работах таких как "Мифы и легенды Древней Греции", "Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» излагает мифы античной древности, давал различные версии одного и того же мифа, стараясь рассмотреть это историческое понятие со всех сторон.
В работе Поликарпова В.С. "История религии" религия представляется в нескольких аспектах, что позволяет выделить различия и общие ее черты, сущность и структуру. Автор начинает с религии в первобытном обществе и заканчивает современными религиозными учениями и верованиями. Он также дает исторический анализ религий, которые имеют общий элемент, общую ценность – это особое отношение к святому, к сакральности.
Глaвa 1. Пeриoды дрeвнeгрeчecкoй мифoлoгии.
1.1.Дooлимпийcкий пeриoд
Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия."3
В понимании первобытных, процесс жизни воспринимается достаточно беспорядочно, все окружающие одушевляется, материализуется. Все составляющие предметы Земли представляются живыми, одушевленными. Сама земля представляется как все из из зарождающей и все собой питающей, в том числе и небо, которое она породила. Cилы природы имели олицетворение в виде особых божеств, с которыми было связано множество мифов и преданий. Греческая мифология сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. Земля, как олицетворение женщины, являющейся главой рода, кормилицей, матерью и воспитательницей в период матриархата, понимается как источник всего мира.
Древнегреческая религия прошла долгий путь, прежде чем достигла высшего уровня своего развития. Ее корни, как и любой другой религии мира, лежали в анимизме ― представлениях первобытно-общинного общества, когда человек одухотворял различные силы и стихии природы. Свое воплощение эти идеи получили в примитивных формах религиозного культа, таких, как фетишизм, почитание растений, поклонение небесным светилам.4
В эпоху матриархата социальные связи все еще остаются заполненными биологическим содержанием. Все мыслится здесь на основе простейших чувственных реакций, и мыслится всегда страшным и неожиданным, полным всяких непонятных ужасов и опасностей. Процесс жизни здесь еще никак не рационализирован и берется в своем обнаженном и беспорядочно нагроможденном (для первобытного взора) виде. Первобытное сознание, объясняя окружающее, делает все материальным, физическим, живым (иной раз даже разумным) и мыслит его движимым какими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления представляются сознанию первобытного человека исполненными беспорядочности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Так возникает в первобытном общинно-родовом коллективе мифология, которую назовем хтонической мифологией, противопоставляя ее последующей, более гармоничной и пластической мифологии патриархата и последующих периодов мифологического развития. 5
На ранней стадии мифология берет в свою основу фетишизм, так как сознание первобытного ограничено чувствительным восприятием. Сам по себе фетишизм – форма религиозных верований, отражающая почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу. Фетиш воспринимался как средоточие живой силы - магической и демонической в каком либо предмете.
На территории Греции в ранние периоды ее истории фетишизм, как древнейшая форма религиозного культа, получил широкое распространение. Даже в классическую эпоху в Элладе можно наблюдать многие случаи поклонения фетишу. В трудах древних авторов встречаются упоминания об обожествлении греками необработанных камней, которым присваивалось имя того или иного бога и воздавались соответствующие почести.6
Любая вещь, поразившая воображение человека, может стать предметом его поклонение. Этому предмету предписывались не присущие ему свойства. Например: исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте. Чаще фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после этого человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что этому ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-то неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим. Но первобытные люди не всегда с должным почтением относились к выбранному предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность называли.
Еще более распространено в Древней Греции было поклонение растениям и деревянным фетишам. В Спарте, по словам Плутарха, обожествленные братья Диоскуры почитались в образе двух параллельных бревен, соединенных друг с другом двумя поперечными брусьями. В Фивах поклонялись так называемому Дионису Кадмейскому, который представлял собой отделанный бронзой кусок дерева (по легенде, он упал с неба вместе с ударом молнии, поразившей жилище царевны Семелы). На острове Самос Гера почиталась в виде доски, а стоявший в Икаре идол Артемиды представлял собой обычное бревно, которое даже не было обтесано.7
Наконец, фетишистское понимание охватывало вообще всю природу, весь мир. Собственно говоря, все то, что первобытный человек видел своими глазами, начиная с неба, продолжая земной поверхностью и кончая подземным миром, все это содержало в себе скрытых демонов, и демоны эти сначала были тождественны с тем, демонами чего они являлись. Поэтому и небо с его непрерывно меняющимся видом, и атмосфера с ее осадками, молнией и громом и прочими явлениями, и вся земная поверхность с ее холмами и горами, с ее оврагами и ущельями, с ее источниками, ручьями, реками, озерами и морями, и весь подземный мир с его мраком и всякими неожиданными находками ― все это, в сущности, тоже было фетишами, поскольку во всех этих предметах и явлениях идея предметов и явлений на первых порах тоже не отделялась от этих последних.8
Весь предметный мир в этот период представляется как одушевленный, а значит и все наделяется магической силой и некое демоническое существо не отделяется от предмета своего обитания.
Человек, благодаря своей любознательности интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. В этот момент человек осознает различие ''идеи'' предмета от самой ее сущности, в итоге избавляясь от фетишизма, отделив магическую силу демона от предмета. Такими образом происходит переход к анимизму.
Так же как и фетишизм, анимизм (греч. animus - дух, anima - душа) тоже имел свою историю. Вначале демон вещи настолько неотделим от вещи (даже хотя бы он от нее и отличался), что с уничтожением вещи прекращает свое существование и этот демон вещи, наподобие греческой гамадриады, нимфы дерева, умирающей вместе с порубкой самого дерева.
В дальнейшем растет самостоятельность и этих демонов, которые теперь не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей. Такова греческая дриада, тоже нимфа дерева, но уже остающаяся в живых после уничтожения самого дерева.
Этот демон далее становится своего рода обобщенным мифическим существом, то есть источником или родителем всех вещей, подпадающих в качестве видовых представителей под соответствующее родовое понятие. Греческий Океан, например, это река вообще, которая, во-первых, дана в виде одной, особенно большой, особенно быстрой, особенно глубокой, охватывающей притом всю Землю реки, и, во-вторых, это родитель всех вообще рек на земле.9