Франс Хальс. Групповой портрет
офицеров стрелковой роты св. Георгия.
Фрагмент. 1627 г. Гарлем, музей Франса Халъса.
Групповой портрет — жанр,
чрезвычайно специфический именно
для голландского искусства,— разделялся
на три вида: портреты, изображающие
членов стрелковых обществ (то есть бюргерской
милиции, сыгравшей важную роль в
борьбе республики за независимость),
портреты регентов (попечителей) благотворительных
учреждений (сюда же могут быть отнесены
портреты цеховых старшин) и, наконец,
портреты ученых. Каждый вид имел свои
устойчивые традиции. В Голландии, по существу,
не знавшей монументальной живописи, групповой
портрет оказался наиболее «монументальным»
жанром. Корпоративный дух буржуазной
республики, уверенность каждого бюргера
в собственной значительности, сознание
своей силы нашли отражение в этих огромных
полотнах нередко с очень большим количеством
действующих лиц. В выполненных Хальсом
групповых портретах, лучшими из которых
являются портреты офицеров стрелковой
роты св. Георгия 1627 г. и стрелковой роты
св. Адриана 1633 г. (Гарлем), с исключительной
яркостью показаны представители бюргерских
кругов, принимавшие активное участие
в борьбе за независимость. Это сильные,
жизнерадостные люди, полные неукротимой
энергии. Чаще всего мастер изображает
их во время веселой пирушки — этот мотив
подчеркивает свойственное хальсовским
персонажам настроение жизнерадостности.
Художник легко справляется с большими
трудностями группового портрета, который
требует яркой портретной характеристики
каждого отдельного участка события и
одновременно — впечатления целостности
и единства. Групповые портреты стрелков,
принадлежащие другим голландским живописцам,
нередко страдали условностью и неуклюжестью
композиции, а сами участники сцены своей
скованностью и однообразием напоминали,
как тогда говорили, фигуры из карточной
колоды. У Хальса же мы видим не только
живых людей, чувствующих себя свободно
и непринужденно, но и виртуозную группировку
их в сложнейшую композицию, не нарушающую,
однако, впечатления естественности и
свободы. Ни одна голова не похожа на другую,
не повторяется ни одно движение. В колористической
гамме выделяются мажорно звучащие пятна
чистого цвета — черные костюмы, белые
воротники, золотисто-желтые, голубые
и розовые офицерские перевязи; мазок
широкий, свободный, необычайно темпераментный,
но в то же время с безупречной точностью
передающий пластическую форму. В ином
плане решен несколько более поздний групповой
портрет регентов госпиталя св. Елизаветы
(1641; Гарлем), где бравурность портретов
стрелков сменилась сдержанностью и серьезностью,
подобающей данному виду группового портрета;
колорит выдержан здесь в строгой тональной
гамме с преобладанием черного, серого
и белого.
Министерство образования
и спорта Украины
Одесская Государственная
Академия Строительства и Архитектуры
Реферат
Голландский портретист Франс
Хальс
Подготовила: Студент группы ОМ205
Матвиенко Екатерина
Проверила: Доцент
Кубриш Наталья Романовна
Одесса 2012
Литература
1.Вена. Музей истории искусства
(подарочное издание)
2. Голландская живопись XVII-XVIII
веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель
п
|