Католическая церковь Святой Екатерины во времена Российской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 11:37, реферат

Краткое описание

Тема данной работы выбрана в соответствии с тем, что храмы являются неотъемлемой частью архитектуры Санкт-Петербурга. С момента основания города их судьбы были неразрывно связаны. Храмы играли и продолжают играть основную роль в формировании художественного облика Санкт-Петербурга. В первые десятилетия застройки, а затем и в продолжение двух веков устремленные ввысь шпили и купола храмов являлись единственными «высотными доминантами». Благодаря ним берега Невы приобретали неповторимое очарование.
Церковные сооружения стали составными элементами ансамблей многих проспектов, площадей, набережных. Они обогащали вид улицы, визуально расширяли пространство.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общие сведения о храме………………………………………………………4
Святая великомученица Екатерина Александрийская……………….............4
Строительство……………………………………………………………………...6
Архитектура………………………………………………………………………7
Глава 2. Храм во времена Российской империи…………………………..................9
Похороны и венчания……………………………………………………………..9
Прихожане………………………………………………………………..............10
Культурный аспект ………………………………………………………………11
Глава 3. Интересные факты……………………………………………………………...12
Материалы………………………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Реферат по истории СПб.docx

— 44.44 Кб (Скачать)

 

Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств

Факультет мировой культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Католическая церковь  Святой Екатерины во времена Российской империи

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Руководитель: Яковлев В.П.

Исполнитель: Селезнёва М.С.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие сведения о храме………………………………………………………4

    1. Святая великомученица Екатерина Александрийская……………….............4
    2. Строительство……………………………………………………………………...6
    3. Архитектура………………………………………………………………………7

Глава 2. Храм во времена Российской империи…………………………..................9

    1. Похороны и венчания……………………………………………………………..9
    2. Прихожане………………………………………………………………..............10
    3. Культурный аспект ………………………………………………………………11

Глава 3. Интересные факты……………………………………………………………...12

Материалы………………………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной работы выбрана  в соответствии с тем, что храмы являются неотъемлемой частью архитектуры Санкт-Петербурга.  С момента основания города их судьбы были неразрывно связаны. Храмы играли и продолжают играть основную роль в формировании художественного облика Санкт-Петербурга. В первые десятилетия застройки, а затем и в продолжение двух веков устремленные ввысь шпили и купола храмов являлись единственными «высотными доминантами». Благодаря ним берега Невы приобретали неповторимое очарование.

Церковные сооружения стали  составными элементами ансамблей многих проспектов,  площадей, набережных. Они обогащали вид улицы, визуально расширяли пространство.

Строительством храмов занимались лучшие отечественные и европейские  архитекторы -  Д. Трезини, Б.-Ф. Растрелли, С.И. Чевакинский, И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, О. Монферран, К.А. Тон, А.М. Горностаев, А.А. Парланд, В.А. Косяков, С.С. Кричинский  и ругие. Благодаря им возведены Петропавловский, Смольный Воскресенский и Никольский Морской соборы, Казанский, Троицкий и Исаакиевский, храм воскресения Христова, Крнонштадтский Морской собор. Все это – замечательные образцы не только русской, но и мировой культуры. Великолепие и красоту петербургских храмов в своих произведениях воспевали такие поэты, как А.С Пушкин, Н.А.Некрасов, С.А. Есенин, Ф.И Тютчев, И.А. Бунин. Достаточно вспомнить слова поэта Ф. И. Тютчева:

Глядел я, стоя над Невой,

                                                        Как Исаака-великана

 Во мгле  морозного тумана

                                                        Светился купол золотой.

 

Храмам  принадлежало значимое место в жизни  не только петербуржцев, но и всех россиян, а также иностранных гостей, которые так же, как и русские придавали большое значение религии. В храмах происходили важнейшие обряды жизненного цикла, такие как крещение, миропомазание, причащение, бракосочетание, отпевание и др.

Таким образом, храмы выполняли несколько  важных функций в жизни города и его жителей: социально-философскую, эстетическую и, что не менее важно, политическую. Эта значимая роль храмов актуальна и по сей день, так  как сегодня, как и два века тому назад, люди тоже нуждаются в  вере, красоте и понимании.

 

Глава 1. Общие сведения о храме

 

1.1 Екатерина Александрийская.

Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста. Девушка получила блестящее эллинское образование. Необыкновенно одарённая, она изучала греческую и римскую литературу, великолепно знала словесность и философию, даже «по врачебным умудрившися письменем», «врачев книги добре уведе». Как водится, при этом она обладала и редкой красотой, и умом. Юноши из самых именитых семейств империи искали ее руки, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласится выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

Мать святой Екатерины  была тайной христианкой. Она повела девушку за советом к своему духовному отцу, святому старцу, который творил молитвенный подвиг в уединенной пещере недалеко от города. Старец выслушал святую Екатерину и сказал, что он знает Юношу, Который превосходит ее во всем, ибо «красота Его светлее солнечного сияния, мудрость Его управляет всем созданием, богатство Его разливается по всему миру, но это не уменьшает Его, а умножает, высота рода Его — неизреченна». Образ Жениха Небесного родил в душе святой девы горячее желание увидеть Его. Ей открылась Истина, к которой рвалась ее душа. На прощание старец вручил святой Екатерине икону Божией Матери с Богомладенцем Иисусом на руках. Старец велел с верой молиться Царице Небесной, Матери Небесного Жениха, о даровании видения Ее Сына.

