Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:37, реферат
Тема данной работы выбрана в соответствии с тем, что храмы являются неотъемлемой частью архитектуры Санкт-Петербурга. С момента основания города их судьбы были неразрывно связаны. Храмы играли и продолжают играть основную роль в формировании художественного облика Санкт-Петербурга. В первые десятилетия застройки, а затем и в продолжение двух веков устремленные ввысь шпили и купола храмов являлись единственными «высотными доминантами». Благодаря ним берега Невы приобретали неповторимое очарование.
Церковные сооружения стали составными элементами ансамблей многих проспектов, площадей, набережных. Они обогащали вид улицы, визуально расширяли пространство.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие сведения о храме………………………………………………………4
Святая великомученица Екатерина Александрийская……………….............4
Строительство……………………………………………………………………...6
Архитектура………………………………………………………………………7
Глава 2. Храм во времена Российской империи…………………………..................9
Похороны и венчания……………………………………………………………..9
Прихожане………………………………………………………………..............10
Культурный аспект ………………………………………………………………11
Глава 3. Интересные факты……………………………………………………………...12
Материалы………………………………………………………………………………...13
Глава 2. Храм во времена Российской империи
В феврале 1798 г. здесь по высочайшему указу
императора Павла I состоялось торжественное
погребение последнего польского короля
Станислава Августа Понятовского (где
впервые прозвучал "Реквием" Юзефа
Козловского, специально написанный для
этого богослужения). Изгнанный из Польши
Станислав Август поселяется в Петербурге
(по приглашению императора Павла). В этом
городе он прожил 11 месяцев, после кончины
монарха Павел организовал пышные похороны.
Катафалк с телом короля был установлен
в главном зале храма святой Екатерины.
Затем тело спустили в крипту и накрыли
каменной плитой с надписью на латинском
языке. В 1938 году по просьбе польского
правительства его останки были перевезены
в усыпальницу родового поместья Понятовских
в Волчине. Кроме того, в храме Святой Екатерины
Александрийской до 1922 года было погребено
тело другого польского короля - Станислава
Лещинского, впоследствии тоже перезахороненное.
Здесь был погребен французский генерал
Жан Виктор Моро (1763-1813), один из блестящих
полководцев французской республики,
который после смерти фельдмаршала М.И.
Кутузова возглавил союзные армии антинаполеоновской
коалиции. В 1828 г. здесь венчались Л.П. Витгенштейн
– один из богатейших помещиков Российской
империи, член Союза благоденствия и Южного
общества - и Стефания Радзивилл – фрейлина
императрицы Марии Федоровны. На бракосочетании
присутствовали А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов,
И.И. Козлов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский,
братья Брюлловы, А.О. Смирнова-Россет
(Россети). К сожалению, брак этот был недолговечен,
так как Стефания вскоре умерла от чахотки,
оставив мужу двоих детей. В январе 1837
г. в церкви состоялось бракосочетание
Жоржа Дантеса и Е.Н. Гончаровой, сестры супруги русского поэта
А. Пушкина. В 1829 году в храме святой Екатерины
Александрийской венчался выдающийся
архитектор эпохи позднего классицизма
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, автор
Исаакиевского собора и Александровской
колонны. Здесь же он крестил, а затем отпевал
своего сына, заразившегося в пятилетнем
возрасте холерой, эпидемия которой бушевала
в Петербурге в 1830 году.
Католическое вероисповедание Монферрана послужило предлогом императору Александру II для отказа в его просьбе быть похороненным в склепе под Исаакиевским собором. 28 июня 1858 года гроб с телом зодчего лишь обнесли вокруг собора и установили затем в храме святой Екатерины. Здесь же происходило отпевание. Позже вдова Монферрана, Элиза Боннер, увезла его тело в Париж и похоронила его на кладбище Монмартра 28 сентября 1858 года. В церкви св. Екатерины совершались хиротонии епископов. Здесь венчались члены августейших фамилий. На торжественных богослужениях присутствовал весь царский двор.
По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на уменьшение, а наоборот на рост прихода. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки (переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году), после ― французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Большинство из них принимало католицизм из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия. Считалось, что оно тесно связано с православной верой.
На сегодняшний день, костел святой Екатерины является самым крупным католическим приходом в Санкт-Петербурге, а до конца XVIII века он был единственным. Прихожанами церкви были многие русские аристократы, принявшие католическое вероисповедание: княгиня Зинаида Волконская - хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века. Княгиня Александра Голицына - фрейлина и писательница из русского дворянского рода Протасовых. Бабушка католического миссионера Августина Голицина. Князь Иван Гагарин - католический священник, член ордена иезуитов, писатель, церковный деятель из княжеского рода Гагариных. Всем известный Петр Чаадаев - русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, из-за философических писем которого был закрыт журнал «Телескоп». Будущий декабрист Михаил Лунин, состоявший в «Северном обществе» и многие другие.
На протяжении всей истории приход храма продолжал расти. Если при Петре I прихожан было несколько сотен, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года — уже 30 тысяч, что не мало. Особенно учитывая, что в наши дни приход церкви составляет около 1000 человек.
Особую славу и гордость
церкви составляли ее первоклассный
хор, солисты-итальянцы и
1.4 Интересные факты
Материалы
Литература
Интернет-ресурсы
Информация о работе Католическая церковь Святой Екатерины во времена Российской империи