История башкирского танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.
История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.

Файлы: 1 файл

История башкирского танца.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

По Ф. Гаскарову, Л. Нагаевой, Р. Хайруллину 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хореографическое искусство Башкортостана 
 

Танец, как вид  искусства, выражает радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств человека. Эти чувства передаются особыми средствами: движениями, жестами, мимикой, имитацией различных действий. Танец как своеобразный язык возник раньше слова.  

Первые танцы  были связаны непосредственно с  судьбой человека, его трудом, с  его наивными представлениями об окружающем мире. О чем рассказывали первые танцы, по существу очень простые  и даже примитивные? Вероятно, о том, как человек берет оружие, чтобы идти на дикого зверя, или о том, как он трудится на своем поле.  

Веками создавались  формы народного танца. Каждая эпоха  вносила свою лепту в развитие языка танца: исчезали какие-то несущественные детали и постепенно появлялось главное-то, что реально выражало характерные национальные черты народа, его жизнь, быт, традиции. 

Языком и выразительными средствами танца являются различные  изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм и т.д. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный костюм, четкую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.  

Народная  хореография башкир  

Особенности хозяйственной  жизни и быта башкир, образное восприятие ими окружающей природы, древние  верования и обряды нашли отражение  в хореографическом искусстве. Тематика танцев была разнообразной: охотничьи, воинственные, трудовые, свадебные и пр.  

Как в мужском, так и женском танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки, джигитовки, скачек, иноходи, бегу, различным движениям коня и поведению всадника. Степные боевые традиции кочевников закрепили в народной хореографии башкир воинственность, скульптурность поз, фиксированные жесты, мужественную осанку.  

Воинственные  танцы были неотъемлемой частью празднеств йыйын, майдан, на которых состязались лучшие певцы, танцоры, музыканты, сказители-сэсэны. Талантливые сказители и пели, и танцевали, рассказывая собравшимся эпические произведения или легенды. Исполнители эпоса посредством песен-плясок передавали молодым историю своего рода, образно описывая подвиги, борьбу и смерть различных героев. Еще в 70-х гг. ХVIII в. подобные синкретические действия наблюдал И.И.Лепехин.  

В женских плясках  изображались различные трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, обработка шерсти, прядение, наматывание нити в клубок, сбивание масла, приготовление кумыса. Исполняя руками различные движения, женщины одновременно притопывали, мелко перебирая ногами. В женских танцах дроби исполнялись более мягко, без прыжков.  

Наиболее развитыми формами в башкирской хореографии были одиночные танцы: охотничьи, воинственные, эпические (hунарсы - охотник, кара юрга - вороной иноходец, акhак хода - хромой конь); трудовые (орcок илэу - прядение, кетеусе - пастух), свадебные (йыуаса — гостинец, киленсэк - невестка, айыу туны - медвежья шуба); игровые (kыззар бейеуе - девичий танец, енгэйзэр бейеуе - женский танец). Широко были распространены и дуэтные танцы - соревнования, исполнявшиеся на праздниках и свадьбах (каршы бейеу - лицом к лицу), танцы трио (эс таган - треножник, эс мейеш - три угла, ее букэн - три пня).  

Основой построения коллективных танцев являлся чаще всего  замкнутый круг, в котором исполнители  держались за руки (тунэрэк уйыны - круговой танец, туда басыу - изготовление сукна, сылбыр-цепь). Бытовали также линейные пляски (кара-каршы - лицом к лицу, киндер тукмау - смягчение тканины). Танцы имели четкую структуру: на первую половину мелодии исполнялись движения по кругу против хода солнца, на вторую - различные дроби.  

На этих движениях были основаны и обрядовые пляски, связанные с языческими верованиями башкир. Обряды албасты - кыуыу - изгнание злого духа албасты, шайтан уйыны - чертова игра-танец, кот койоу - лечение от испуга, биртек - лечение поясницы сопровождались пляской или отдельными танцевальными движениями. Магическую роль при изгнании болезней имели круговые обходы больного бесогонителем (курэзэ), громкий топот, стук о металлические предметы, удары плетками, пропитанными конским потом, песни-заклинания. Обряд лечения от испуга сопровождался круговым ходом вокруг больного и песней-призывом к духам умерших предков -hарнау.  

