Храм Воскресения Христова

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:18, реферат

Краткое описание

В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.
Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.

Файлы: 1 файл

Реферат По ЗаруБеЖной.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

   Рядом с  иконостасом храма находятся  северный и южный киоты, общее  цветовое решение которых построено  на контрастном сопоставлении природного цвета минералов. Темно-серый цвет полосчатой ревневской яшмы цоколя усиливает звучание сочного розового цвета орлеца (родонита) верхней части киота и гармонирует с цветной облицовкой стен. Тональная нейтральность нижней части киота помогает оценить по достоинству его богатую и пышно декорированную верхнюю часть. Красивый по своему природному окрасу орлец орнаментирован резьбой из уральских яшм нежных пастельных палевых, серых и бежевых тонов с редкими красными пятнами.

   Девять  колонок в цоколе киотов выполнены  из темно-красного коргонского порфира. Вертикальные плоскости украшены красной пятнистой яшмой. Особая декоративность, нежные палевые, серые и бежевые тона присущи орской яшме северного киота. Его украшают орнаментальные резные пластины из пятнистой орской яшмы, закрепленные на фоне молочно-белого кварца. Крест и орнаменты центрального кокошника выполнены из аушкульской яшмы. В южном киоте орнамент выполнен из серо-бежевой нежно-пятнистой яшмы и закреплен на фоне красно-белой орской яшмы. Орлец в киотах Спаса на крови представлен своим лучшим сортом - ярко-розовым (уральское Сидельниковское месторождение). Обрабатывали его на Екатеринбургской гранильной фабрике, здесь же были изготовлены орнаментальные резные пластины, колонны из орской яшмы, кресты кокошника и орнаменты из аушкульской яшмы. Цоколь киотов из темно-серой ревневской яшмы и колонки из порфира выполнены на Колыванской полировальной фабрике.

   В оформлении киотов ярко проявилось высокое профессиональное мастерство русских камнерезов, умеющих выявить природную красоту минерала, вдохнуть в камень жизнь. Иконостас Спаса на крови был выполнен в Генуе мастерами фирмы "Нови" по эскизам Парланда в 1901 - 1907 годах. Камнерезные работы производились по моделям русского скульптора Степанова.

   Иконостас разделен на центральную, северную и  южную части, и в его художественно-декоративном убранстве ведущую роль играет камень. Перед нами предстает уникальный по цветовому подбору мрамор: красно-коричневый с разноцветными прожилками внизу, выше он постепенно светлеет и, плавно переходя в охристо-желтый, наверху становится почти белым, напоминая резьбу по дереву. Плоскость иконостаса разделена четырнадцатью колоннами, каждая из которых имеет свой особый узор. Венчали карниз иконостаса резные кокошники с крестами, украшенными драгоценными топазами.

   В декоративном убранстве иконостаса этого храма  проявились художественные особенности, характерные для произведений русского камнерезного искусства конца XIX - начала XX веков, - стремление к внешним эффектам. Действительно, некоторая излишняя вычурность и условность форм приводит к утрате подлинной красоты природного камня. Но качество выполнения камнерезных работ иконостаса свидетельствует о высокой профессиональной подготовке мастеров.

   Иконостас Спаса на крови - образец профессионального  мастерства его создателей и пример художественного убранства русских  храмовых построек начала XX века.

   Живописные  эскизы для мозаик Спаса на крови  создавали 32 художника, отличавшихся как  степенью своего дарования, так и  художественной направленностью. Лучше  других восприняли специфику монументального  искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна. Наиболее удачно проявилась взаимосвязь мозаики с архитектурными формами в наружном оформлении. Большинство этих мозаик набрано упрощенным способом, подчас кубики смальты повторяют

   кладку  стены.

   На южном  фасаде храма привлекает внимание мозаика  большого кокошника по эскизу Н.А.Кошелева "Христос во славе". Центральное место в композиции занимает четко вписавшийся в академический треугольник образ Христа. Все пространство мозаики пронизывает золотой поток лучей, исходящий от мандорлы. Обычный для этого сюжета сонм предстоящих ограничен двумя фигурами. Справа - св. Николай Мирликийский, соименный императору Николаю II, при котором храм был освящен. Слева - св. Александр Невский, покровитель города и императора Александра II. Модель Спаса в его руке указывает на причину возведения храма.

   Композиция  этой мозаики достаточно трафаретна, отличается пестротой колорита, однако она органично вписалась в тимпан кокошника, что позволило А.Фролову назвать "Христа во славе" в числе лучших работ. Главная утверждающая тема - надежда и спасение - нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова "Воскресение Христа" на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он - воплощение торжества жизни над смертью. Справа - бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа. 
 

   Орнаменты храма Воскресения  Христова. 

   Орнаментальное  убранство храма Воскресения  Христова создавалось по оригиналам архитектора Альфреда Парланда и  художника Андрея Рябушкина. Каждая из частей храма несет свою смысловую нагрузку, и в зависимости от этого, имеет свои особенности орнаментики.