Она молилась всю ночь и удостоилась видеть Матерь Божию, Которая просила Своего Сына посмотреть на коленопреклоненную перед Ними девушку. Но Младенец отвратил Свой лик от Екатерины, сказав, что не может смотреть на нее, ибо она безобразна, худородна, нища и безумна, как и всякий человек, не омытый водами святого Крещения и незапечатленный печатью Духа Святого. В глубокой печали святая Екатерина вновь пошла к старцу. Он с любовью научил ее тайнам веры Христовой, заповедал хранить целомудрие, непрестанно молиться, и совершил над Екатериной Таинство святого Крещения. И вновь ей было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем. Теперь Господь ласково смотрел на нее и дал ей перстень, обручив ее Себе. Когда видение кончилось и святая пробудилась от сна, на руке ее светилось кольцо — дар Небесного Жениха.

В то время в Александрию на пышное языческое празднество прибыл сам император Максимин (305--313 г.г.). Крики жертвенных животных, дым и смрад непрестанно пылавших жертвенников, гомон толпы на ристалищах наполняли Александрию. Приносились и человеческие жертвы — на смерть в огне обрекали исповедников Христа, не отступивших от Него под пытками. Святая Екатерина «добротою девства сияющи» явилась к императору Максимину, исповедала веру во Единого Истинного Бога и мудро обличила заблуждения язычников. Плененный красотой девушки, правитель пытался вернуть ее в язычество, но был не в силах поколебать ее веру. Чтобы показать ей торжество языческой мудрости, он созвал 50 ученейших мужей империи, философов и ораторов. Явившись на собрание, она оказалась сильнее их по научным познаниям, по высоте и основательности мыслей, по силе слова и, «крепостию ума» своего посрамив «лжеименное знание» и «мирские мудрости обличивши суету», своею проповедью о Христе «ко спасению многи исхити от идолонеистовства». Они уверовали во Христа и были сожжены.

Видя безуспешность своих  попыток, властитель попытался иным образом прельстить святую Екатерину, предлагая ей разделить с ним царство и власть. Но богатство и слава не соблазнили её, и целомудренная дева отказалась от этих предложений, сказав, что она «больше желает одежды мученичества, чем всякой царской багряницы». Получив твёрдый отказ, разгневанный император подвергнул святую жестоким мучениям – велел снять с неё одежду и обнаженную бить воловьими жилами. После двух часов мучений девственное тело её раздробилось ранами. Святая Екатерина переносила истязания с великим терпением. Ожесточённый мучитель велел посадить её в темницу и морить её голодом. Но Иисус Христос не оставил своей невесты без попечения и каждый день посылал ей с ангелом пищу, и Сам посетил узницу, вдохнув в неё крепость. Когда императрица Августа в сопровождении воеводы Порфирия с отрядом воинов пришла в темницу Святая мученица раскрыла пришедшим христианское учение, и они уверовали во Христа.

Вновь приведенная на судилище, святая Екатерина предстала совершенно здравой, красивой и окрепшей, лицо ее сияло. Под угрозой колесования ей предложили принести жертву идолам. И теперь она не поклонилась языческим богам, исповедала Христа и сама пошла к колесам. Но Ангел сокрушил орудия казни. Увидев это чудо, императрица Августа и царедворец Порфирий с 200 воинами перед всеми исповедали веру во Христа и были обезглавлены. Максимин вновь предложил святой мученице супружество, но получил отказ. Святая Екатерина твердо исповедала верность своему Небесному Жениху, Христу, и с молитвой к Нему сама положила голову на плаху под меч палача, была «во главу усечена мечом».

Мощи святой Екатерины  были перенесены монахами на Синайскую гору. В VI веке по откровению были обретены честная глава и левая рука святой мученицы и с почестями перенесены в новосозданный Преображенский храм Синайского Монастыря, построенного святым императором Иустинианом (527--565 г.г.).

Память святой великомученицы Екатерины празднуется 7 декабря.

 

    1. Строительство

 

Церковь Святой Екатерины не была первым по времени католическим храмом в столице Российской Империи, однако ее местонахождение и история с момента освящения в 1783 году способствовали тому, что она стала церковью-матерью для всех российских католиков. Еще Петр Великий, желая привлечь иностранцев в Петербург, желал, чтобы все живущие в городе христиане могли молиться в храмах своих конфессий. Петр I даже собирался назвать Невский проспект "Рю де Толеранс" (Rue de Tolérance), что означает "улица веротерпимости". Он хотел, чтобы на "прошпекте" находились, среди прочих, и католический костел, и лютеранская церковь, и православный собор. Появление в центре города католического прихода, по замыслу Петра, должно было стать первым шагом к осуществлению этого замысла. За официальную дату основания прихода можно принять 1716 год. В сентябре 1738 года императрица Анна Иоанновна подписала указ о выделении на Невской перспективе места для постройки католического собора.