Отражением культа птиц были такие пляски, как kарга буткаhы - грачиная каша, кэкук - кукушка, хор  уйыны - глухариная игра, кугэрсен - голубь; плясовые игры: аккош - лебедь, инэ кош - мать-птица, сэмрегош - мифическая птица  сэмре. Все они исполнялись в  составе различных обрядов и празднеств.  

В обрядовых  плясках нашла отражение мечта  человека о победе над злом, болезнями, стихийными бедствиями. В этом смысле древнее народное искусство служило  активной, преображающей силой. В  плясках, соотносящихся с древними тотемистическими и анимистическими верованиями, мать-птица или священная птица сэмре всегда побеждают злых духов (убыр, мэскэй, аждаhа). В шаманско-знахарских обрядах изгнания злых духов (албасты, мэлгун) из тела больного также отразилась вера в силу и могущество человека.  

Среди обрядовых  плясок большое место занимают свадебные  танцы (йыуага сырыу - сбор дикого лука, hыу юлы - показ дороги к воде, азаккы уйын - последние девичьи пляски на свадьбе). В них отражены мотивы соперничества роднящихся сторон, уважительное отношение к новому члену рода - молодой невестке, и в целом комплекс этических и эстетических представлений, связанных с мировоззрением народа и играющих важную роль в жизни общества.  

По своей форме  и тематике башкирские танцы подразделяются на:

a) историко-героические:  «Северные Амуры» («Тенъяк амурзары»), «Каравансарай» («Карауанhарай»), «Медный  каблук» («Ез уксэ»), «Маршрут»,  «Перовский», «Церемониальный марш»,  «Гвардейцы», «Баик» («Байык») и  другие;

б) трудовые: «На  колхозной ферме» («hауынсылар»), «Косари» («Бесэнселэр»), «Влюбленные строители» («Тезеуселэр») «Лесная симфония» («Урман моно»), «Охотник» (hунарсы»);

в) бытовые: «Бишбармак» (бишбармак - башкирское национальное кушанье), «Танец горного орла» («Тау беркете бейеуе») и другие;

г) обрядовые: «Причитание» («Сенлэу»), «Гостинец» («Йыуаса») и  другие;

д) юмористические: «Три брата» (Эс туган»), «Сыновья Тимербая» («Тимер-байзын улдары»), «Подарок» («Булэк»), «Проказницы» («Шаян - кыззар»), «Сонайым » и другие;

е) игровые, лирические: «Встречи у ручья» («hыу юлында hылыу кыз»), «Бурзяночка» («Борйэн кызы»), «Загида» («Заhиза»), «Зарифа», «Семь девушек» («Ете хыз»), «Гульназира» («Гелнэзирэ»), «Наза» и другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мужские танцы башкир  

Мужские танцы  исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуется полет, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора или высоко вскинуты в стороны вверх, или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью.  

Скотоводческий  быт, кочевой образ жизни, охота, войны - все это не могло не отразиться в башкирских танцах. Башкир - охотник, воин, отличный наездник хорошо и полно  представлен в устном народном творчестве. Лучшим другом джигита в башкирском эпосе является конь. Особенно популярен образ Куктулпара - коня, летающего выше облаков. В башкирских сказках конь также неразлучный друг героя. Без коня немыслим башкирский батыр-защитник родины, смелый воин. Все это находит своеобразное выражение в башкирских мужских танцах.  Башкирский мужской танец  
 

Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального  гнета закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби. 

Наиболее популярными  мужскими танцами в начале XX в. были «Перовский», «Охотник», «Тимербай». Они  отражают воинственность, охотничьи  навыки башкир. В них встречаются  такие движения, как выслеживание добычи, рубка саблей, выстрелы из лука, удары плетью, езда на коне. Возможно, в связи с тем, что башкиры охотились с ловчими птицами - соколами, ястребами, беркутами, в танцах встречаются движения, подражающие полету птиц.  

