Искусство в системе общества и в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 17:01, реферат

Краткое описание

Человек рано понял природу как силу, противостоящую ему, и свою зависимость от неё. Он вынужден был в борьбе за существование приспосабливать природу к своим потребностям, преобразовывать её в процессе труда. Познавая свойства созданного природой материала, человек обнаружил, что каждый её организм имеет строго определённую форму и строение, которые обеспечивают взаимосвязанную работу всех его частей. Человек понял, что все производимые им вещи приобретут необходимую прочность и устойчивость, если он будет формировать их по закону природы.
Созданная человекам вещь способна не только отражать не только его интеллектуальный уровень и практику, но и запечатлевать его переживания, чувства и настроения.

Оглавление

1. Искусство как особая форма общественного сознания
2. Функции искусства

Литература:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его препода-вания в начальной школе: Учебн. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Из-дательский центр «Академия», 1999. – 368 с.
2. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. учи-лищ по спец. «Дошкол. воспитание» и «Воспитание в дошкол. учрежде-ниях». – М.: Просвящение, 1980. – 272 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. – 2-е изд., - М., 1968.
4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1985.

Файлы: 1 файл

Искусство в системе общества.doc

— 49.50 Кб (Скачать)

Тема: Искусство в системе общества и в жизни человека

 План:

    1. Искусство как особая форма общественного сознания
    2. Функции искусства

 

Литература:

  1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учебн. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368 с.
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкол. воспитание» и «Воспитание в дошкол. учреждениях». – М.: Просвящение, 1980. – 272 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. – 2-е изд., - М., 1968.
  4. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М., 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание лекции

 

  1. Искусство как особая форма общественного сознания

Человек рано понял природу как силу, противостоящую ему, и свою зависимость от неё. Он вынужден был в борьбе за существование приспосабливать природу к своим потребностям, преобразовывать её в процессе труда. Познавая свойства созданного природой материала, человек обнаружил, что каждый её организм имеет строго определённую форму и строение, которые обеспечивают взаимосвязанную работу всех его частей. Человек понял, что все производимые им вещи приобретут необходимую прочность и устойчивость, если он будет формировать их по закону природы.

Созданная человекам вещь способна не только отражать не только его интеллектуальный уровень и практику, но и запечатлевать его переживания, чувства и настроения.

Эмоциональное воздействие формы и её поверхностей связано так же со значением вещи в жизни или с заложенными в ней ассоциациями, или с физиологическими особенностями человека. Постоянное такое воздействие вещей и среды формировало эстетические чувства людей, то есть умение находить совершенное, красивое в природе и в произведениях, созданных человеком. Эстетическое чувство стало инструментом воспитания эстетического сознания общества, воспитание ненависти к безобразному и низменному; оно возбудило интерес к духовному миру человека.

Эстетические чувства человека, возникшие в процессе трудовой деятельности людей и общения их с природой, разбудили дремавшие в человеке творческие способности, научили его творить по «законам красоты» и вызывали к жизни особую форму общественного сознания – искусство.

Слово «искусство» в широком, распространённом смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении – это художественное творчество, в результате которого создаётся художественный образ , концентрирующий в себе главные, типичные стороны действительности. Многообразие этих сторон, воплощаемых различными средствами, привело к возникновению отдельных видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры.

Изобразительное искусство возникло на заре человеческой истории. Оно было необходимо людям как средство познания предметного мира, сущности и места человека в этом мире, его чувств и идеалов. На стенах пещер и скалах рука первобытного человека отчётливо рисовала животных, подчёркивая в рисунках тяжесть и грузность мясистых тел, а также игру выпуклых мышц и резкость движений – признаки грозной силы и ловкости. Убедительность, конкретность образа, сходство с натурой давали полное представление об особенностях зверя и вызывали у первобытного охотника сильные эмоции, прилив энергии и жажду преследования.

Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать. Эта сила и действенность искусства основаны на выразительности «очеловеченных» вещей, на способности художника проникать в суть исследуемого им предмета, делать эту суть видимой во внешних проявлениях изображённого предмета, будь то явление природы, событие в жизни общества или сам человек.

С разделением труда под искусством стали понимать художественное творчество в целом, включающее скульптуру, архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, танец, балет, кино и др. разновидности человеческой деятельности, объединённые в качестве духовно-образных форм освоения мира.

В узком смысле под понятием «искусства» понимают изобразительное искусство, объединяющее живопись, графику, скульптуру.

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства. Пластические искусства – виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и которые воспринимаются зрением. К ним относят живопись, графику, скульптуру – это виды изобразительного искусства, возникшие на основе зрительного восприятия и создающие изображения мира на плоскости и в пространстве.

Пластические искусства делятся на неизобразительные – архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн; и изобразительные – живопись, графику, скульптуру.

Главное общественное предназначение искусства состоит в том, чтобы служить общественным орудием формирования человека в качестве личности, сгущая, конденсируя жизненный опыт, множества людей и поколений и отвечая новым потребностям общественной жизни.

