Библия как литературный памятник

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 02:38, контрольная работа

Краткое описание

В течение длительного исторического периода, библейская символика и библейские ценности и образы закреплялись в сознании людей. Символические подтексты Библии способствовали формированию русской ментальности, под его воздействием образовывались такие понятия, как любовь, совесть, правда, милость.
Задачи нашей работы заключаются в том, чтобы показать непреходящее культурно-историческое значение Библии для человечества; причём, независимо от того, какую религию исповедуют люди или и вовсе являются атеистами.

Оглавление

Введение 2
История создания и художественные особенности 5
Заключение 17
Литературные источники 19

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Иисус появился в палестинских городах, в Иерусалиме как молодой  неизвестный учитель, который творил чудеса: воскрешал мертвых, исцелял  больных, а главное — проповедовал. И слова из его учения были необыкновенными. Потом его стали называть Христос. «Христос» — значит царь. Христиане ведут летосчисление со дня сотворения мира и от дня рождения Иисуса Христа, появления которого люди ждали тысячелетиями. Апостол Матвей был свидетелем многих чудес, сотворенных Спасителем, он проповедовал благую весть иудеям Палестины.  
Евангелист Марк проповедовал в Риме. Он был первым епископом Александрийской церкви и умер мученической смертью.  
Третий апостол Лука имел блестящее образование, был врачом. Верный спутник Павла, он написал свое Евангелие согласно проповеди своего учителя.  
Иоанн Богослов стал одним из любимых учеников Иисуса, наиболее приближенным к Господу.  
 
Рассмотрим основное содержание учения о Христе по Евангелию от Матфея

В главе V передано содержание знаменитой Нагорной проповеди  Христа , в которой сформулированы нравственные заповеди христиан.

 Первая – « блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5:3). « Нищие духом» - смиренные, которые осознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают о том, что они лучше или святее других.

Третья заповедь в Ветхом Завете была такая: « Око за око, зуб за зуб». Заповедь Христа имела принципиально иной смысл: « А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую. Четвертая старая заповедь гласила: « люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего»; Иисус же существенно ее корректирует: « А Я говорю, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:43,44). Какая заслуга говорит Христос любить любящих вас. Это не требует от человека никаких внутренних усилий. Но если любить «врага своего», это, значит, пересмотреть все свои установки, что требует нового самоощущения, нового миропонимания. Сила твоя- в тебе самом : самовоспитание , вечное восхождение к высотам духа , к любви, смирению и вере- вот путь настоящего христианина.

В Новом Завете некоторые заповеди Моисея получили новый смысл (« не противься злому», «любите врагов ваших»). Тем самым  христианство выходило за рамки иудейской  религии и отделяло себя от нее, при  этом обращаясь ко всему миру. В конце Евангелия Иисус посылал апостолов идти к людям и проповедовать всем народам: « Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа» (Матф.28:19).

До 150 года не существовало книг Нового завета как  цельного собрания со всеми теми текстами, каковые дошли до нас в составе канона.

С точки зрения структуры текста, книги Библии разделены  на главы и стихи. Деление Ветхого  Завета на стихи связано с тем, что на иврите они представляли собой  стихотворные тексты, и перевод пытается соответствовать древнему оригиналу. Книги Нового Завета были разделены на стихи лишь в ХVI в.

 Текст Библии  принадлежит к целому ряду  литературных жанров. Среди них  – исторические заметки, законы (гражданские, уголовные, этические,  ритуальные, гигиенические), религиозная поэзия, дидактические трактаты, лирика, притчи и аллегории, биографии, личная переписка, воспоминания и дневники – не говоря уж о чисто библейских жанрах пророчества и откровения. Написанная в таком огромном промежутке времени, разными людьми, разного сословия и образования, эта великая Книга, тем не менее представляет собой удивительно связанное, имеющее начало, развитие и описывающее конец , повествование. Все 77 книг Библии дополняют, поясняют или переходят друг в друга.

Каждая эпоха, каждый народ, человек вычитывают из «Книги книг» то, что соответствует их чаяниям, потребностям, уровню развития, степени веры. Уже более двух тысячелетий миллионы людей обращаются в Библии в дни страданий или радости, Библия - источник и подлинной нравственности , и познания мира, и самопознания. Нет такой области человеческого знания, такого понятия, которое бы, так или иначе, не затрагивалось в Библии.

«Пусть мир  прогрессирует и развивается, сколько  ему угодно, пусть все отрасли  человеческого исследования и знания раскрываются до высшей степени, ничто не может заменить Библию, оно - основа всякого образования и всякого развития!»- сказал Гете. Библия изобилует научно точными высказываниями и многочисленными свидетельствами реального сотворения.

