Как научиться ложить
штрих по форме предмета
Как научиться
ложить штрих по форме предмета-
будем усовершенствовать свое
мастерство владения карандашом
и учиться создавать рисунок
геометрических фигур, создавая
их объем. В нашем арсенале
есть куб, шар, конус и цилиндр.
Наша работа
будет разделяться на две части.
Первая часть- мы рисуем по-
представлению. Возможно у вас
есть макеты этих фигур, если
нет, то тогда можете заглянуть
на страницу как сделать макет
геометрических фигур и, собственно,
сделать их, но начнем мы с
вами с другого. Мы начнем
с понимания, анализа формы
сначала без макетов. Вы можете
сначала их создать и иногда
посматривать на них при рисовании,
но главное сейчас- научиться
анализировать, логически мыслить,
вся ваша работа сейчас заключается
в том, что- бы думая, без
натуры, научиться передавать форму
этих основных фигур. Изначально
ведь работа проходит в голове,
а не перед глазами. Верно?
Вторая часть-
будем рисовать с натуры, но
так- же, как и в первом случае,
не цепляемся к натуре сильно,
а в первую очередь думаем
и анализируем сами, и теперь
уже проверяем себя с тем,
что нам показывает натура.
Итак, первая часть.
Можно рисовать на формате
А3. Берем бумагу- ватман, карандаш
и рисуем фигуру, также не плохо
использовать знания перспективы
при построении ее. А потом
начинаете "ложить" штрих по
форме, вылепливая объем фигуры
при помощи своего ума и
карандаша.
Мы уже знаем,
что светотень распределяется
по форме предмета, создавая тональные
градации, или зоны. Пока возьмем
три основные- свет, полутень и
тень. Ограничиваемся только фигурами,
не используя все пространство.
Давайте нарисуем куб.
Избегаем ошибок. У меня на рисунке
слева сильно передана перспектива,
чересчур, так не делайте. Здесь достаточно
совсем немного передать ее, слегка
исказив форму. Посмотрите на рисунок
справа. Видите разницу между передней
стенкой и задней? Этого достаточно.
Не такие у нас большие размеры
используются, что- бы мы из малых форм
превращали архитектуру.
Поговорим о светопередаче.
Свет, тень и полутень показаны.
Но не забудьте
о золотом правиле- свет удаляясь
по форме предмета темнеет,
тень- светлеет. Смотрите: свет, удаляясь
в перспективу слегка теряет
свою яркость, добавьте туда
немного штриховочки. А теперь
полутень и тень, та- же картина,
но в обратном порядке. Тень
удаляясь слабеет, слегка светлеет.
Но все равно, общий тон тени никогда не
будет светлее общего тона света, и полутень
тоже не вырывается из своих тоновых границ.
Все на своем месте.
Смотрим еще:
как мы проводили обучение
с первого нашего урока, см.
основы рисунка, о том не
забываем и сейчас. Ближние к
нам углы и грани выделяем,
делаем на них акценты. Ближняя
грань и углы у меня акцентированы,
чем и берут основное внимание
на себя, все остальное плавно
уходит в пространство. Но сильно
здесь это пространство не
нужно передавать, так как расстояния
у нас, в принципе, маленькие.
Замечание: как
определить общий тон- прищурьте
немного глаза. Резкость убавится
и вы сможете увидеть все
в общем. И еще не надо
смотреть на работу "влоб", почаще
отдаляйте ее от себя, рассеивайте
зрение, не цепляйтесь за детали.
И дальше остальные
фигуры. Эти фигуры, в общем, у
нас достаточно обтекаемы, заокруглены,
так- что замечаем следующее:
Допустим, первым
в ряду стоит шар. Акцентом
на нем здесь является тень
и наиболее сильна она будет
в том месте, где шар приближен
к нам более всего. По краям
у меня акцентов нет, так
как там форма ушла в пространство-
учитывайте этот момент при
рисовании обтекаемой формы.
Так- же дело
обстоит и с цилиндром и
конусом. Там, где форма начинает
заворачиваться и уходит в
пространство- акцент делать не
стоит. Но где и нужно акцентировать
форму, то там, где идет излом
формы и там, где это будет
ближе всего к нашим глазам.
