История стекла

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:41, реферат

Краткое описание

Жизнь современного человека призывает не отвлекаться на мелочи и детали. Комфортные условия быта и производства подразумеваются априори, и даже мысли не возникает, что все могло бы быть иначе. Множество вещей и предметов, окружающих нас повсюду как будто были всегда. Человек уже при рождении появляется на белый свет защищенным от непогоды застекленными окнами и освещенный стеклянными лампами. В

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………1
Древнее стекло…………………………………………………………………………………2
Венецианское стекло…………………………………………………………….………….7
Европейское стекло…………………………………………………………………….….10
Стеклоделие в России…………………………………………………………….………13
Современные технологии в производстве стекла………………….……..19
Заключение…………………………………………………………………………….……….21

Файлы: 1 файл

История стекла..docx

— 50.96 Кб (Скачать)

Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Винченцы Антонио Сальвиати - горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. Это было возвращение к былой славе.

С тех самых пор интерес к  венецианскому стеклу ничуть не ослабевает. В мире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским  клеймом Мурано не то что не выходят  из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы - из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.

Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые  фабрики и мастерские. И как  много лет назад, изготовление стеклянных предметов - от посуды до зеркал - осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием. Необходимо заметить, что последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера  пользовались единственным приемом - выдуванием. Технология эта применима только к стеклу. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом - грушевидным утолщением для  набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... За две тысячи лет железная трубка мастера-стеклодела не претерпела серьезных изменений.

Европейское стекло.

В эту эпоху во всех странах Западной Европы интенсивное развитие стеклоделия  происходит при деятельном участии  беглых венецианских мастеров, привлеченных перспективой огромных заработков. Так, в XVI веке Кольбез, привлекая во Францию венецианских зеркальщиков, не только платил им огромное жалование, но в случае женитьбы на француженке давал приданое в размере 25 000 экю. Поэтому несмотря на строгость надзора и случаи убийства бежавших стеклоделов агентами венецианского правительства, без преувеличения можно сказать, что современная Европа прошла школу стеклоделия под руководством венецианцев.

С распадом Римской империи стеклоделие  в различных районах стало  приобретать свои особенности. Центром  стеклоделия на востоке по-прежнему оставалась Александрия, производившая  роскошные изделия на экспорт. На западе крупным стекольным производителем стал Кельн (Германия). Немецкое стекло было менее изящным и витиеватым, нежели александрийское.

В раннее Средневековье в Европе стеклоделие претерпело некоторые  изменения. В связи с трудностями  в импортировании сырья стекло, производимое с использованием соды, уступило место  стеклу, изготовляемому с помощью  поташа, получаемого путем сжигания древесины. В лесистых местностях Франции, Германии, Богемии готовили стекло с применением древесной золы и золы папоротника, камыша и других растений. В этой золе преобладал поташ (углекислый калий). Зола разных растений придавала стеклу различные свойства: осина, клен, ясень - наилучший цвет, береза - большую тугоплавкость и  т.д.

Средневековая техника стеклоделия  нашла свое отражение в специальном  трактате о художественных ремеслах, составленном ученым монахом-пресвитером  Теофилом из монастыря Панталеоне в Кельне (Х - Х1 в.в.). автор описывает технику ремесел на основе собственных наблюдений. Он называет разные страны, которые славились художественными производствами, среди них Византия, Аравия, Русь, Италия, Франция, Германия. Бескорыстный по своему характеру и побуждениям, Теофил без секретничества, обычного в те времена, делится тайнами мастерства, которые ему приходилось добывать путем опасных путешествий и испытаний. Он пишет в том числе и об умении вырабатывать цветные стеклянные эмали во Франции, Германии и на Руси.

В средневековой Западной Европе эпохи  готики важнейшей областью искусства, стимулировавшей развитие вкуса  к художественному стеклу, было изготовление витражей. В то время для разрезания стекла пользовались раскаленным железным прутом. Алмаз для резки стекла начал применяться только в XVI веке. В XI веке немецкие мастера, а в XIII венецианские, научились вырабатывать плоское оконное стекло так называемым "холявным методом".

"Холява" - стеклянный пузырь, который мастер стеклодел выдувал с помошью стеклодувной трубки и раскачивал ее над канавой, стоя на специальном помосте. Под воздействием силы тяжести пузырь вытягивался в цилиндр длиной до 3 метров и шириной до 45 см. Затем у цилиндра в горячем виде отрезали верх и дно, сам цилиндр разрезали по длине и укладывали на ровную плиту, которую помещали в печь и там разравнивали. Полученные таким образом листы скреплялись вместе свинцовыми полосами и устанавливались в окно. Такие окна считались предметом роскоши, ими остеклялись, в основном, королевские дворцы и церкви.

