Католическая церковь Святой Екатерины во времена Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:37, реферат

Краткое описание

Тема данной работы выбрана в соответствии с тем, что храмы являются неотъемлемой частью архитектуры Санкт-Петербурга. С момента основания города их судьбы были неразрывно связаны. Храмы играли и продолжают играть основную роль в формировании художественного облика Санкт-Петербурга. В первые десятилетия застройки, а затем и в продолжение двух веков устремленные ввысь шпили и купола храмов являлись единственными «высотными доминантами». Благодаря ним берега Невы приобретали неповторимое очарование.
Церковные сооружения стали составными элементами ансамблей многих проспектов, площадей, набережных. Они обогащали вид улицы, визуально расширяли пространство.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие сведения о храме………………………………………………………4
Святая великомученица Екатерина Александрийская……………….............4
Строительство……………………………………………………………………...6
Архитектура………………………………………………………………………7
Глава 2. Храм во времена Российской империи…………………………..................9
Похороны и венчания……………………………………………………………..9
Прихожане………………………………………………………………..............10
Культурный аспект ………………………………………………………………11
Глава 3. Интересные факты……………………………………………………………...12
Материалы………………………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Реферат по истории СПб.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Храм во времена Российской империи

 

    1. Похороны и венчания.

 
 
             В феврале 1798 г. здесь по высочайшему указу императора Павла I состоялось торжественное погребение последнего польского короля Станислава Августа Понятовского (где впервые прозвучал "Реквием" Юзефа Козловского, специально написанный для этого богослужения). Изгнанный из Польши Станислав Август поселяется в Петербурге (по приглашению императора Павла). В этом городе он прожил 11 месяцев, после кончины монарха Павел организовал пышные похороны. Катафалк с телом короля был установлен в главном зале храма святой Екатерины. Затем тело спустили в крипту и накрыли каменной плитой с надписью на латинском языке. В 1938 году по просьбе польского правительства его останки были перевезены в усыпальницу родового поместья Понятовских в Волчине.  Кроме того, в храме Святой Екатерины Александрийской до 1922 года было погребено тело другого польского короля - Станислава Лещинского, впоследствии тоже перезахороненное. Здесь был погребен французский генерал Жан Виктор Моро (1763-1813), один из блестящих полководцев французской республики, который после смерти фельдмаршала М.И. Кутузова возглавил союзные армии антинаполеоновской коалиции. В 1828 г. здесь венчались Л.П. Витгенштейн – один из богатейших помещиков Российской империи, член Союза благоденствия и Южного общества - и Стефания Радзивилл – фрейлина императрицы Марии Федоровны. На бракосочетании присутствовали А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, И.И. Козлов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, братья Брюлловы, А.О. Смирнова-Россет (Россети). К сожалению, брак этот был недолговечен, так как Стефания вскоре умерла от чахотки, оставив мужу двоих детей. В январе 1837 г. в церкви состоялось бракосочетание Жоржа Дантеса и Е.Н. Гончаровой,  сестры супруги русского поэта А. Пушкина. В 1829 году в храме святой Екатерины Александрийской венчался выдающийся архитектор эпохи позднего классицизма Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, автор Исаакиевского собора и Александровской колонны. Здесь же он крестил, а затем отпевал своего сына, заразившегося в пятилетнем возрасте холерой, эпидемия которой бушевала в Петербурге в 1830 году.

Католическое вероисповедание  Монферрана послужило предлогом императору Александру II для отказа в его просьбе быть похороненным в склепе под Исаакиевским собором. 28 июня 1858 года гроб с телом зодчего лишь обнесли вокруг собора и установили затем в храме святой Екатерины. Здесь же происходило отпевание. Позже вдова Монферрана, Элиза Боннер, увезла его тело в Париж и похоронила его на кладбище Монмартра 28 сентября 1858 года. В церкви св. Екатерины совершались хиротонии епископов. Здесь венчались члены августейших фамилий. На торжественных богослужениях присутствовал весь царский двор.

 

    1. Прихожане

 

По обеим сторонам храма построили два трехэтажных дома для его служителей. В одном из них открылась школа для юных католиков. Войны, которая вела Россия, в том числе и с католическими странами, странным образом влияли не на уменьшение, а наоборот на рост прихода. Большинство прихожан храма составляли жившие в столице поляки (переселившиеся в российскую столицу после раздела Польши в 1772 году), после ― французы, немцы, итальянцы. Но были среди католиков и русские. Большинство из них принимало католицизм из стремления к оригинальности или из протеста против самодержавия. Считалось, что оно тесно связано с православной верой.

На сегодняшний день, костел святой Екатерины является самым  крупным католическим приходом в  Санкт-Петербурге, а до конца XVIII века он был единственным. Прихожанами церкви были многие русские аристократы, принявшие католическое вероисповедание: княгиня Зинаида Волконская - хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века. Княгиня Александра Голицына - фрейлина и писательница из русского дворянского рода Протасовых. Бабушка католического миссионера Августина Голицина. Князь Иван Гагарин - католический священник, член ордена иезуитов, писатель, церковный деятель из княжеского рода Гагариных. Всем известный Петр Чаадаев - русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, из-за философических писем которого был закрыт журнал «Телескоп». Будущий декабрист Михаил Лунин, состоявший в «Северном обществе» и многие другие.