За работу над постройкой взялся архитектор Пьетро Антонио Трезини. За время работы над этой церковью Трезини успел стать главным архитектором Петербурга, построить несколько православных храмов в Петербурге, но работу над храмом Святой Екатерины он не закончил. В 1751 году (к этому времени сменилось еще два правителя, к власти пришла Елизавета Петровна) Трезини уехал из России в Италию. Во время Петра III стройка стояла. И лишь при Екатерине II, сумевшей прервать череду дворцовых переворотов и удерживать власть в течение 34 лет, стройка была возобновлена и закончена уже третьей командой архитекторов. Благодаря щедрому пожертвованию баварского купца Пирлинга итальянским архитекторам Антонио Ринальди и Минчиани удалось завершить строительство. 7 октября 1783 года состоялось торжественное освящение церкви, названной (как и армянская церковь) в честь святой Екатерины Александрийской - мученицы, считавшейся небесной покровительницей Екатерины Великой. Над главным входом в храм высечена дата его освящения и надпись из Евангелия: "Дом мой домом молитвы наречется". После освящения в храме отсутствовало убранство. В течение длительного времени в него привносились дополнительные элементы. Храм святой Екатерины неразрывно связан со многими событиями исторической и культурной жизни Петербурга, России и Европы.

 

1.3 Архитектура

 

Величественное, увенчанное мощным куполом здание собора имеет в плане форму латинского креста. В длину здание достигает 44 м, в ширину - 25 м, в высоту - 42 м. Храм вмещает одновременно около двух тысяч человек. Главный фасад  здания решён в виде монументального  арочного портала, который опирается  на свободно стоящие колонны. Фасад  завершён высоким парапетом, на котором  размещены фигуры четырёх евангелистов, а также фигуры ангелов, держащих крест. Над главным входом начертаны  слова из Евангелия от Матфея (на латыни): "Дом Мой домом молитвы  наречётся" (Мф 21. 13). Ниже - дата завершения строительства собора (на латыни): "Лето Господне 1782". Внешняя скромность фасада, выкрашенного в традиционный для Петербурга желтый цвет, контрастировала с роскошью внутреннего убранства. Главной достопримечательностью храма стал престол из цветного мрамора, подаренный жителями итальянского Ливорно.  Престол также украшали резные деревянные скульптуры и живописные полотна, одно из которых - "Мистическое обручение святой Екатерины", написанное известным художником того времени Якобом Миттенлейдером, который по преданию гримировал изуродованное лицо Павла I после убийства последнего. Храм вмещает одновременно до 2 000 человек. Главный фасад здания решён в виде монументального арочного портала, который опирается на свободно стоящие колонны. Над фасадом высокий парапет, на котором размещены фигуры четырёх евангелистов и двух ангелов, держащих крест. Над главным входом символ – святой дух, с сиянием вокруг него. Боковые фасады искусно украшены полуколоннами коринфского стиля. Над главным входом начертаны слова из Евангелия от Матфея (на латыни): «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Мф 21. 13) и дата завершения строительства собора. Внутри храм просторный и светлый, благодаря нефу, хорошо освещенному двумя ярусами окон, а также барабанному куполу с восемью большими окнами.  Тонкость художественной росписи, цветные витражи, сочетание сложных пилонов скульптур создавали изумительный эстетический эффект. Вертикали стен подчеркнуты коринфскими колоннами, стоящими на высоких пьедесталах. Колонны поддерживают карниз, идущий по всему периметру храма. Над главным престолом был помещён большой образ «Мистическое обручение святой Екатерины», написанный художником Якобом Меттенлейтером и подаренный храму императрицей Екатериной II. Прекрасное Распятие, возвышавшееся над алтарем, было сделано по эскизу И.П. Витали. С потолка свисала огромная бронзовая позолоченная люстра, заливавшая зал светом трехсот свечей. Виртуозностью отделки восхищала небольшая капелла, находившаяся с левой стороны алтаря. Гордостью храма был превосходный орган, изготовленный по специальному заказу немецкими мастерами. Обширная библиотека костела насчитывала 60 тысяч рнедких книг, изданных на тридцати языках. Главный престол был переделан и повторно освящен в 1839 г. В боковых частях трансепта были устроены два мраморных престола. Выше карниза над престолами располагалась арка, на концах этой арки находились большие фигуры ангелов. У левого бокового алтаря находится вход в часовню благовещения, отреставрированную в 1829 г, украсив своды гипсовой лепкой. Позже её расширили за счет абсиды, которая образовала небольшую алтарную часть. Под сводом арки, между абсидой и куполом – два симметрично возлежащих ангела, поддерживающих корону с буквой: «M». Стены облицевали белым искусственным мрамором. Колонны увенчаны сложным лепным декором. В нишах были установлены статуи святых.  Старинный алтарный крест был спасён в 1938 году во время разграбления храма одной из прихожанок, Софьей Степулковской, и ныне возвращён в храм.

Информация о работе Католическая церковь Святой Екатерины во времена Российской империи