Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:22, контрольная работа
Китайский народ, с его богатейшей фантазией, воспитанным тысячелетиями тонким художественным вкусом и вошедшим в историю виртуозным мастерством создал на протяжении времени множество известных всему миру изделий художественного ремесла. С древнейших времён, из века в век, из поколения в поколение передавались навыки и секреты изготовление изделий из различных пород камня, дерева, из глины и лака, производство тканей и вышивок.
Гражданские войны, сотрясавшие Японию в течение средних веков, были препятствием для развития лаковой индустрии. Но сегуны Асикага (1335-1572) стали патронами основателей придворной школы живописи Кано-Кано Масанобу (1434-1530) и Кано Мотонобу (1434-1559), происходивших из военного сословия. В этот период становятся различимы сильные изменения в общественном сознании. В прежние века религия определяла духовную жизнь японского общества, оказывала решающее воздействие на эстетическое сознание. В начале XVв. началось обмирщение искусства, возросла доля не религиозных, а светских форм. Из-за увеличения декоративности стала снижаться духовная значимость предметов культа, и это было одним из проявлений общего процесса секуляризации японского искусства. Однако оно продолжало развиваться в рамках прежних традиций, а изменения происходили внутри них. В период Момояма (1573-1615) формируется светская профессиональная живопись. В правление Адзута Момояма (1574-1600) работал один из величайших японских лаковых мастеров, известный также как живописец и каллиграф - Хонами Коэцу (1558-1637). Он изобрел замечательный и оригинальный стиль орнамента, очень национальный по своему характеру. Его рисунки были объемны и просты в деталях, особенно выполненные в технике высокого рельефа с инкрустацией металлом или перламутром.
Диктатор Тоетоми Хидэёси (1582-1598), установивший мир в Японии, активно покровительствовал искусствам. Под его патронажем началось настоящее возрождение лакового искусства. Набор технических приемов техники makieстановится еще более разнообразным, но вместе с тем объем выпуска изделий, выполненных в технике рельефа, сократился. После смерти Хидэёси его вдова соорудила мемориал в Киото, в отделке которого использованы различные лаковые украшения техники takamakie. В замке также хранятся предметы лакового искусства, подаренные ей. В период Момояма начались первые контакты японцев с иностранцами, вместе с христианством в страну из Европы проникли научные знания (астрономия, картография, металлургия, медицина, печатное дело).
В Китае к концу правления династии Мин (1368-1644), в результате неустройств, сопровождавших падение последнего минского императора, лаковое производство пришло в упадок. Вторым и, возможно, величайшим из императоров маньчжурской династии был император Канси (1661-1722), возродивший в 1680 г. лаковую индустрию (именно он учредил группу из 27 художественных лавок в своем пекинском дворце). В это же время резные лаки стали делать в Кантоне, Сучжоу и Фучжоу. Сент-Луис ле Комте, прибывший в Китай в 1687 г., оставил описание величайшего расцвета лаковой промышленности того времени. Правление Канси стало первым значительным периодом импорта лаковой продукции в Европу. Известна ширма, сделанная по распоряжению Канси специально для подарка императору Леопольду I, в рисунке лака использован его герб - двуглавый орел.
Резные лаки периода Канси менее значительны и с трудом достигают насыщенности цвета, широты объема и простоты резных лаков минского периода. Но в технологии производства лаков, изготовленных в тот период, очевидны успехи. Лаки Канси не имеют даже малых трещин, так часто встречающихся на изделиях минского периода. Это свойство лаковых покрытий изделий того времени (независимо от их художественного исполнения) во время императора Цяньлуна (1735-1796) было развито и доведено до совершенства. Он был преданным поклонником этого искусства. Лаки использованы в большом объеме не только для оформления интерьеров его дворцов, но и для церемониальных и памятных подарков. Предметы, сделанные по заказу этого императора, великолепны в высшей степени; но их цвет стал более резким в сравнении с ранними лаковыми работами, а рисунки стереотипны и формальны.
С ростом городов
появилась тенденция расширения
сферы культуры, в произведениях
японского декоративного
Объемы международной торговли возрастали, развивая в Европе интерес к восточным предметам. Увеличение импорта привело не только к повышению производства лаковых изделий в Китае, но одновременно и к развитию целой индустрии производства их имитаций (более простых в изготовлении и из более дешевых материалов, ибо процесс получения и нанесения подлинного лака чрезвычайно сложен, длителен и небезопасен для здоровья человека). В XVIв. в Та-Лине и Юньнани существовали специальные фабрики изготовления резных лаков, где, кроме настоящих лаковых изделий, делали имитации. Появление большого количества подделок стало отличительной особенностью "китаемании" в Европе к XVII-XVIII вв.
