Искусство оригами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:01, реферат

Краткое описание

С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Оглавление

Введение.
3
§ 1. Открытие бумаги.
4
§ 2. Возникновение оригами.
6
§ 3. Первые книги по оригами.
10
§ 4. Распространение оригами по миру.
12
§ 5. Композиции из бумаги.
15
Заключение.
18
Приложения.
Список используемой литературы.
20

Файлы: 1 файл

оригами.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

 

§ 4. Распространение  оригами по миру.

 

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера  Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г  и сыграл в истории оригами  уникальную роль. С помощью изобретенных им несложных условных знаков (см. приложение 1) процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел посылало его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов.

В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

 Однако было бы  совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - "пахариты". Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всем мире).

Первые упоминающиеся  в старинных европейских документах мельницы, изготавливающие бумагу, существовали в Толедо уже в XII веке (в Италии они появились на столетие позже). Само слово "пахарита" (букв. - птица) применительно к фигуркам имеет в Испании два значения - название конкретной модели, или вообще любая фигурка, сложенная из бумаги. Само искусство складывания фигурок из бумаги называется в Испании "делать пахариты", а сами фигурки – "различные другие пахариты". Сохранился датированный 1563 годом рисунок Антона Ван Дер Вингерде "Астрологический квадрат, превращающийся в пахариту, на фоне г. Толедо".

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще (в Европе) складывали ткань - воротники (в костюмах XVI-XVII вв.), чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фребель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.

Любителем оригами был  Льюис Керрол - автор "Алисы в  Стране Чудес" и "Алисы в Зазеркалье", преподававший математику в Оксфорде. Записи в дневнике Кэррола свидетельствуют о том, какой восторг охватил его, когда он научился складывать из бумаги игрушку, издававшую при сильном взмахе ею громкий хлопок.

Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

Выдающийся испанский  поэт и философ Мигель де Унамуно  написал пародийно-серьезный трактат  по оригами, и придумал новый особый способ складывания бумаги, позволивший  ему создать много новых забавных фигурок. Описание тех фигурок, которые  он складывал за чашкой кофе, можно найти в английском переводе его "Очерков и монологов" (M. Unamuno, Essays and Soliloquies, Knopf, 1925). Ортега-и-Гарсет в книге о своем друге Унамуно рассказывает, как однажды философ сложил из бумаги несколько фигурок для маленького мальчика, который спросил его, разговаривают ли между собой птички.

В 1937 г. В Лондоне выходит  в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые  упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания класического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов.

 

§ 5. Композиции из бумаги.

 

Складывание цветов из бумаги – занятие увлекательное. А составление  композиций из цветов – настоящее творчество, где все зависит от вкуса и фантазии художника. Цветы и листья к ним можно сложить по чертежам. В такой композиции передается настроение, восприятие мира, душа.

Композиции предлагаемые вашему вниманию, сродни искусству  икебаны. Это синтез традиции и фантазии, попытка воссоздать из бумаги чудесный уголок живой природы, где цветы и травы растут, буйствуют, а не срезаны и собраны в букет. Опорой растениям и оригинальным декором служат бумажные трубочки.

Язык цветов, как и  язык оригами, международный. Безмолвный, понятный и доступный каждому, он призван дарить людям мир и любовь, добро и взаимопонимание, радость и вдохновение.

рис. 1. Двойной квадрат.

Чтобы сложить лилию  или четырехлистник, вначале необходимо сложить базовую форму “двойной квадрат”.

Нужно сложить квадрат  бумаги пополам, чтобы получился  прямоугольник. Необходимо развернуть лист и повернуть его. Сделать  то же самое еще раз. Вновь развернуть лист. Перегнуть по диагонали. Перевернуть  лист на другую сторону и перегнуть по другой диагонали (получился квадрат с линиями сгиба “горой” и линией сгиба “долиной”, как на рис. 1.). Аккуратно развернуть  лист и нажать пальцем на центр. Бумага сама сложится в “двойной квадрат”. После этого, можно приступить к созданию цветов, для цветочной композиции, которые показаны на рис. 2 и рис. 3.

 

Заключение.

 

Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это энтузиазм его приверженцев. Оригами входит в факультативную программу обучения многих ведущих образовательных центров для детей. Вы обнаружите этот предмет и в программе нескольких Киевских детских учебных заведений.

Оригами – и детская  забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где  персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает  положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом),  вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Но все – таки оригами  прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.

Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения.

 

Приложение 1.

 

 

согнуть на себя

линия сгиба "долиной"

сгиб "долиной"

согнуть от себя

линия сгиба "горой"

перегнуть на себя

перегнуть от себя

линия после перегиба

сгиб "горой"

перегибание бумаги

тянуть, тащить

повернуть фигурку (в  одной плоскости)

перевернуть фигурку (на другую сторону)

повторить действие (сбоку  или сзади)

вставить одну деталь в другую


 

Список используемой литературы.

1. Артемов  А.В. «Декоративно прикладное искусство», изд., М., 1990 г.

2. Афонькин  С.Ю. Уроки оригами в школе  и дома. Экспериментальный учебник  для начальной школы. М, «Аким», 1995

3. Афонькин  С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами.  Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005

4. Баранов  Н.В. «Искусство стран и народов  мира», изд., М., 1989 г.

5. Банк оригами  - искусство складывания денег,  «Центральный банк России»

6. Быстрова  А.Н. “Основы культурологии”, изд., М., 1995 г.

7. С.Н. Белим  «Задачи по геометрии, решаемые  методами оригами» (Приложение к журналу «Оригами»)

8. Выгонов  В.В. «Практикум по трудовому  обучению» «Академа» изд., М., 1999г.

9. Гагарин  Б.Г. «Конструирование из бумаги»,  изд., Ташкент, 1988 г.

10. Даванова  В.Н. Уроки труда для начальной  школы. Пособие для учащихся, изд., Москва-Ставрополь 2000 г.

11. Е.Ю.Афонькиных   Интернет сайт  http://jorigami.narod.ru/NewDoc/History_of_origami.htm

12. Долженко  Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия  развития», 199

13. Журналы  «Оригами» (за период с 1998 по 2003 год)

14. К.М.Николаевна . «Система занятий по оригами для детей младшего школьного возраста » Интернет сайт www.origami-school.narod.ru

15. Савиных  В.П. Умельцу о поделочных материалах, изд., М., 1998 г.

16. Соколов  Г.И. «Искусство», изд., М., 1988 г.

17. Сундара Р. Геометрические упражнения с куском бумаги, изд. Одесса, 1973 г.


 

 



Информация о работе Искусство оригами