   Каждый  верующий или человек, готовящийся  к таинству крещения, при входе  в храм (западная часть) попадает как  бы в земную «модель» Райского сада. Этот мир представлен в виде сплошного коврового растительного орнамента, включающего изображения птиц. Именно так художники-орнаменталисты представляли себе красоту Небес, равной которой нет в земной природе. Цветы представляют здесь и красоту и Божественное Благословение, а плющ, овивающий их стебли – это символ преданности и вечной жизни, поскольку он продолжает расти и на погибших деревьях. Птицы – это символ души, идея отделения духовного начала от начала земного.

   В орнаментах Спаса на крови немало звезд с разным количеством лучей, символика которых многозначна. Например, пятиконечная звезда – один из самых древних символов человека, в православных храмах трактуется так же, как пять ран на теле распятого Христа. Шестиконечная звезда – образ сотворения мира, восьмиконечная – символ Богоматери и, вместе с тем, нимб Бога-отца Саваофа, «Венец Отеческой Славы». Многочисленные Кресты, вплетенные в орнаменты Спаса, обозначают символ христианской веры, Благословение Креста, дарованное всем людям. Из Крестов составлены многочисленные монограммы Иисуса Христа.

   Растительный  бордюрный орнамент выполнен тонко  и изящно. Его мотивы отличаются пышностью и разнообразием цвета. Так, лилии и белые розы символизируют  Матерь Божью, цветок граната – единство Церкви, солнечный цветок мимозы –  знак уверенности в грядущем Воскресении. Орнамент пола в мемориальной зоне храма – стилизованный лавровый венок, символ победы Иисуса Христа над смертью. Над сенью – ангелы с павлиньими перьями – символ возрождения, символ вечной жизни.

   Орнамент  в виде виноградной лозы в алтарной части храма также символизирует Спасителя. Побеги лозы – Его ученики, гроздья – вино и хлеб Святого Причастия. На задней стене алтаря мозаика «Евхаристия», созданная с оригинала Николая Харламова, иначе называется «Причащение апостолов», орнаментирована стилизованными чашами (чаша – символ веры, сосуд, который использовал Иисус Христос во время Тайной вечери), гроздьями винограда и пиками – символ страстей Господних.

   Многообразие  христианской символики дает мозаичистам  и художникам почти безграничные возможности при создании орнаментов православного храма. Рассмотреть отдельные мотивы орнаментики, попытаться сопоставить ее с иконописной программой собора, понять и осмыслить значение орнаментальных символов – достаточно трудная, но интересная для исследователей задача. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    

   Храм  Воскресения Христова (Спас на крови) - одна из ведущих доминант в силуэте  левобережной части Санкт-Петербурга. Его живописная композиция активно  включается в городскую панораму, особенно эффектно воспринимается собор  со стороны Невского проспекта, в перспективе канала Грибоедова. Он приковывает внимание динамичной группировкой объемов, насыщенным многоцветьем убранства и, главное, неожиданным вторжением легко узнаваемых древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.

   Было  бы неправильно воспринимать этот храм только как культовый объект, прочтение  его шире и глубже. Идейно-образная структура Спаса отражает не столько  культовое, сколько политическое, историческое, художественно- стилистическое и даже градообразующее начало.

   Собор привлекает пышностью и количеством  декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной  черепицей. Пять куполов храма покрыты  ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные  гербы городов и губерний Российской империи. Общая площадь мозаики фасадов храма составляет 400 квадратных метров. В технике русской мозаике выполнены расположенные с трех сторон колокольни собора гербы русских народов и уездов. Своеобразие художественного исполнения храма Воскресения Христова позволяет отнести его к числу интереснейших архитектурно-художественных памятников Санкт – Петербурга.

   Глядя на этот красочный архитектурный  памятник, Спас на крови, у меня возникает  чувство восхищения. Этот собор создавался на протяжение XIX в.  Несмотря на увековечение столь печального события, девятиглавое здание храма поражает своей яркой, пёстрой красотой. Оно поистине кажется разноцветной игрушкой на фоне по-петербургски строгой архитектуры соседних домов. Архитектор А. Парланд, автор постройки, стилизовал собор в духе русской "орнаментальной" архитектуры. 

   Более четверти века потребовалось на постройку  и окончательную отделку храма, высота которого достигает 79,8 метров. Колокола храма, главный из которых  весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии. Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы: 

  1. Зодчие  Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с
  2. Кириков Б. М. Храм Воскресения Христова. (К истории "русского стиля" в Петербурге) // Невский архив. М.-Спб., 1993. С. 204-245.
  3. Черепинин Н.Ю., Шкаровский Н.В.. Справочник по истории православных монастырей и соборов Санкт – Петербурга 1917– 1945. – СПб., 1996. – С. 74-76.
  4. – //История Петербурга. – 2003. – № 1(11). Протоколы совещаний представителей музеев и прочих организаций по вопросу разборки храма «Спас на крови»». – С.70-75.
  5. Демидов В.. Снаряд в куполе. – //Санкт- Петербургская панорама. – 1993. – № 5.
  6. Санкт-Петербург: История; Архитектура; Городская жизнь и др. Издательство: Аванта+, Мир энциклопедий,2005

Информация о работе Храм Воскресения Христова