Территориальная организация населения в районах развития народных промыслов (Семенов, Городец, Хохлома, Мстера)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:32, контрольная работа

Краткое описание

Изделия народных художественных промыслов представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства. Они имеют большое значение для художественного воспитания людей, способствуют развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному. В то же время это товар, предназначенный для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека. В практике изделия народных художественных промыслов называют художественными товарами.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 81.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

Изделия народных художественных промыслов представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства. Они имеют большое значение для художественного воспитания людей, способствуют развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному. В то же время это товар, предназначенный для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека. В практике изделия народных художественных промыслов называют художественными товарами.

Изделиям народных художественных промыслов свойственно яркое национальное своеобразие формы, орнаментации, цвета, композиции. Каждый народный художественный промысел имеет свои стилевые особенности, специфические приемы выполнения. Изделия народных промыслов тесно связаны с определенными художественными традициями, приемами мастерства и технологии, складывавшимися иногда в течение столетий.

Горьковская область — один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только а нашей стране, но и далеко за ее пределами. Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлово и другие издавна снабжали многие губернии России, села и города крашеной деревянной посудой, художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями и неповторимой золотой вышивкой. Искусство этих центров, пришедшее в упадок на рубеже ХIХ—ХХ веков, начало восстанавливаться уже в первые послереволюционные годы. И сегодня тысячи мастеров — резчики и мастера росписи по дереву, ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры — успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.

Активно работают созданные  на основе давнего хохломского промысла современные предприятия в г. Семенове и с.Семине. Бережно хранят они искусство огненной росписи, поэтически перевоплощающее красоту родной русской природы, свидетельствующее о неизбывности художественного таланта нашего народа. В тесном контакте с искусствоведами и художниками мастера хохломских предприятий расширяют ассортимент своей продукция, создавая новые формы изделий, добиваясь дальнейшего разнообразия в приемах росписи.

 Другой традиционный центр росписи по дереву — Городец — прославился в былые времена своими прялочными донцами, своеобразными произведениями крестьянской живописи. Давно ушли в прошлое прялки, некогда обязательный атрибут крестьянского быта, во городецкое искусство живет и сегодня. Волшебные птицы и кони, яркие неповторимые цветы городецкой живописи мы видим в предметах современного быта: разделочных досках, шкатулках, сундучках, детской мебели, игрушках и других изделиях. Этот обширный ассортимент нашел себе место а современном интерьере, радуя глаз своей жизнерадостностью, истинно народным весельем.

Среди предприятий художественных промыслов, возникших в нашем крае в советские годы, следует особо отметить Семеновское объединение по производству сувениров и объединение «Полховско-майданская роспись» Мастера этих фабрик создают всемирно известные матрешки, расписные бытовые изделия, яркие детские игрушки. На протяжении десятилетий здесь выработался свой художественный стиль, творческий почерк. Их особенностью является использование традиционных кистевых росписей, позволяющих создать необыкновенное многообразие композиций.

 

 

 

 

 

 

1. Изделия с  хохломской росписью

Горьковская область родина искусства золотой росписи. Происхождение промысла связано с торговым селом Хохломой, откуда золотистая расписная деревянная посуда направлялась на различные ярмарки для продажи. Изготовляли же расписную посуду из древесины народные мастера, проживающие по берегам рек Керженец и Узол.

По данным археологических  раскопок, изготовлением деревянной посуды в Заволжье занимались в незапамятные времена. Знакомясь в музеях с изделиями ХV, ХVI и ХVII вв., производимыми в монастырях, мы находим вещи, близкие к хохломским по своей форме и киноварному фону.

В ХVII—ХVI1I вв. в целях экономии золота иконописцы при окраске икон в золотистый цвет использовали приемы, близкие хохломской росписи. Участие в промысле иконописцев-старообрядцев, знавших дешевый способ «золочения» изделий из древесины, способствовало распространению техники окраски изделий в золотистый цвет без применения золота.

Самыми ранними изделиями мастеров Лесного Заволжья (на рубеже ХVIII—ХIХ вв.) были чашки, братины, кружки, туески, выполненные токарным способом. Золотой фон в этот период применялся редко, поскольку серебряный порошок тоже был дорогостоящим материалом.

