Храм Воскресения Христова

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:18, реферат

Краткое описание

В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.
Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.

Файлы: 1 файл

Реферат По ЗаруБеЖной.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Введение. 

   В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.

   Освященный  в честь праздника Воскресения  Христова, храм представляет собой  уникальный памятник русской архитектуры  и монументально-декоративного искусства  конца XIX века.

   Храм Воскресения  Христова (Спас на крови) возводился как  общенародный историко-мемориальный комплекс. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России. Вместе с этим, собор принято считать историческим памятником трагическим событиям 1 марта 1881 года. Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму второе, более часто употребляемое название - "Спас на крови". Изначально этот собор возводился как храм-памятник, мемориал на месте смертельного ранения императора.

   Александр II Освободитель был, бесспорно, одним из выдающихся государственных деятелей России. Его социальные, военные, экономические реформы, строительство железных дорог в невиданных прежде масштабах, освобождение крестьян от крепостной зависимости и присоединение к России огромных территорий Средней Азии и Кавказа сделали страну действительно великой державой, и во многом позволили обрести международный престиж, отчасти утраченный после поражения в Крымской войне. Это был царь-реформатор, царь-освободитель, много сделавший для развития и процветания своей страны.

   В воскресный день 1 марта Александр Николаевич прибыл в Манеж. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.

   Побеседовав с родственницей, царь в сопровождении  свиты выехал по Инженерной улице  на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой  площади. Но проехать царской карете удалось только несколько десятков метров. Стоящий у ограды Михайловского сада народоволец Н.Рысаков бросает бомбу под карету императора. Взрывом были ранены несколько человек, но сам царь не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Александр Николаевич пожелал осмотреть место взрыва. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И.Гриневицкий бросил свою бомбу прямо под ноги царю. Последствия были ужасными: Александр II получил крайне тяжелые ранения обеих ног. С величайшей осторожностью царя уложили в сани полицмейстера А.И.Дворжицкого и отвезли в Зимний дворец. Лейб-медики оказались бессильны, и Александр II скончался. Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, здесь выставили часового.  Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Деньги на строительство предполагалось выделить из городского бюджета. Император одобрил идею, но пожелал, чтобы место цареубийства отмечала не часовня, а церковь. Таким образом, решение о строительстве храма-памятника было принято. Временно, пока он проектировался и строился, на Екатерининском канале была возведена часовня.

   Созданная по проекту молодого архитектора Л.Н.Бенуа, она была освящена 17 апреля 1881 года - в день рождения императора Александра II. Часовня представляла собой павильон из некрашеного дерева под шатровой восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с изящным крестом. Звено решетки набережной и часть булыжной мостовой со следами крови умершего императора можно было видеть через остекленную дверь часовни. Ежедневно здесь служили панихиды по невинно убиенному императору, площадка вокруг часовни была усыпана живыми цветами.

   Конструкция часовни предусматривала возможность  ее перемещения. Она простояла на набережной до 1883 года. Затем, в связи  с началом строительства храма  Воскресения Христова, ее перенесли  на Конюшенную площадь. Впоследствии часовня  была разобрана. «Спас на Крови» строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года.

   От  Михайловского сада собор «Спас  на крови» отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903–1907 годах по проекту Альфреда Парланда.

   В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором. В 1930 году собор закрыли. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. С 1930х годов здание стало использоваться как склад, в результате оно сильно пострадало. В 1941–1942 годах сюда свозили тела погибших во время блокады Ленинграда. После Великой Отечественной войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.

   В 1970 году собор передали в качестве филиала музею «Исаакиевский собор». С 1977 по 1991 год храм реставрировался. Собор был открыт для посетителей лишь 19 августа 1997 года. 
 
 

   Архитектура.

   Внешнее и внутреннее описание.

   В историю  отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции русского стиля. Зародилось это стилистическое направление в конце первой трети XIX века и просуществовало в различных модификациях до 1910-х годов. Русский стиль не был самостоятельным направлением и развивался в русле большого стиля историзма. В этот период архитектурный образ формировался на основе "умного выбора" соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилей русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.

   Архитектура Спаса на крови относится к позднему развитию русского стиля. Собор был построен по проекту А.А.Парланда. Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма. В основе его композиции - компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает возносящийся на 81 м шатер. Фасады Спаса на крови сплошным ковром покрывает сложный измельченный декор, аналогичный работам московских и ярославских мастеров XVII века. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти храм Василия Блаженного, хотя у него совершенно другая общая композиция (девять столпообразных храмов на общем подклете).