Но тем не менее XVII в. нельзя назвать периодом упадка китайского лакового искусства. Прекрасные по исполнению произведения этого времени являются свидетельством того, что в китайском обществе все еще господствовало уважение к традиции, и это спасало лаковое искусство от неблагоприятных воздействий, от нововведений, а также от критики в не модности. Падение этого курса началось только в XIX в., что сначала проявилось в уменьшении оригинальности и разнообразия предметов, а впоследствии качество лаковых предметов дошло до полного упадка из-за все большего распространения подделок. В 1869 г. сгорели императорские фабрики, на которых промышленно делали лаковые предметы, и хотя изготовление резных красных лаков продолжалось позже, промышленное лаковое производство в Китае прекратилось.
Кризис Цинской империи в конце XVIII-XIX в., проникновение иностранных держав в Китай и превращение его в полуколонию, сказался на национальной культуре. По-видимому, именно современные промышленные лаковые технологии практически погубили древнее и прекрасное искусство лакирования. В Японии оно за два с половиной века чуть ли не было забыто из-за иностранного влияния. Резко уменьшилось количество художников по лакам. Школа Коами, насчитывавшая 16 поколений последователей мастера по лакам Коами Митинага (1408-1478), со смертью последнего представителя школы, Каванобе Иттё (1830-1910) пришла к упадку. В 30-е годы XXв. в своих авторских работах художники начали применять синтетические красители в составах лаков. Стали проявляться склонность к авангардным решениям в изделиях, отход от традиционных форм и рисунков.
Ныне лаковая
продукция в странах Юго-
Сложность и специфика послойной восточной лаковой живописи такова, что ее необходимо выделить в отдельную технику, а сок лакового дерева, "уруши", изучать как особый класс материалов живописи. В отличие от общепринятых методик исследования западноевропейского искусства, восточную лаковую живопись необходимо изучать не как смесь лаковых слоев, но исследовать их последовательность, а затем только изучать их состав.
Глава 2. Технологические особенности лакового производства.
2.1. Сбор и подготовка лака для работы.
Технологический цикл,
окончательно определившийся уже во
второй половине I тыс. до н.э., состоит
из нескольких масштабных операций, требующих
специализации труда и поэтому традиционно
производимых в отдельных связанных с
лаковым производством промыслах и ремесленных
отраслях. Первая из них охватывает выращивание
«лаковых деревьев» и сбор лака, осуществляемый
почти так же, как сбор натурального каучука:
участок древесного ствола освобождают
от коры, надрезают, и стекающую из надрезов
смолу собирают в особые емкости. Сроки
ее сбора колеблются от 90 до 120 дней (в районах
с жарким климатом — дольше, приблизительно
с середины весны до середины осени). С
одного дерева смолу собирают только раз
в два-три года, всего не более четырех-пяти
раз, после чего растение подлежит замене.
Единичный сбор составляет максимум 50
граммов так называемого сырого лака,
представляющего собой густую жидкость
молочно-белого или серовато-желтого цвета.
Благодаря содержащемуся в ней веществу
урушиол (урусиол, С14Н18О2),
чрезвычайно сложному по химическому
составу, смола «лакового дерева» обладает
уникальными природными свойствами, сопоставимыми
со свойствами полимеров. Она устойчива
к воздействию воды, воздуха, выдерживает
температуру до 200–250о (по некоторым
данным, даже до 400–450о), не вступает
в реакции с кислотами и щелочами, способна
консервировать древесину и ткани, предохранять
от коррозии металлы. Она же является универсальным
клеющим веществом, которое можно наноситься
на любую поверхность — от каменной и
металлической до тканой и бумажной. Вот
почему лаковое покрытие используется
в самых разных областях предметно-творческой
деятельности, не только в лаковом производстве
как таковом, но и в оружейном деле, изобразительном
искусстве, архитектуре, где широко практикуется
нанесение лака на любые деревянные конструкции
— колонны, оконные и дверные панели, потолочные
балки. Вместе с тем, урушиол придает лаку
качества, во многом затрудняющие работу
с ним. Во-первых, он способствует быстрому
загустению собранной смолы, что заставило
китайских мастеров постоянно искать
способы ее искусственного разжижения.