К середине ХVIII в. хохломской росписью были заняты жители нескольких десятков деревень. Самое крупное село, где жили мастера художественной росписи, называлось Бездели (ныне село Новопокровское).

В первой половине ХIХ в. мастера научились использовать при росписи вместо серебра олово. В хохломской росписи произошли изменения. Теперь уже тонким слоем металла покрывались не только отдельные участки, но и вся поверхность посуды. Изделия стали также почти полностью окрашивать в золотистый цвет. В орнаменте появилась плоскостная силуэтная трактовка мотивов.

Мастера отказались от разживок белилами (которые создавали впечатление  объемности изделий), довели красочную гамму до основных цветов орнамента – красного, черного, золотого

Во второй половине ХIХ  в. появляются столярные изделия. Формирование хохломского орнамента также относится к ХIХ в. На свои изделия мастера переносили мотивы окружающей природы: траву, цветы, кусты и деревья с пышной кудрявой листвой. Одним из основных элементов травного узора становится смелый кистевой мазок. Растительный орнамент росписи «под фон» и рисунки «кудрина» в  ХIХ в. исполнялись гораздо реже, чем травное письмо, в связи с их большей трудоемкостью.

В Конце ХIХ — начале ХХ в. промысел угасает. Деревянную Посуду с ручной росписью вытесняет фабричная посуда. Большой ущерб промыслу нанесли русско-японская и первая мировая войны.

Возрождение промысла началось после Великой Октябрьской социалистической революции.

Во время Великой Отечественной войны многие талантливые мастера и известные художники Хохломы, ушедшие защищать Родину, не вернулись с войны, поэтому в послевоенные годы первой задачей промысла было восстановление творческого коллектива.

К середине 50-х годов в хохломских изделиях появляются новые мотивы растительного орнамента: спелые колосья, ветки, отягощенные плодами, грозди винограда, пышные цветочные гирлянды, символизирующие изобилие. Кроме того, художники пытаются обогатить орнамент новыми темами. Вводятся изображения памятников архитектуры, гербов, эмблем, портретов. В 50-60-е годы расширяется также ассортимент хохломских изделий, появляются новые вещи утилитарного назначения: комплекты посудных изделий для салата, компота, ягод, орехов, блинов, изделия для украшения интерьеров, раз личные предметы сувенирного характера.

Мелкие предприятия  постепенно выросли в крупные. С  каждым годом увеличивается выпуск изделий. Производство все более оснащается оборудованием: построены электрифицированные камеры для сушки древесины, электропечи для закалки изделий, приобретается новое оборудование для механической обработки древесины. Появились творческие и технические лаборатории.

Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий. Основным сырьем по-прежнему остается древесина мягких пород деревьев: осины, липы, березы. При росписи мастера пользуются алюминием (вместо олова) - более доступным и дешевым материалом.

Хохломские художественные изделия классифицируют по способу  производства, виду обработки, назначению. По способу производства различают  изделия токарные, столярные, прессованные (из бумажно-древесных масс). По виду обработки их подразделяют на изделия с внутренней выемкой крытые (бочата, поставки, солонки, сахарницы, конфетницы, пудреницы, коробки-кандейки и др.) и с внутренней выемкой некрытые (бокалы, стаканы, вазы). По назначению хохломские изделия делят на следующие группы: мебель; предметы украшения квартиры; бытовые предметы хозяйственного назначения; женские украшения; сувениры; прочие изделия.

Из мебели мастера  хохломского промысла выпускают детские столики и стульчики, журнальные столы, полки кухонные и др. Ассортимент предметов для украшения квартиры. включает настенные панно, тарелки и блюда, декоративные панно, вазы, подносы, ковши, братины.

Многообразен ассортимент предметов домашнего обихода. Это прежде всего посуда (отдельные предметы, наборы, комплекты): бочонки, поставцы и коробочки раз личного назначения, вазы для варенья и других хозяйственных целей; масленки, тарелки и блюда; бокалы, стопки, рюмки; совки; супницы; соусницы; чашки раз личного назначения — для ягод, фруктов, салатов, супа, кофе, меда, чашки-пиалы, блюдца; кружки, чайники, сахарницы, розетки; стаканы для яиц, салфеток и пр.; доски разделочные и другие изделия. Отдельно в посудной группе следует выделить ложкарные изделия. К ним относятся: ложки, различные

по форме, размеру, рисунку, назначению — столовые, чайные, для овощей; половники.