Огромное влияние  Библия оказала на такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, поэзия и др.

Библейские  сюжеты послужили темой для бессмертных  творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Андрея Иванова «Сотворение  мира», Александр Иванов «Явление Христа народу» и другие.

Знаменитый  поэт Жуковский считал чтение и изучение Нового Завета «главным предметом жизни». Под влиянием чтения Евангелия сложилось и окрепло миросозерцание Ф.М. Достоевского. Мильтон писал: «Во всей светской литературе нет сокровища, сравнимого с Библией». В каждую эпоху Новый Завет обнаруживал скрытые и неистощимые импульсы к творчеству. Если первыми учениками Иисуса были простые галилеяне, то впоследствии перед Его крестом склонились величайшие умы всех народов. Его откровение озарило мысль Августина и Паскаля, любовь к нему возводила рукотворные утесы храмов, вдохновляла поэтов и ваятелей, вызывала к жизни могучие звуки симфоний и хоралов. На пороге третьего тысячелетия Евангелие, повествующее о Христе, переведено на полторы тысячи языков и расходится по миру, не уступая прославленным творениям человеческого гения. «И что это за книга, Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури с небес! ...Воистину это Слово Божие, тогда, как все другие книги мира выражают только свое человеческое искусство»,- сказал Генрих Гейне.

Библия включает большое количество древних сказок и мифов. Сюда должны быть отнесены и первые 11 глав книги Бытия, и  мифы о родоначальниках еврейского народа - "патриархах" Аврааме, Исааке, Иакове и его 12 сыновьях, и мифы о "законодателе" Моисее, пребывании евреев в Египте, в пустыне Синайской, и мифы о вторжении евреев в Палестину и многие другие

Для ученого-исследователя  эти мифы, как и любые древние  памятники истории человеческого общества, дают важные данные о связях евреев с окружающими народами. Ведь далеко не случайное обстоятельство, что космогония и антропогония евреев отчетливо восходят к халдейским мифам, сказания о потопе и столпотворении имеют корнем своим вавилонские литературные памятники и историю Мифы о патриархах рисуют картины быта древнего родового строя. Миф об убийстве Каином Авеля рисует с позиций кочевников-скотоводов возникновение конфликтов между скотоводами и земледельцами.

Библия вобрала  в себя целый ряд древних литературных памятников, являющихся национальным достоянием древнееврейского и некоторых других народов и общечеловеческим культурным наследием.

Сюда могут  быть отнесены романы об Аврааме, Иакове и его сыновьях, об Иосифе Прекрасном, о Самсоне Богатыре, новеллы о судье Иеффае и его дочери, о Товите, Иуди-фи, Руфи, Есфири, о Сусанне, поэма о смысле страдания - об Иове Многострадальном, поэма о любви, не боящейся трудностей, — Песнь Песней, множество песен и баллад исторических, героических, траурных, восхваляющих природу, как песня Де-воры, песня Давида на смерть Саула и его сыновей, 103-й псалом и другие. Сюда относятся дидактические афористические сборники типа Екклесиаста, Притчей, двух книг Премудрости и т. п... Сюда относится ряд басен-притчей и Нового и Ветхого заветов...

Библейские  темы постоянно «оживают» в мировой  литературе. Так, библейские легенды, сюжеты и мотивы, содержащие религиозно-общинные идеалы справедливости и равенства  людей, послужили неиссякаемым источником вдохновения для литературных трудов, связанных с народными движениями («Послания» Т. Мюнцера, песни таборитов, гуситов и др.), а позднее — гуманистического искусства эпохи Возрождения. Обращение к Библии в этом аспекте проявилось главным образом в европейских странах. Но и в странах мусульманского Востока библейские легенды и образы, вошедшие в Коран, получили распространение в художественной литературе (образы библейских патриархов, царей Давида, Соломона у Джами, Саади, аль-Маарри, Амира Хосрова; многочисленные варианты повести «Юсуф и Зулейха» и другие).

Средневековый религиозный театр впервые вывел  на подмостки мистерии, инсценированные  эпопеи — от изгнания Адама и Евы из рая до трагедии Христа.

В эпоху  Возрождения Библия служила источником многочисленных тем и сюжетов. Однако рост гуманизма все больше побуждал писателей обращаться к самой жизни, к земным отношениям людей, и эта реалистическая тенденция — не только в идейном содержании, но и в предмете изображения — постепенно вытесняла литературу на библейские темы, удельный вес которой становился все менее значительным.