На протяжении всей истории приход храма продолжал расти. Если при Петре I прихожан было несколько сотен, то в начале XIX века их было около 7000, а перед революцией 1917 года — уже 30 тысяч, что не мало. Особенно учитывая, что в наши дни приход церкви составляет около 1000 человек.

 

 

 

    1. Культурный аспект

 

 

Особую славу и гордость церкви составляли ее первоклассный  хор, солисты-итальянцы и великолепный орган, один из лучших в Европе. Прекрасная акустика делала звучание музыки поистине божественным. Здесь исполнялись  духовные сочинения знаменитых композиторов: Монфреддини, Сарти, Чимарозы, Паизиелло (нередко под управлением самих авторов), а в дни своего пребывания в Петербурге в 1909-1910 гг. играл на органе литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис. Неоценимый вклад был внесен служителями прихода Святой Екатерины в дело образования в Петербурге. Еще во время строительства храма, в 1769 г., была открыта школа с десятью классами, в которых обучались от 100 до 200 детей. В царствование Павла I при храме Святой Екатерины была открыта так называемая коллегия - школа-интернат для дворянских детей. Здесь получили образование представители многих знатных родов России: Барятинских, Волконских, Вяземских и др. В 1839 г. при храме открывается женская гимназия. В 1875 г. гимназия вместе с интернатом была переведена в специально выстроенный для этого четырехэтажный флигель во дворе храма. В 1889 г. при храме открылась бесплатная начальная школа для девочек, а в 1896 году священник церкви Святой Екатерины Антоний Малецкий открыл на Кирилловской улице приют для беспризорных детей. Российские самодержцы поручали храм разным монашеским орденам: Екатерина II - францисканцам, Павел I - иезуитам (1800-1815), а Александр I, после высылки иезуитов, отдал храм доминиканцам (1816-1892). С 1892 года храм управлялся епархиальными священниками (однако община доминиканцев продолжала существовать). С 1855 по 1857 гг. викарным священником храма Святой Екатерины был Зигмунт Щенсны-Фелинский, будущий архиепископ Варшавы. Был викарным священником в приходе, сразу после рукоположения. Стал преподавателем католической академии в Петербурге. Был сослан в Ярославль за защиту восставших и притесняемых. С 1907 по 1914 год интернатом для девочек и женской гимназией руководила со своими сподвижницами св. Урсула Ледуховская. Её пригласил настоятель храма – отец Константин Будкевич. Занималась воспитанием девочек и благотворительностью. В 1914 году была выслана, как подданная Австро-венгерской империи (началась 1 мировая война).

 

 

 

1.4 Интересные  факты

  • Екатерина Александрийская - почитаемая святая, которая, наряду с Марией Магдалиной, является покровительницей Доминиканского ордена. По преданию, Екатерина Александрийская была среди святых, чей голос слышала Жанна Д'Арк.
  • Комплекс зданий, примыкающий справа и слева к храму святой Екатерины, является бывшей католической общиной. От нынешней улицы Михайловской до Итальянской улицы и от Невского проспекта до канала Грибоедова (современные жилые дома сдавались внаем членам общины). В комплекс входил библиотечный корпус и гимназии для мальчиков и женская гимназия (обучались в основном мальчики и девочки польского происхождения).
  •     В храме молились приезжавшие в Россию Адам Мицкевич, Оноре де Бальзак, Теофиль Готье, Александр Дюма, Ференц Лист. 
  • В конце XVIII — начале XIX века нижние открытые галереи занимали «Нюрнбергские лавки», здесь торговали немецкие купцы книгами, игрушками, галантереей.
  • Костел строили в основном на пожертвования, поэтому строительство небольшого по меркам Петербурга здания, растянулось на двадцать лет.
  • Любопытная особенность, связанная с храмом, заключается в том, что подобно смене правителей на российском престоле менялись и управители храма. Вначале приходом управляли францисканцы, но ловкий иезуит Габриэль Грубер в 1800 году убедил императора Павла I передать храм своему ордену. Грубер успешно проповедовал в Петербурге католичество и даже выдвинул проект объединения западной и восточной церквей, но в 1805 году погиб во время пожара в своем доме. Ходили слухи, что это было убийство: Грубер вел тайную переписку с Наполеоном и погиб буквально за пару недель до создания антинаполеоновской коалиции. Через десять лет деятельность иезуитов запретили в столицах, а еще через пять лет их и вовсе выслали из России. Императору Александру I не нравился переход некоторых представителей аристократических семей в католицизм. Храм Святой Екатерины передали ордену доминиканцев. Николай I не раз его посещал и делал щедрые подарки — в том числе серебряную дароносицу, усыпанную бриллиантами и сапфирами.

 

 

 

 

Материалы

 

Литература

  1. Климов П. Религиозный Петербург. – СПб.: Государственный Русский музей, 2004. – 560 с.
  2. Надпорожская О. Небесные покровители Санкт-Петербурга. – СПб.: Нева, 2003. – 354 с.
  3. Павлов А.П. Храмы Санкт-Петербурга: Художественно-исторический очерк. – 3-е изд., стереотип. – СПб.: Лениздат, 2001. – 334 с., ил. – (Петербургская коллекция)

 

 

Интернет-ресурсы

 

    1. www.spbmuzei.ru
    2. www.catherine.spb.ru
    3. www.youtub.ru
    4. культура.рф

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Католическая церковь Святой Екатерины во времена Российской империи