Немалый вклад в науку о стекле внесли средневековые алхимики. Кроме  того, что они были прекрасными  стеклодувами, изготавливавшими сосуды сложных форм для своих опытов, они экспериментировали с составами  стекол. Во второй половине XVII века известный немецкий алхимик Иоган Кункель, изобрел способ получения красного стекла, так называемого "золотого рубина" (из такого стекла были изготовлены кремлевские звезды). Этот способ, державшийся автором в строжайшем секрете, был утрачен с его смертью, и вновь открыт только в XIX веке М. Ломоносовым.

Дальнейшее развитие стеклоделия  в Европе шло по двум направлениям - усовершенствования способов изготовления изделий и обогащения составов стекла. Появились новые виды изделий - оптические, технические, строительные стекла. Целый переворот в стекольной промышленности XVII века вызвало открытие Михаила Мюллера, который впервые сварил стекло, которое отличалось необыкновенной прозрачностью в толстостенных изделиях. Это стекло известно под названием "богемский хрусталь", и традиции его изготовления дошли до наших дней. Массивные граненые изделия из богемского хрусталя вытеснили с рынков Европы легкие, хрупкие и нежные изделия с острова Мурано.

В 1674 году англичанин Джордж Равенкрофт запатентовал новый способ производства хрусталя, призванного заменить собой муранский хрусталь. Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца в высокой пропорции, что позволило ему получить блестящее стекло с высокими преломляющими свойствами. Это стекло отлично поддавалось резке и гравировке. Главное достоинство английского свинцового хрусталя, снискавшее ему европейскую известность, - игра и сверкание полированных граней, преломляющих лучи света, и мелодичный звон.

В 1688 году во Франции применили  новый метод изготовления стекла и зеркала. Расплавленное стекло выливалось на специальный стол и  раскатывалось до плоского состояния. Затем заготовка охлаждалась  и полировалась с помощью железных дисков и очень мелкого абразивного  песка. Окончательная полировка  производилась фетровыми дисками. Результатом подобного процесса стало стекло с невиданными ранее  высокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающим слоем  серебра, стекло превращалось в высококачественное зеркало.

Стеклоделие в России.

Развитие стеклоделия в России прошло тернистый путь. Иностранцы называли древнюю Русь страной городов, поражались развитию ремесел и искусств, говорили о Киеве как о сопернике Константинополя. Стеклоделие в России развилось в IX - Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.).

В X-XI веках в Киеве уже существовали мастерские для производства стеклянных браслетов, бус, колец и тонких бокалов. Делали также и "оконничные круги" - круглые стекла для окон, изготовлявшиеся отливкой расплава стекла на металлическую плиту. На Руси в XI-XIII веках употреблялось толстостенное оконное стекло только круглой формы. В источниках того времени не зря употребляется слово "оконце", его диаметр не превышал 20 - 30 сантиметров. Во многом отсюда - из возможностей тогдашней технологии - и пошла традиция использовать в русской архитектуре круглые и полукруглые окна. Такие же мастерские были в Новгороде, Рязани, Чернигове и многих других городах. Стеклянные украшения были относительно дешевы, их носили женщины и дети, надев по несколько разноцветных - гладких и витых - браслетов на одну руку.

На территории Киево-Печорской  Лавры была найдена мастерская по производству цветной мозаики. Софийский  Собор в Киеве украшен мозаичными орнаментами и изображениями  Христа-Вседержителя и Иоанна-Златоуста. Так же украшен Михайловский собор, Успенская церковь в Киеве, соборы в Чернигове. В Керчи и Херсонесе найдены осколки зеленоватых оконных стекол, похожих на стекла, использовавшиеся в термах (банях) Помпеи, в Италии, Рейнских провинциях.

Возрождение стекольного дела на Руси после татаро-монгольского нашествия  относится к середине XVII века. В 1635 году царь Михаил Федорович дал "Жалованную грамоту шведу - пушечному мастеру Елисею Коэту на покупку в Московском уезде 16-ти пустошей для устроения стекольного дела с правом беспошлинной продажи изделий в продолжение 15 лет и с запрещением другим устраивать подобные заведения". Завод Коэта находился в местечке Духанино близ города Воскресенска (Новый Иерусалим). Он производил "только грубое стекло, а именно оконное и различные скляницы", которые ежегодно отправлялись для продажи в Москву.