Обратите внимание
на конус- нижняя часть его
к нам приближена больше, чем
верхушка. Значит, нижняя часть его
будет передана сильнее, а поднимаясь
к верху слабее- смотрите на
тень, внизу она сильнее, в то
время как поднимаясь вверх
она теряет свою активность. Не
делайте ее одинаковой тональности
по всей высоте. Величины эти
здесь не огромны, но все
равно существуют, иначе условное
пространство правильно не передать.
Останавливаю ваше
внимание на штриховке. Это что- ни-
на- есть стопроцентный штрих, который
ложится по форме. Несмотря на то, что
он несколько однообразен и скучноват,
но очень полезен в плане обучения.
Он учит дисциплинированности, концентрации
внимания, учит делать ровные линии
и просто чистоте исполнения. Рекомендую
выполнить эту работу с применением
именно этого штриха, просто старайтесь
"вылепливать" форму геометрической
фигуры, прочувствуйте руками и глазами
весь ее объем и как ее форма "живет"
в пространстве. Написано странно, но
стараюсь как можно сочнее передать
вам всю прелесть этого упражнения.
А о штрихах, которые должны ложиться
по форме предмета и какие ими
не являются мы с вами дальше еще
поговорим.
И непереживайте,
если что- то не будет получаться.
Никто не застрахован от ошибок,
а их может быть много и
идеального на свете не существует
ничего. Но у каждого из нас
есть возможность попробовать
еще раз, дабы сделать еще
лучше.
Как нарисовать геометрические
фигуры
Как нарисовать
геометрические фигуры- теперь попробуем
нарисовать геометрические фигуры
с окружением. Окутаем их воздухом,
нарисуем в пространстве. Берем
основные:
Первым у нас
пусть пойдет цилиндр. Ставим цилиндр
на предметную плоскость- стол, освещение
ставим так, что- бы тень от фигуры падала
красиво на предметную плоскость, не
была ни сильно растянутой, ни маленькой-
была гармоничной и подчеркивала
объем фигуры.
Натяните бумагу
на планшет, это один из ответов на
вопроы- как научиться рисовать и
создавать чистый рисунок. Берите планшет
размером 30-40, этого для такой
работы вполне достаточно.
Теперь нам
нужно закомпоновать наш цилиндр
в плоскости листа, найдите
его гармоничное место в пространстве
листа, учитывая и тени, обязательно.
Используйте для поиска пропорций
глазомер, подкрепляйте его ощущениями
линейной перспективы.
Обязательно передайте
предметную плоскость. Фигура
у нас не "плавает" в пространстве,
она находится на предметной
плоскости!
При построении
фигуры обязательно показывайте
и невидимые грани, показывайте
как строите- линии построения.
Это нужно более вам, чем
зрителю. Расставляйте акценты
там, где это нужно, показывайте
пересечение плоскостей. Не забывайте
о перспективе. Если вы заметили,
то нижняя плоскость цилиндра
нам видна больше, чем верхняя,
оно и правильно, так как
линия горизонта (по крайней
мере у меня, у вас может
быть по- другому), дает такой обзор.
Посмотрите как
строится тень- ее можно правильно
передать, используя линии построений.
Образно: от источника света
идут лучи, которые разделяются
на два вида, одни- освещают фигуру,
останавливаются на ней, потому
за фигурой дальше света не
будет. А лучи света, которые
не попадают на фигуру идут
дальше, освещая все на своем
пути. И эту границу мы с
вами можем показать. И еще:
тень, удаляясь от фигуры, будет
иметь тенденцию к некоторому
увеличению, это напоминает обратную
перспективу. Понимаете почему? Если
направить лучи наоборот, то линии
построения тени сойдутся в
одной точке- точке, из которой
идет свет.
Вот примерно так
у вас должно получиться. Дальше
в принципе натура нам уже и
не нужна, так как все можно
проанализировать самостоятельно. Включить
аналитическое мышление и логически
рассуждать. Но, все- же, давайте разбирать
дальше:
По фигуре видно,
что свет падает со стороны
и сверху. Значит, верхняя плоскость
цилиндра у нас будет освещена
более всего, и свет так-
же будет падать на предметную
плоскость, так как она тоже
как и плоскость цилиндра- горизонтальна.
Вертикальные плоскости- стена
и обрыв предметной плоскости,
а так- же, сам объем цилиндра
будут получать меньше освещения,
так как падающего основного
света они не получают.
