История башкирского танца

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:20, реферат

Краткое описание

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.
История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.

Файлы: 1 файл

История башкирского танца.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

История башкирского танца 
 

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.

 

 

История башкирского  танца, как и любого другого уходит вглубь веков.

В прошлом танцы  выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматичесчких пантомимах, плясках.

На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.

Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально- бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц. 

Танцы башкир очень  своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: "В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся". В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы.

В то же время  башкирский танец по своему стилю  лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

В женском танце, то плавном, то игривом, главную роль играют руки, движение которых пластически  выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница  сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук.

 

 

Мужской танец  отличается от женского большой динамистичностью, силой и четкостью. Чаще всего  он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину.

Наиболее развитыми формами башкирской хореографии обдадают сольные танцы. Именно эти танцы передают своеобразие башкирской хореографии. Тематика таких танцев весьма разнообразна: охотничьи, свадебные, игровые, военные и т.д. Отдавалось предпочтение также дуэтным танцам-соревнованиям, в которых исполнители соперничали друг с другом. До сих пор большой популярностью пользуются танцы трио, такие как "Ос таган"("Треножник"), "Ос мойош"("Три угла") и др

Коллективные  пляски к концу Х1Х- началу ХХ века почти утратили связь с древними верованиями. Как обрядовые пляски они исполнялись только во время женских праздников "Воронья каша", "Кукушкин чай".бььь Различные магические способы лечения были связаны с танцами. Магическую отпугивающую роль при изгнании болезни имели круговые обходы больного, громкие "дроби" и т.д".

Коллективные  танцы, исполняемые во время вечерних игр молодежи носили игровой характер.

В коллективных круговых, хороводных танцах выделялось несколько типов:

1) в центре  танцует одна исполнительница  (или исполнитель);

2) в центре  круга танцует пара;

3) в центре  круга играет кураист; 

4) в центре  танцуют трое исполнителей.

Наиболее распространенный вид хоровода- это поочередная  смена солистов внутри круга. Имиенно  во время этих хороводов происходили  знакомства юношей и девушек.

Кроме того башкирские народные танцы разделяются на лирические, шуточные, трудовые, бытовые, охотничьи, военные танцы. 

 

Охотничьи, военные  танцы исполнялись только мужчинами. В них образно передаются военные, охотничьи навыки, джигитовка, быт скотоводов-кочевников. Преобладающими в подобных танцах являются движения, имитирующие бег, скачки, галоп, пришпоривание коня. И сегодня исполнители сохраняют своеобразие, выразительность, динамику движений, яркую изобразительность таких танцев. Военным и охотничьим танцам молодежь обучали специально, ведь во время исполнения танцор выразительными танцевальными движениями показывал мастерское владение древним оружием бащкирского воина- луком со стрелами, мечом и саблей. Надо сказать, военные танцы оказывали большое психологическое воздействие на зрителей. По рассаказам И.И. Лепехина многие зрители смотрели такие танцы со слезами на глазах.

 

В охотничьих танцах исполнитель создавал образ ловкого, смелого охотника: он уподоблялся  то коню, то преследуемому животному или птице, показывая, как животное убегает от него или падает пораженное стрелой. Башкиры охотились с ловчими птицами, возможно, поэтому в танцах исполнители нередко подражали полету, плавным размахам крыльев птиц. Таким танцам свойственны легкость, ритмичность в сочетании с торжественностью. Как правило, зрители активно подбадривали исполнителей, прославляя, подзадоривая их. Танцор, вдохновленный реакцией зрителей,импровизировал старые движения, на ходу мог добавить в танец новое, рожденное непосредственно в момент исполнения танца.

Интересны танцы, передающие образы птиц. В танцах птицы  изображались такими, какими человек  видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, но они наделены волшебными свойствами, помогают герою побеждать зло, успокаивают (танец "Кукушка","Лебедь" и др.).

Среди сольных  плясок башкир большое место занимают свадебные, которые тоже основаны на круговых мизансценах и могли  быть связаны в прошлом с пожеланиями  благополучия вступающим в брак, а  также с шутливым соперничеством брачащихся сторон ("Йыуаса", "Киленсек" и др.). В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми. Во время исполнения танцев "Йыуаса" , "Сыбырткылау" очень распространен мотив ритуального "избиения" участников свадьбы различными предметами. Возможно это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами и бусами, серебряными монетами.

На свадьбе немало танцев на испытание характера родни. Например, "Короклау"("Накинуть лассо"). Сваха со стороны невесты танцует с импровизированным лассо. Это тщательно промытая баранья кишка, привязанная к длинной палке. Во время танца сваха неожиданно накидывает лассо на одного из жениховой родни. По поведению родственников во время ритуала "испытания" родня невесты будет судить о родственниках жениха.

"Киленсек" - танец невестки. Этот танец отражал  своеобразный этикет знакомства  молодой с родственниками жениха. Невестка- продолжительница рода, поэтому в танце невестки родные жениха больше восхищались живостью исполнения, четкостью дробей, легкостью стремительных поворотов. Если в сдержанных движениях молодой угадывался темперамент, проворность, подвижность, она получала высшие похвалы. Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки. Имеется также обряд танца свекрови- это своеобразные наставления молодой невестке.

Коллективные  свадебные танцы устраивались в  день отъезда молодой в дом  жениха. Основное внимание в них уделялось кружению вокруг невесты. Это означало оберег невесты.