Человек не рождается с потребностью в искусстве. Эта потребность социальная, и формируется она прижизненно, в процессе становления человека полноценным членом рода человеческого.

Формирование этой потребности связано со многими обстоятельствами. Отметим среди них только два основных:

  1. овладение языком того или иного вида искусства;
  2. приобретение навыков, необходимых для восприятия его произведений и их глубокого постижения.

Без такого постижения невозможно приобрести художественное наслаждение, а не испытав его мы не приобретём и тяги к искусству, активной потребности в нём.

Выход из этого даёт эффективное художественное обучение и воспитание.

 

 

  1. Функции искусства

В настоящее время выявляются основные функции искусства, раскрывающие его общественное назначение, роль в жизни общества.

Коммуникативная функция искусства заключается в том, что оно расширяет социальный опыт людей – их взаимодействие с другими людьми, с природой и обществом, которое обычно ограничено пространством и временем , общением на производстве и в быту. Посредствам искусства человек приобщается к исторической практике общества, общается с природой и людьми различных стран, эпох и народов.

Искусство обладает познавательной функцией – оно наглядно показывает человеку явления природы, виды деятельности людей, общественные отношения, духовные ценности, с которыми человек не всегда встречается в своей практике. Искусство даёт человеку художественную картину мира, которая выступает частью общей картины мира и наряду с идеологическими воззрениями составляет мировоззрение человека. Отсюда искусства способствует выработке ценностной ориентации человека к жизни, понимания смысла жизни.

Вот почему произведения великих художников, таких, как А. Пушкин, О. Бальзак, Л. Толстой, М. Горький, называют энциклопедией жизни или поэтическим зеркалом жизни общества. В связи с этим искусство используется в процессе образования, обучения, например, на уроках истории в школе, тем самым выполняет и просветительскую функцию.

Искусству присуща идеологическая функция – оно влияет на возникновение у людей классовых интересов, мировоззрения, приобщение к идеологии определённого класса, так как показывает явления жизни не беспристрастно, а в соответствии с точкой зрения, интересами различных социальных групп общества. Искусство всегда пользовалось и пользуется классами, социальными группами.

Искусство участвует в формирование всех социальных чувств людей (нравственных, политических, правовых, религиозных и т.п.), в целом общественной психологии, т.е. осуществляет воспитательную функцию, выступает как важное средство воспитания (нравственного, эстетического и т.п.). К тому же оно способствует самосознанию человека – осознанию своих чувств, интересов способностей, знаний, мировоззрения, своего места в жизни общества.

Формирование социальных чувств, особенно нравственных, искусство влияет на усвоение человеком норм поведения в обществе – морали и законов государства, осуществяляет социализацию человека – его включение в жизни коллектива, семьи, общества, в существующие традиции и обычаи, а поэтому осуществляет регулятивную функцию – регулирует поведение людей и их отношение друг к другу.

Через воздействие на сознание людей, в соответствие с которым они вырабатывают цели своей практической деятельности, искусства воздействует на все стороны жизни общества: на производство, на социально-политическую деятельность, на духовную жизнь. Это – социально-преоразующая функция.

Развивая сознание людей, их чувства, способность к воображению, искусство способствует творческой деятельности в различных сферах жизни общества, умению создавать, использовать и воспринимать разнообразные материальные и духовные ценности, следовательно, повышает их культуру (культурная функция).

Общение с искусством формирует у человека не только эстетический и художественный вкус – умение ценить красоту вещей, людей и художественное произведение, но и способность дать правильную оценку различных явлений жизни общества: нравственного поведения, политических событий и т.п., а на этой основе выработать ценностную ориентацию в жизни (аксиологическая функция).

Расширяя социальную практику человека, искусство даёт ему возможность пережить не прожитое, не испытанное лично, компенсирует недостаток различных преживаний, которые нужны ему как важные стимулы жизни и могут возникнуть под влиянием новых обстоятельств (компенсационная функция).

Искусство вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение мыслящего «глаза и уха» - видеть и слышать, становятся важным средством культурного отдыха, развлечения, т.е. обладает гедонистической функцией.

На этой основе искусство способно успокаивать и утешать людей, снять психическое напряжение, приодалеть отрицательные стрессы, становится одним из источников здоровья человека. Искусство издревле используется медициной профилактике и лечений психических болезней. Это – оздоровительная, медицинская функция.

Интерес к искусству, знание его являются важным показателем духовной культуры человека, а обладание художественными произведениями оказывается фактором престижа и комфорта. Поэтому общение с искусством и его коллекционирование становятся модой, социальным поведением людей (социально-престижная функция).

Искусство обладает и прогностической функцией – подготавливает человека к встрече с будущим – с новым обществом, новыми открытиями в науке и технике, новыми видами деятельности и новыми людьми.

Таким образом, общественное назначение всего прогрессивного искусства заключается в том, что оно возвышает человека, способствует его всестороннему и горманично у развитию, порождает оптимизм, социальную активность людей.

 


Информация о работе Искусство в системе общества и в жизни человека