Дальше: предметную
плоскость мы черной не делаем-
угол предметной плоскости получает
в данном случае достаточно
света, что- бы тень не была
здесь самой активной. Но выделить
ее- предметную плоскость все-
таки нужно. Это достигается
за счет выделения угла предметной
плоскости.
Дальше: наша предметная
плоскость получает основной свет,
но нам нужно показать, что она
горизонтально расположена. И мы
знаем, что удаляясь свет гаснет, слабеет.
Вот чем дальше от нас предметная
плоскость будет уходить, тем
слабее ее свет будет- ложим штрих
таким образом.
Теперь надо
разобраться с той частью цилиндра,
что будет находиться в тени.
Цилиндр у нас расположен вертикально
к предметной плоскости, значит
основной свет будет падать
на горизонтальную его верхнюю
плоскость. Все остальное- в
тени, за исключением того участка,
где свет скользит по форме,
так как свет падает не точно
сверху, а немного со стороны-
этот участок у меня выделен
самым светлым на вертикальной
плоскости его. Общая- же тень
цилиндра активнее стены, так
как цилиндр имеет активную
собственную тень и сам к
нам ближе, хоть стена также
расположена вертикально.
Стена- же будет
темнее предметной плоскости,
потому как она вертикальна-
значит света здесь будет меньше,
и потому, что она будет находиться
дальше всего, будет на заднем
плане. Ложим штрих таким образом.
Падающая тень фигуры
будет самой активной, но она так-
же лежит на предметной плоскости, а
потому- удаляясь на ней будет немного
становиться слабее.
Ну и осталось
расставить акценты там, где
это необходимо- изломы форм, которые
будут к нам располагаться
ближе- будут акцентированы.
Если по началу
рука не слушается, трудно держать
карандаш и трудно ложить штрих
по форме, да и четко определить
саму форму штрихом трудно, то
есть возможность поработать
так, как показано на рисунке
слева.
Легонько намечаете
изломы формы. То- есть: допустим,
вы в курсе, как распределяется
свет по форме предмета. Вы
знаете, что этих зон пять: блик,
свет, полутень, тень и рефлекс.
Это все точно, но условно.
Что- бы передать более качественно
объем фигуры, вы можете намечать
сколько угодно изломов, и чем
их будет больше, тем объем
фигуры будет показан мягче.
Зрительно разделяете фигуру
на эти зоны и ложите обычный
прямой штришок, но так, что-
бы вылепить объем- используете
частоту стежка- штриха или силу
нажима карандаша.
Здесь прошу
вас не путать два понятия:
как распределяется свет по
форме предмета и как ложится
штрих по форме предмета. В
первом случае у нас- 5 зон, во
втором- можем намечать столько
зон, изломов формы, сколько
вам будет нужно. Но не черните,
все вспомагательные линии должны
быть малозаметными.
Замечание: если вы могли
заметить, посмотрев на этот рисунок,
то увидели, что с более освещенной
стороны конуса стена на заднем плане
темнее, а с другой, менее освещенной
стороны конуса- стена светлее.
Дело в том,
что стена одинакова и там
и там, но так уж видит
наш глаз. Для остроты ощущения
действительности, для наилучшего
акцента света и тени, для гармоничного
осязания нашим глазом рисунка,
да и в конце концов, давайте
сделаем нашему глазу приятное!
Пусть он видит в рисунке
то, что видит в натуре. Это
только легкий нюанс, который
только обогатит наш рисунок,
можно ненавязчиво передать.
Дополнение: смотрите
как строится тень у конуса- рисунок
справа.
Дальше давайте
сделаем рисунок шара. Построение
вы можете увидеть слева. Заметьте,
как строится тень фигуры. С
падающей мы уже разобрались,
вроде: определяем с помощью
глазомера и подкрепляем знаниями
перспективы. Не забывайте, что
тень падает на предметную
плоскость- это нужно передать
и понимать.
А вот как
дела обстоят с собственной
тенью? Интересно, что если
провести линии от точки освещения
до центра шара, через который
проходит диаметр, который образует
круг тени, то этот диаметр
будет перпендикулярен линии,
проведенной до точки освещения.
Если это понять, то и как
ложить штрих по форме шара,
дабы показать собственную тень-
совсем не сложно.