Танцы лирического  содержания могут быть сольные ("Кубялягем"), могут исполняться и в дуэте ("Дружба").

Танец "Дружба" исполняется одной парой. Девушка  скромна, женственна, она танцует легко, грациозно, лукаво поглядывая на юношу с сознанием того, что нравится ему. Юноша смел, изящен, ловок. Он танцует легко, сильно, четко исполняя каждое движение. Его отношение к девушке целомудренно и нежно. Красотой своего танца юноша стремится заслужить внимание и любовь девушки.

"Три брата" - мужской шуточный танец. Исполняется  тремя мужчинами: младшим братом, средним братом, старшим братом. Младший брат - веселый, жизнерадостный. Его движения энергичны и четки.  Средний брат энергичный, но сдержанный. Его движения тяжеловесны и степенны. Старший брат отличается большим юмором, свойственным старикам башкирам. Он хочет пока

зать, что не отстает от младших братьев, старается  танцевать энергично, но исполняет  движения по-стариковски. В танце много юмора и шутки.

Танец "Баик"- мужской сольный танец-импровизация. Баик- мужское имя. Как правило, танец  исполняет пожилой мужчина. Шутливо, с юмором, он изображает различные  образы: то танцует как ловкий юноша, то подражает наезднику, то старику.

"Баик"- один  из первых танцев репертуара  Ансамбля народного танца. 

В старинном  предании рассказывается о семи башкирских красавицах. Никто не мог отличить красавиц одну от другой, так схожи  они были лицом, станом и характером. Среди своих подруг первыми были они в песнях, в танцах и в труде.

В танце участвуют  семь девушек. Все они исполняют  одни и те же движения одинаково  по манере и характеру. Танцуют девушки  очень сдержанно, скромно и мягко, без широких, резких движений. Они  движутся прямым корпусом, гордо поднятой головой и опущенным взором. Девушки как бы хотят скрыть свои глаза от любопытных взоров окружающих. Музыкальной канвой танца послужила башкирская народная мелодия "Семь девушек" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Башкирский  танец. 

Веками создавались  формы народного танца. Они кровно связаны с жизнью и бытом башкирского народа и, подобно сказаниям, являются художественным выражением его характера. В танцах оживает, становятся зримыми страницы истории. Легенды и песни, дошедшие до нас из глубины веков, рассказывают, что пляски – героические, обрядовые, бытовые – сопровождали наших предков во все времена.

Языком и выразительными средствами танца являются различные  изящные движения, яркие жесты, энергичные ритмы, шутливые реплики, похвалы, прибаутки, музыка, национальный нарядный костюм. Каждый танец имел свою конкретную мелодию, своеобразный национальный костюм, чёткую ритмику исполнения и неповторимость сюжета. В этом и заключается единство танца с костюмом, словом, музыкой, изобразительным и декоративным искусством.

Среди башкирских танцев выделяются мужские и женские, сольные и коллективные. Мужские  танцы исполняются вольно, свободно, темпераментно. В них чувствуются  полёт, устремленность ввысь. Характерны позы рук мужчин. Во время исполнения различных движений руки танцора высоко вскинуты в стороны вверх или вытянуты перед собой. Эти позы могли возникнуть в древности из подражания скачкам, понуканию коня, подергиванию поводьев, размахиванию плетью. Скотоводческий быт, кочевой образ жизни, охота, войны – всё это не могло не отразиться на башкирских танцах. Боевые традиции кочевников, а также борьба башкир против феодального и колониального гнёта закрепили в народных танцах воинственность поз, мужественную осанку, устойчивые жесты, строгую ритмику, энергичные дроби.

Наиболее популярными  мужскими танцами в начале XX века были «Перовский», «Охотник», «Тимербай». Все они отражают воинственность, охотничьи навыки башкир. В них  встречаются такие движения, как  выслеживание добычи, рубка саблей, выстрелы из лука, удары плетью, езда на коне. Возможно, в связи с тем, что башкиры охотились с ловчими птицами – соколами, ястребами, беркутами – в танцах встречаются движения, подражающие полету птиц.

Наиболее типичные черты башкирского мужского характера  – воинственность, смелость в сочетании с поэтической мечтательностью нашли отражение в народный плясках. Мужские танцы исполнялись под аккомпанемент курая.

Женские танцы  существенно отличались от мужских  как по выразительным средствам, так и по манере исполнения. В  женских плясках все движения исполняются плавно, спокойно.

Основную смысловую  нагрузку в женских танцах несут  руки. Различные трудовые процессы отображает такое движение, как щелчки пальцами. Это танцевальное движение могло означать и сбор ягод, и  дойку кобылиц, и обработку шерсти, и прядение. Элементы женского труда встречаются во всех женских плясках. Башкирские женщины подражают в танцах приготовлению айрана, кумыса, сбиванию масла. Одно движение отделяется от другого круговыми ходами. Изобилуют такие движения, как щелчки пальцами, игра плеч, засучивание рукавов. В плясках наблюдается сочетание плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Темп башкирских женских плясок умеренный. Женские пляски исполнялись под аккомпанемент кубыза, курая, стук ведра, подноса, под голосовое сопровождение. 

В конце XIX в. широкое  распространение получили плясовые песни – такмак. Такмаки пела то одна, то другая исполнительница. 

Информация о работе История башкирского танца