Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:32, контрольная работа
Изделия народных художественных промыслов представляют собой произведения декоративно-прикладного искусства. Они имеют большое значение для художественного воспитания людей, способствуют развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному. В то же время это товар, предназначенный для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей человека. В практике изделия народных художественных промыслов называют художественными товарами.
Характерная особенность миниатюрной живописи Мстеры – это ковровая декоративность, разнообразие и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма мстерских художественных изделий голубовато-серебристые или охристо-желтые и красные цвета. Орнаментальных мотивов в мстерскях изделиях из папье-маше очень много, здесь сочетаются растительные и геометрические мотивы. Композиция часто оформляется тонким золотым орнаментом. Иногда мстерские мастера расписывают свои изделия только одним орнаментом (узор из трав, листьев или фруктов). Так же, как и палешане, они иногда расписывают сюжетно связанные миниатюры на крышке и боковых стенках изделий.
В тематике лаковых изделий из папье-маше преобладают сказки ларец «Руслан и Людмила», шкатулка «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гуси-лебеди», «Садко», «Сказка о рыбаке и рыбке»; былины и сказания — шкатулка Песня про купца...», «Песнь о вещем Олеге»; песни — шкатулки «Еду к Любушке своей»; «Помню я еще молодушкой...», «Тачанка», «Вьется в тесной...», игольница «Дайте в руки мне...»; композиции на темы произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина, Горького — шкатулки «Заметался пожар...», «Макар Чудра», «Мать», исторические памятники — бисерница «Золотые ворота», «Успенский собор», шкатулка «Дмитровский собор». Действие в мстерских миниатюрах обычно происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа, а иногда на фоне условного архитектурного ансамбля — «палат».
3.2Мстерская вышивка
Владимирские изделия обл. славилась великолепными памятниками художественного шитья. Одним из центров этого вида декоративно-прикладного искусства в ХIV—ХVII вв. стал Суздаль. Здесь мастерицы использовали около 50 приемов шитья, создавая шедевры древнерусского шитья - подлинные произведения искусства.
Основные народные промыслы художественной вышивки во Владимирской обл. — Мстерский.
Народные мастера поселка Мстеры издавна славились белой гладьевой вышивкой. Во второй половине ХIХв. Мстера наряду с Холуем (который относился тогда к Владимирской губернии) была основным центром вышивального производства Владимирской губернии. В настоящее время эти традиции продолжают мастерицы мстерской строчевышивальной фабрики им. Н. К. Крупской, организованной на базе одноименной артели, созданной в 1923 г.
В поселке Мстера распространены два вида гладьевых вышивок: белая и цветная гладь — так называемый владимирский шов. Белой гладью вышивают на тонких белых тканях: креп-жоржете, маркизете, батисте. В оформлении блузок гладьевая вышивка часто соединяется с мережками. Владимирский шов — это яркая декоративная вышивка крупными стежками. Применяется она для украшения скатертей, портьер, наволочек, диванных подушек. Часто вышивку владимирским швом дополняют нарядными накладными сетками, которыми обычно заполняют сердцевину цветов и листьев. Изделия украшают каймой из цветной ткани. Иногда в мстерской вышивке используется односторонняя гладь — верхошов, которую выполняют цветными мулине. Хорошо вышивают мстерские мастерицы цветной шерстью.
Своеобразие мстерской вышивки состоит в искусном сочетании свободного растительного орнамента, среди которого нередко можно увидеть поющих птиц, порхающих стрекоз и бабочек, с геометрическими сетками и легкими простыми мережками, которые служат как бы фоном, подчеркивающим богатство растительного орнамента, изящно раскинутого по изделию.
Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов (анютиных глазок, герани, незабудок, вьюнков, клевера) и плодов (ягод, стручков гороха и т. д.). Мстерским вышитым изделиям присущ яркий колорит узора, в котором ведущую роль играет красный цвет.
В обширный ассортимент строчевышитых изделий фабрики им. Н. К. Крупской входят изделия: декоративные — покрывала, накидки, портьеры и оконные занавеси; утилитарные предметы одежды (женские платья, блузки, передники и фартуки; детские Костюмчики и платья, брючки для мальчиков), столовое и постельное белье и много других различных по виду вышивки изделий, отличающихся высоким художественным совершенством узоров, необычной тонкостью и изящество исполнения.
4.Семеновский сувенир
О семеновской матрешке, русской красавице в ее обобщенном народном образном представлении говорят как о русском сувенире, который олицетворяет народное искусство России и показывает богатство души народа. Она чарует глаз простотой и лаконичностью форм, яркостью росписи, оригинальностью своего декоративного образа. Между тем сам факт появления матрешки в творчестве народных мастеров несколько необычен — не являясь собственно детской игрушкой и в то же время не обладая утили тарными свойствами, обязательными в крестьянском искусстве прошлого, матрешка стала родоначальницей новой области в промыслах — сувенирной. Причем можно смело сказать: в этой своей форме сувенир — истинное произведение современного народного декоративного искусства.