Народ бережно  хранит устные предания о любимом своем герое Салавате Юлаеве. Его легендарная жизнь и подвиги воспеты в народных кубаирах, байтах, песнях и танцах. С одной стороны, это бесстрашный воин, готовый погибнуть за счастье народа, с другой, мечтательный поэт. Эти наиболее типичные черты башкирского мужского характера: воинственность, смелость в сочетание с поэтической мечтательностью нашли пластическое отражение в народных плясках. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая. 
 
 
 
 

Женские танцы башкир  

Женские танцы существенно отличались от мужских как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. 

Если в мужских  танцах прослеживаются полетность, устремленность ввысь, то в женских плясках, наоборот, все движения исполнялись плавно, спокойно. В женских танцах, как правило, отсутствовали прыжковые движения. Основную смысловую нагрузку в женских танцах несут руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда, отражающие скотоводческую жизнь башкир, встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины изображают в танцах приготовление айрана, кумыса, сбивание масла. Башкирский женский танец  
 

Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. В башкирских женских танцах изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного легкого хода с четкими громкими дробями в центре площади. Темп башкирских женских плясок умеренный. Ритм движении рук замедленный. 

Женские пляски исполнялись под аккомпанемент  кубыза, курая, стук ведра, подноса, под  голосовое сопровождение.  
 
 
 
 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ХОРЕОГРАФИЯ 

Возникновение профессионального хореографического искусства Башкортостана связано с деятельностью Ф.А.Гаскарова, создателя Государственного академического ансамбля народного танца. Ансамбль возник в 1939 г. В 1956 г. Ф.Гаскаров издал описание 8 сценических танцев, созданных на основе народных. Эти танцы легли в основу репертуара ансамбля танца им. Ф.Гаскарова.

Башкирский государственный  академический ансамбль танца им. Ф. Гаскарова  

Древность народа, во многом драматическая судьба, близость к природе определили самобытность духовной культуры башкир, его исторические песни и танцы. Но народное искусство обретает истинную цену лишь при его профессиональной огранке. Именно такую цель поставил перед собой создатель и первый художественный руководитель Башкирского ансамбля народного танца Файзи Гаскаров.  Танец-легенда "Семь девушек"

Годы собирания  танцевального фольклора, наблюдения и раздумья над особенностями  башкирской народной хореографии, первые пробы - вот на сцене появляется женский  танец «Муглифа» в исполнении народной артистки Хазины Магазовой. Затем - массовые танцы «Зарифа», «Гульназира», знаменитый мужской танец «Баик», в котором заслуженный артист РСФСР Мухамет Идрисов полнокровно воспроизвел характер воина-башкира, полный мужества, лукавства и юмора. Появились десятки других танцев, среди которых нельзя не отметить романтическую «Дружбу», нежных «Семь девушек», озорных «Проказниц», веселых «Трех братьев»... Они приносят первые громкие успехи и награды на всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях. Золотые и серебряные медали, всеобщее признание, первая зарубежная поездка во Вьетнам. Хошимин вручает башкирским танцорам высший орден - Труда. Потом все новые и новые гастроли - в КНДР, Индию, Пакистан, Лаос, страны Африки и Европы…  Танец "Баик"

Чуть не после  каждой такой поездки привозится новый танец, чей экзотический дух приводит в восторг зрителей уже своей страны. Ф. Гаскаров неутомимо создает все новые танцевальные шедевры, идущие от самой жизни, народной истории. Один из таких шедевров - «Северные амуры» - о башкирских конниках, прославившихся в борьбе против Наполеона. А рядом - «Укротители», «Косари», «Ни ферме»..- Прошлый и сегодняшний день сплелись в одно, воспарили на сцене в образе замечательных хореографических произведений. Репертуар ширится за счет танцев других народов: «Молдовеняска», «Гопак», русская кадриль... И тут же - «Арагонская хота», «Хоро», «Сиртаки», монгольский «Йохр»…

Информация о работе История башкирского танца