В орнаменте Хохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты: большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгость и скупость изобразительных средств.

Самобытное искусство  Хохломы пользуется большим спросом у советских покупателей и иностранных туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Изделия с Городецкой росписью

Городецкая роспись  возникла на базе старинного промысла, объединявшего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле.

Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой и инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах ХIХ в. и положила начало новому городецкому стилю— росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достигает в 80-х годах ХIХ в. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, желтым, зеленым и черным цветами и сюжетами из крестьянского, купеческого и городского быта, изображением сказочных птиц и коней. Нарядные изделия мастеров села Курцево, деревни Косково и другие распространились по всей стране. Искусство городецкой росписи пользовалось большим успехом в ХIХ — начале ХХ в.

В годы Советской власти городецкие мастера объединились в артель «Стахановец» в Курцеве (1936), где изготовлялись детская мебель и декоративные панно. Во время Великой Отечественной войны народный промысел был остановлен. Возродился он в Курцевской артели «Городецкая роспись» в 1954 г. В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской обл. занимается фабрика художественных изделий «Городецкая роспись».

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий — токарная и столярная обработка. Роспись выполняется масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность городецкого  промысла — исполнение рисунка на цветных фонах: желтом, зеленом, голубом, синем, красном; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен. Типичными сюжетами для городецких изделий, как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, сцен из народной жизни.

Городецкие мастера изготовляют утилитарные изделия (детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения) и предметы декоративного характера. Ассортимент мебели представлен уютными и нарядными детскими столиками, стульчиками, скамеечками, диванчиками, шкафчиками. Из бытовых вещей на фабрике вырабатывают вешалки для одежды, полотенец, кухонные разделочные доски, тарелки, чаши. Это новое в ассортименте городецких изделий. Из игрушек большое место занимают качалки «Конь-качалка», «Кресло-качалка»; сундучки, скамеечки. Декоративные изделия городецких мастеров представлены различными расписными панно.

Художественные изделия, вырабатываемые мастерами и художниками Городецкого промысла, пользуются большим спросом не только в нашей стране, но и за рубежом, постоянно экспонируются на отечественных и международных выставках и ярмарках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мстерские  изделия

3.1Изделия с мстерской лаковой живописью

Народный промысел лаковой живописи в селе Мстера так же, как Палехский, возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в ХV и ХVIII вв.

Во второй половине ХIХ  в. иконопись стала основным занятием жителей Мстеры. К концу ХIХ  в. иконы стали изготовляться  с применением фольги; расписывались лишь «ручки» и «лики» святых. Позднее искусство иконописи стало вытесняться литографией и механическим печатанием икон.

Великая Октябрьская социалистическая революция помогла бывшим иконописцам найти пути применения их творческих возможностей, приспособить искусство живописи к росписи вещей, украшающих быт советских людей.

В 1921 г. в Мстере была создана кооперативно-производственная артель народной живописи, преобразованная позднее (1923) в артель древнерусской живописи. Раскрашивались деревянные матрешки, «ваньки-встаньки», затем коробки, шкатулки, полочки, чашки, ложки, ковши. Пытались расписывать тарелки и кружки из белой глины, металлические подносы и даже клеенку на местной фабрике по производству клеенки.

В 1926 г. возникла мстерская промыслово-кооперативная артель живописного и столярно-строительного производства «Пролетарское творчество», где были проведены первые опыты миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше. В 1931 г. из этой артели мастера миниатюры выделились в артель «Пролетарское искусство» и через год наладили производство шкатулок, коробочек, ларчиков, игольниц и других изделий из папье-маше с миниатюрной лаковой живописью. В настоящее время мстерское искусство лаковой росписи продолжает «Пролетарское искусство» (Вязниковский район, Владимирская обл.)

Информация о работе Территориальная организация населения в районах развития народных промыслов (Семенов, Городец, Хохлома, Мстера)