   В западной части собора находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Такая постановка колокольни на продольной оси сближает композицию с трехчастными сооружениями XVII века, решенными "кораблем", только в отличие от них у Спаса  нет промежуточного звена – трапезной, и колокольня не разделена с церковью.

   Завершается колокольня Спаса не шатром, а куполом. Ее ярус "звона", примыкающие шатровые крыльца и граненое основание, декорированное изображениями гербов российских городов, по своим формам ближе более поздним памятникам Москвы и Ярославля.

   В восточной  части храма три полукруглые  апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу.

   Западная  и восточная стороны собора построены  строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось.

   Организация четырехстолпного трехнефного интерьера  четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например, ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.

   Многие  элементы убранства Спаса на крови  заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

   Цоколь  собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах - 20 досок  из красного норвежского гранита  с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арки, кокошники.

   Оформление  Спаса на крови включает в себя ряд черт, близких стилевым приемам  эклектики: повышенную декоративность, обилие и некоторую измельченность деталей, введение не связанных с конструктивной основой элементов композиции.

   Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности  здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.

   Основной  мотив устремленность ввысь дают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер  с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.

   Особенно  сильно ощущается устремленность Спаса  вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.

   К сожалению, для широкого обозрения храма  Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который  хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает  асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова. Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт – Петербурга.

   Многоцветный, яркий, нарядный храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге обладает мощной притягательной силой. Декоративная отделка его фасадов насыщена и разнообразна: ювелирные эмали на меди, цветная глазурованная черепица, золоченые медные купола, цветной облицовочный кирпич, цветные фарфоровые вставки, эстляндский мрамор, гранит, мозаичные гербы российских городов и губерний. Особое значение в убранстве собора принадлежит поделочному камню.

   Наружный  цоколь Спаса на крови - гранитный. Его  нижняя часть облицована темно-серым, а верхняя - светло-серым гранитом, добытым на острове Германа (Ладожское озеро). Фигурные гранитные колонки и двухлопастные, с "гирьками", арки из мрамора декоративных порталов гармонично обрамляют двадцать мемориальных досок из темно-красного норвежского гранита с надписями о деяниях царствования императора Александра II.

   Облицовку цоколя выполняли мастера известной  в Петербурге в конце XIXв. Скульптурной мастерской Гаэтано Бота Баринов, Крутиков и Благодарев.

   Верхний пояс цоколя выполнен в виде декоративной аркады, колонки и кокошники, украшающие окна на фасадах храма, изготовлены из эстляндского мрамора. Все мраморные работы на фасадах выполняли мастера эстонской фирмы "Кос и Дюрр". Четыре крыльца оформлены треугольными кокошниками из эстляндского мрамора, их колонны изготовлены из серого гранита Усть – Каменогорского месторождения.

   Высокое качество обработки материалов, выявление  природной красоты камня - все  это характерно для мастерства русских  камнерезов, и наиболее ярко проявилось в декоративно-художественном убранстве  интерьера храма Воскресения Христова.

   Разнообразие  и обилие пород самоцветов и поделочного камня в соборе поражает воображение. В создании интерьера принимали участие лучшие отечественные и итальянские мастера. Резные каменные подзоры из маховика, розетки между кокошниками из родонита и восьмигранная пирамида шатра из уральского змеевика были изготовлены на Урале екатеринбургскими камнерезами.

   Особую  роль в декоративном убранстве Спаса  на крови играет уникальнейший мозаичный  пол из цветных итальянских мраморов, удивительно гармонирующих с  мозаичным убранством. Подобно древнегреческим и древнеримским памятникам, пол храма представляет собой сплошные красочные орнаменты, созданные в 1903 - 1905 гг. мастерами генуэзской фирмы "Нови" по рисункам Парланда. Цокольная часть стен внутри собора облицована серпентинитом, заготовленным в Неаполе, с широким плинтусом из красного левантийского мрамора. Облицовка цоколя пилонов - житомирский лабрадорит, обладающий свойством иризации: из глубины темной поверхности камня он светится светлыми и голубыми искрами (особенности его кристаллической структуры).

Информация о работе Храм Воскресения Христова