Один из них, весьма экзотического характера,
был изобретен во II в. до н.э.: в емкость
с сырым лаком помещали крабов, в панцирной
части которых содержатся сильнодействующие
вещества, тормозящие процесс застывания
смолы. Во-вторых, сырой лак ядовит и испускает
вредные для здоровья человека испарения,
поэтому все процедуры по его обработке
и производству лаковых изделий (ци–ци 漆器) требуют определенных
мер предосторожности.
Обработка сырого лака предполагает его
очистку, кипячение для удаления лишней
влаги, после чего по мере его дальнейшего
использования он смешивается с другими
веществами. Чаще всего лак окрашивали,
добавляя в полученную субстанцию различные
пигменты минерального и органического
происхождения: киноварь, железо, кальций,
мышьяк, марганец, кремний, сажу. Для получения
лаков золотистого и серебристого цвета
могут использоваться и благородные металлы.
Применяется также бесцветный лак, которым
обычно покрывают уже готовое изделие,
но способ его изготовления — путем смеси
лаковой субстанции с растительным (лучше
всего, тунговым) маслом, был открыт только
в XII в., намного позже изобретения рецептуры
цветных лаков.
2.2. Процесс производства лаковых изделий.
Сам процесс производства
лаковых изделий тоже распадается
на серию операций. Он начинается с
выполнения так называемых заготовок
из различных материалов. Такие «полуфабрикаты»
издавна выпускались в
Глава 3 .Технико-художественные
виды китайских лаков.
В современной научной литературе на основании технологических и художественных отличий выделено 9 основных видов китайских лаков, которые, нередко имея весьма древнее происхождение, окончательно утвердились лишь в эпохи Мин и Цин 清 (1644–1911). Это: изделия с цветным лаковым покрытием; расписные лаки; рельефные; резные; инкрустированные; лаки с золотой гравировкой; «коромандельский лак»; «сухой лак» и лак-пинто.
3.1. Изделия с цветным лаковым покрытием.
Изделия с цветным лаковым покрытием
подразделяются на монохромные; лаки с
золотым покрытием и лаки с
золотым краплением. К первой из
перечисленных групп относятся
вещи с однослойным лаковым
Лак с золотым покрытием подразумевает
нанесение на сырую лаковую поверхность
сплошного слоя золотой пудры либо обкладку
золотой фольгой, в обоих случаях процесс
завершается покрытием изделия прозрачным
лаком. Эта техника, зародившаяся в XII–XIII
в. и позволявшая создавать имитации металлических
(золотых или бронзовых) вещей, наиболее
активно использовалась для производства
ритуально-церемониальной утвари, а также
в декоре мебели, где она имела некоторые
отличия в сравнении с лаковым производством.
Лакированную поверхность покрывали слоем
толстой бумаги, на которую наносили рисунок;
затем его прокалывали, посыпали мелом,
и по меловому контуру, прорезая резцом
или нанося точки иглой, дублировали рисунок
на лак. Прорези заполняли лаковой массой,
смешанной с киноварью, орнамент выкладывали
золотой фольгой, нанося сверху прозрачное
лаковое покрытие.
Лак с золотым краплением
(или «лак с разбрызганным золотом», шацзинь-ци 沙金漆) предполагает нанесение
золотой пудры или крохотных чешуек золотой
фольги на сырую лаковую поверхность.
Частицы драгоценного металла, образующие
неравномерные слои или узоры, наблюдаемые
под тем или иным углом зрения, создавали
эффект мерцающей переливами света поверхности,
усиленный прозрачным лаковым покрытием.
В цинское время с помощью этого способа
создавали фон для росписи или инкрустации
по лаку.
3.2. Расписные лаки
.
Это изделия с монохромным, полихромным, золотым живописным декором или с росписью золотом под цветным лаковым покрытием. При всем их возможном разнообразии, расписные лаки занимали весьма скромное место в декоративно-прикладном искусстве поздних эпох. Наибольшей технологической сложностью обладают изделия с росписью золотой лаковой краской по сырому лаку, покрытому золотой пудрой или аппликацией из золотой фольги. Во многих образцах золотые росписи сочетаются с полихромным живописным и инкрустированным декором, в котором особенно часто используется перламутр. Изделия последней категории имеют цветное лаковое покрытие, нанесенное поверх росписи.
3.3.Рельефные лаки.
Рельефные лаки получают, формируя объемные
изображения из специально приготовленной
массы, в состав которой входит лак
и загуститель (чаще всего, древесный
уголь). Рельефный орнамент может
распространяться на всю поверхность
изделия или покрывать