В 1668 году была начата постройка "казенного" (государственного) завода в селе Измайлово под Москвой. Этот завод работал уже и на экспорт. В Персию вывозилась "посуда Измайловского дела" - кувшины, сулеи (графины), бокалы. На Измайловском заводе мастерами были "веницейцы". Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. Развитие стекольного производства было вызвано большим спросом на стеклянные изделия - оконное стекло, зеркала, посуду, который не могли удовлетворить существовавшие еще в XVII веке в Московской Руси старые стекольные заводы (Духанннский, Измайловский, Черноголовский) и стремлением отказаться от дорогостоящего ввоза заграничного стекла.

Петр Первый покровительствовал развитию стеклоделия: отменил пошлины на изделия, приглашал немецких мастеров, посылал русских учиться за границу.

Важнейшую роль в дальнейшем развитии стеклоделия в России сыграл государственный  стекольный завод, заложенный Петром I в первые годы 18 века на Воробьевых горах под Москвой и к середине 18 в. вместе с Ямбургскими заводами переведённый в Петербург. Завод этот стал образцом для всех других стекольных предприятий страны, подлинной школой для русских мастеров стекольного дела и лабораторией освоения новой техники. В его работе принимали в разное время участие видные русские специалисты в области искусства, науки и техники. Русские рабочие-выдающиеся мастера стекольного дела - создавали на этом заводе замечательные произведения искусства, изумлявшие всю Европу и хранящиеся сейчас во дворцах и музеях.

В 1723 году на заводе в Ямбурге было изготовлено уникальное сооружение - музыкальная звонница для петергофских фонтанов, состоявшая из набора стеклянных колоколов различной величины и  звучания.

В 1720 году был издан указ "Об учреждении зеркальных заводов в Киеве".

В царствование Елизаветы (1741-61 г.г.) только около Москвы существовало уже шесть стекольных заводов. К этому времени уже успели проявиться и их отрицательные стороны -истребление лесов в окрестностях и загрязнение воды. Поэтому был издан "Указ о нестроении около Москвы вновь винных и стекольных заводов, к которым коммуникации водяной нет, и о покупке и заготовлении на таковые заводы лесу и дров из дальних, а не близких мест".

Через несколько лет появились  новые указы о закрытии стекольных заводов в окрестностях Москвы и  Санкт-Петербурга и запрещении строить  их ближе 200 верст от больших городов.

Замечательные открытия в области  создания цветных стекол и смальт связаны с деятельностью великого русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.).

В 1748 он организовал при Петербургской  академии наук лабораторию, в которой  проводил опыты с окрашиванием стекла, лично варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики.

М. В. Ломоносов провел фундаментальные  научные исследования по химии стекла. Научные работы Ломоносова по цветному стеклу оказали значительное влияние  на русское художественное стеклоделие. Заводы, выпускавшие ранее, кроме  белого, лишь зеленое и синее стекло, после Ломоносова начали выпускать  многоцветную, красочную продукцию.

М.В. Ломоносов начал работать как  технолог по стеклу и художник-мозаист  в 1740-е годы. Ученый мечтал о возрождении  мозаик, предназначенных, по его словам "для убранства огромных публичных строений", образцы которых он видел в храмах Киева и Новгорода XI-XII веков.

Проделав огромную работу, Ломоносов  получил монопольное право на производство цветных стекол в России, для чего в 1753 году, недалеко от Петербурга, была заложена Усть-Рудицкая фабрика, конструктором и инженером которой был сам Ломоносов.

Из сваренной здесь смальты Ломоносов сам и по его указаниям ученики выполнили ряд мозаичных произведений, в числе которых грандиозная цветная мозаичная картина "Полтавская баталия" (1762-1764). Из трех его известных работ особенно интересен портрет Петра I, хранящийся в Эрмитаже.

Его открытия доходят до зарубежных стран. Продукция фабрики, рецепты, сырьевые материалы, красители, печи, машины, станки и инструменты постоянно видоизменялись и совершенствовались. Сначала выпускались только бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальта). Затем появляются различные галантерейные изделия: граненые камни, подвески, броши, запонки. С 1757 г. фабрика выпускает столовые сервизы, туалетные и письменные приборы.

Информация о работе История стекла