Прелесть русской расписной матрешки не только в ее красочности, но и в занимательности. Вложенные одна в другую по 3—18 и более кукол, они восхищают и поражают мастерством исполнения. В многокукольных матрешках последняя, самая маленькая, изготовляется размером не выше 1,5 сантиметра. Нужно очень высокое мастерство токаря, чтобы выточить всех их и поместить внутри каждой еще одну — меньшего размера.
Первая русская матрешка из восьми фигур, изображавшая девочку в сарафане, в платке, с петухом в руках, была сделана в 90-х годах прошлого века в Москве в мастерской «Детское воспитание», принадлежавшей С. Мамонтову. Выточил ее русский токарь-умелец В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин. Внутри матрешки было помещено целое семейство ребятишек, изображавших мальчиков и девочек. В те же годы производство матрешек было организовано в мастерских Сергиева Посада (ныне г. Загорск). Необычная затейливая игрушка сразу привлекла к себе внимание покупателей и пользовалась большим спросом.
В Нижегородской губернии матрешки стали делать в начале ХХ века в с. Меринове, расположенном на берегу Керженца в 7 километрах от г. Семенова. К этому времени здесь уже существовал промысел по изготовлению токарных игрушек, таких, как самовары, внутрь которых вкладывались игрушечные чашки и блюдца, пирамиды, детские каталки и другие виды изделий.
Сама идея вкладывания одного предмета в другой была не нова для русских мастеров. Еще в ХVIII веке они вытачивали и продавали на ярмарках деревянные сосуды, вложенные внутрь других. Иное дело форма предмета, его пластика и художественные достоинства. Каждый мастер стремился к усовершенствованию формы, искал наиболее оптимальный вариант, придавая при этом изделию присущие конкретной местности характерные стилевые особенности.
Первым мериновским мастером, изготовившим свою матрешку, был Арсентий Федорович Майоров. После многих проработок он создал именно тот вариант изделия, который и дошел до наших дней. Его дочери Елизавета и Зинаида расписали ее, тоже по-своему, по-мериновски. Матрешки изображали бойких румяных девушек в ярких платках на голове и с пышными цветами на груди.
При росписи контур рисунка выполнялся гусиным пером и тушью по грунтованной крахмальным клейстером поверхности матрешки с последующим покрытием плоскостей анилиновыми красками и лакировкой. Впоследствии гусиное перо было заменено. Вскоре изготовлением матрешек стали заниматься и в Семенове, а поскольку спрос на них постоянно рос, то в производство вовлекалось все большее количество народных мастеров. Роспись при этом выполнялась по методу мериновских мастериц.
После Великой Октябрьской социалистической революции кустари-одиночки объединяются в товарищества и артели, строятся большие мастерские, заметно улучшаются условия труда, мастера получают возможность работать в просторных помещениях. В начале 30-х годов в г. Семенове были созданы артели «Семеновский кооператор» и имени М. И. Калинина, основной продукцией которых стал «щепной товар» — федосеевская игрушка, а также матрешки, кондейки, разного вида копилки, солонки, вазы и деревянные графины. Все эти изделия ярко раскрашивались и шли на базары и ярмарки. При этом федосеевская роспись заметно отличалась от мериновской своей колористической гаммой и техникой исполнения.
Народные мастера Семеновского объединения по производству сувениров достигли больших успехов в развитии интересного и самобытного художественного промысла. Правильное понимание ими сущности и особенностей народного творчества дает возможность каждому раскрыть свои способности, проявить умение и мастерство и тем самым еще более приумножить славу русской народной национальной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время наряду с развитием этих центров происходит становление новых коллективов и новых производств, которые, основываясь на народных художественных традициях, на ручном исполнении, используя зачастую старинные народные приемы, налаживают выпуск декоративных художественных изделий.
Популярность золотой хохломы и постоянный ее дефицит в торговой сети способствовали появлению «подражательных» предприятий, преимущественно на базе производств по переработке леса и разделке древесины, где всегда имеется большое количество отходов от основного производства. На таких предприятиях из отходов древесины изготовляют сувенирно-подарочные изделия по типу хохломской росписи или росписи по открытой текстуре, без огневой закалки, с последующим покрытием лаком. Некоторые предприятия достигли на этом пути значительных успехов.
Список использованной литературы:
1. Р.А Бардин Изделия народных художественных промыслов, сувениры; М. «Высшая школа» 1986
2. Народные художественные промыслы /Попова О. С., Королева Н. С., Чирков Д.А. и др. Под общ. ред. О. С. Поповой.— М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1984,— 192 с.