Ренессанс и Реформация создали, по выражению  С.С. Аверинцева, более непринужденное отношение к священным текстам [Аверинцев 1983: 515], в том числе  и Библии. Продолжая оставаться священной  и вечной книгой книг, она стала по-новому, в том числе в чем-то по-светски, актуальной и интересной. Так, реалистическое мышление стимулировало поэтов, использующих библейские темы, к переосмыслению их, к возвеличению человека и его земной жизни. Уже в «Божественной комедии» Данте (1307 — 21) причудливо смешались образы религиозной мифологии христианства с персонажами античной истории и портретами современных политических деятелей. Образы Библии Данте ассоциировал с философскими, этическими и политическими проблемами своей эпохи.

В философской  трагедии И.В. Гете «Фауст» во 2-ом прологе  выступает традиционный библейский Бог, по велению которого душой героя-мыслителя  тщетно старается овладеть Мефистофель — олицетворение скепсиса и отрицания. В свое время Гете признавал: «…пролог моего Фауста имеет сходство с экспозицией Иова…» [Эккерман 1934: 264].

Воздействие Библии на христианскую культуру и  на английскую культуру и язык, в  частности, проявилось и в том, что  с ее страниц вошло в язык и  речь огромное количество выражений, пословиц и поговорок. Будучи гипертекстом мировой культуры и осуществляя постоянное формирующее воздействие на нее, а также духовность и менталитет человека, Библия не могла не оказать своего влияния на язык: посредством культурного воздействия на мировой социум Библия содействовала становлению, развитию и литературизации языка. Актуальность этой книги делает ее неиссякаемым источником пополнения и обогащения лексики. О том, насколько прочно укоренилась Библия в ткани языка, свидетельствует огромное количество библейских пословиц, поговорок, словосочетаний.

Христианство  стало второй (после буддизма) мировой  религией. Третья, самая молодая, мировая  религия - ислам, - не смотря на предельно  обострившееся в наши дни противостояние иудейскому и христианскому миру, в разное время и не без оснований воспринималась как одна из христианских сект или как основанная на заимствованиях религия. Не без оснований потому, что главная священная Книга мусульман, Коран, в значительной мере посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных, сюжетов и почти на четверть содержит сведения о жизни библейских пророков.

И, наконец, главное: культурно-историческая ценность Библии заключается, прежде всего, в ценности той доктрины, которую она проповедует. Библейское Слово "… провело раздел между духовным и временным и положило основу истинному либерализму и истинной цивилизации". Будучи высоким образцом культуры духовной, Библия удивительным образом влияла на развитие материальной культуры человечества.

Библия — это неисчерпаемый источник, который удовлетворяет духовную жажду человечества. В изречениях Христа, в книгах заветов собраны знания, которые касаются самых потаенных душевных глубин человека. В этом и состоит общечеловеческое значение и вечная ценность Библии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библия  является важнейшей и бесспорно  неотъемлемой частью культурной жизни  человечества, неизменно сопровождая  его на протяжении тысячелетий. Мировая  культура непрерывно обогащается и  одухотворяется бесценным библейским знанием и опытом (божественным, религиозным, этическим, эмоциональным, эстетическим и т.д.). Величайшая кладезь духовного наследия в любые времена оставалась и остается актуальной, даже во времена запретов и гонений.

Языковые трудности  и трудности в определении  литературного жанра не являются, разумеется, единственными препятствиями, с которыми сталкиваются исследователи Библии как исторического источника. Однако при всех сложностях, связанных с расшифровкой, чисто историческая ценность Библии огромна. Благодаря своей подлинности, Библия является единственным в своем роде документом, который дает нам убедительное представление о том времени. Как никакой другой памятник, умеет она извлекать из глубины веков мельчайшие детали человеческой жизни и великие события целых государств и народов, величие и низость владык и бездомных, примеры святости и злодеяний. 
          Анализ Библии как исторического источника не даст нам представления о ее действительном содержании. Библия не была написана для того, чтобы свидетельствовать о давних временах. Библия - произведение религиозное. Все научные исследования, посвященные Библии, можно рассматривать лишь как подготовку к углублению в религиозное содержание, которое в ней заключено. Тот, кто хотел бы видеть в Библии исключительно исторический памятник, неверно понимает ее сущность и подлинный замысел ее творцов.

О Библии как  о памятнике истории и культуры, в сущности, говорить нельзя. Памятник - это "сохранившийся предмет культурного  прошлого", а Библия - вероисповедная основа живых религий.

Памятником  письменности Библия может быть только для атеистов.

Информация о работе Библия как литературный памятник