Доклад по
географии на тему «Хохлома»
Подготовила
ученица 9 «А» класса Молчанова Александра.
Хохлома́ — старинный русский
народный промысел, родившийся в XVII веке
в округе Нижнего Новгорода. Хохлома
представляет собой декоративную роспись
деревянной посуды и мебели, выполненную
красным и золотым цветом по чёрному
фону. На дерево при выполнении росписи
наносится не золотой, а серебристый
оловянный порошок. После этого
изделие покрывается специальным
составом и три-четыре раза обрабатывается
в печи, чем достигается медово-золотистый
цвет, придающий лёгкой деревянной
посуде эффект массивности. радиционные
элементы Хохломы — красные сочные
ягоды рябины и земляники, цветы
и ветки. Нередко встречаются
птицы, рыбы и звери. Предполагают, что
хохломская роспись возникла в XVII веке
на левом берегу Волги, в деревнях
Хохлома (откуда и появилось название
росписи), Большие и Малые Бездели,
Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В
настоящее время родиной хохломы
считается поселок Ковернино
в Нижегородской области.На сегодняшний
момент существует множество версий
происхождения хохломской росписи.
Центры производства хохломы:В настоящее
время у хохломской росписи два
центра — город Семёнов, где находятся
фабрики «Хохломская роспись» и
«Семёновская роспись», и село Сёмино
Ковернинского района, где работает
предприятие «Хохломский художник»,
объединяющее мастеров деревень Ковернинского
района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское
и др. (фабрика находится в д.Сёмино).
В данный момент деятельность предприятия
сведена практически к нулю. В
д.Семино расположено также предприятие,
занимающееся 19 лет выпуском деревянных
шкатулок с хохломской росписью (ООО
"Промысел").В Семёнове Школу
основал Г. П. Матвеев. Технология:Как
создаются изделия с хохломской
росписью? Сначала бьют баклуши, то
есть делают грубые бруски-заготовки
из дерева. Затем мастер встает за токарный
станок, снимает резцом излишек древесины
и постепенно придает заготовке
нужную форму. Так получается основа
— «бельё» (неокрашенные изделия) —
резные ковши и ложки, поставцы и
чашки.Изготовление «белья»После сушки
«бельё» грунтуют жидкой очищенной
глиной — вапой, как её называют
мастера. После грунтовки изделие
7-8 часов сушат и обязательно
вручную покрывают несколькими
слоями олифы (льняного масла). Мастер
окунает в миску с олифой специальный
тампон, приготовленный из овечьей
или телячьей кожи, вывернутой наизнанку,
а затем быстро втирает в поверхность
изделия, поворачивая его так, чтобы
олифа распределялась равномерно. Эта
операция очень ответственная. От неё
будет в дальнейшем зависеть качество
деревянной посуды, прочность росписи.
В течение дня изделие покроют
олифой 3-4 раза. Последний слой высушат
до «небольшого отлипа» — когда
олифа слегка прилипает к пальцу,
уже не пачкая его. Следующий этап
— «лужение», то есть втирание в
поверхность изделия алюминиевого
порошка. Выполняют его также
вручную тампоном из овечьей кожи.
После лужения предметы приобретают
красивый бело-зеркальный блеск, и готовы
для росписи. В росписи применяются
масляные краски. Главные цвета, определяющие
характер и узнаваемость хохломской
росписи — красный и чёрный
(киноварь и сажа), но для оживления
узора допускаются и другие —
коричневый, светлого тона зелень, жёлтый
тон. Кисти для росписи делаются
из беличьих хвостов, так, чтобы ими
можно было провести очень тонкую
линию. Лужение и художественная
росписьВыделяют роспись «верховую»
(когда по закрашенному серебристому
фону наносят рисунок (криуль — основная
линия композиции, на нее «насаживают»
такие элементы как осочки, капельки,
усики, завитки т.д.) красным и
черным цветом) и «под фон» (сначала
намечается контур орнамента, а потом
заполняется чёрной краской фон,
рисунок листа или цветочка остается
золотым). Кроме того, существуют разнообразные
виды орнаментов:«пряник» — обычно
внутри чашки или блюда геометрическая
фигура — квадрат или ромб —
украшенная травкой, ягодами, цветами;
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают
специальным лаком (с промежуточной
сушкой после каждого слоя) и, наконец,
закаливают в течение 3-4 часов в
печи при температуре +150… +160 °C до образования
масляно-лаковой плёнки золотистого
цвета. Так получается знаменитая «золотая
хохлома».