Библиотеки и судьбы (на примере Геннадия Васильевича Юдина)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:36, реферат

Краткое описание

Появление частной библиотеки купца Юдина было уникальным событием в истории нашего города. Геннадий Васильевич был человеком необыкновенным, высокообразованным. Крупный золотопромышленник и виноторговец, он свое состояние тратил на книги, занимался благотворительностью. Основную часть личного капитала расходовал на приобретение книг и рукописей. Библиотека Г.В. Юдина в Красноярске становится одним из крупнейших частных собраний книг.

Оглавление

Введение
1.Появления частных коллекций и первых библиотек.
2.Биография.
3.Библиотеки Юдина.

Файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 638.00 Кб (Скачать)

   Первое, что нужно здесь отметить, это  то, что не все из 74 книг данного  отдела когда-то принадлежали Г. В. Юдину. Никак не могла находиться в его библиотеке, например, книга О. Б. Фельцмана «Нервные дети», изданная в 1916 г., то есть уже после смерти Юдина, хотя на ней так же, как и на всех остальных экземплярах, стоит штамп «Юдин». Это книга его наследников. О принадлежности им еще трех книг свидетельствуют автографы детей «М. Юдиной», «Леонид Юдин» и штампы «Леонид Геннадиевич Юдин», «Леонида Юдина» [23].

   Хронологически  большинство книг этого отдела (свыше 50 экземпляров, то есть 70%) относится к последним двум десятилетиям прошлого века и началу нынешнего. Книг второй четверти XIX столетия – 6 экземпляров, а напечатанных в последующие, 60-е и 70-е годы, – 13. И всего одна книга гражданской печати XVIII в. Она принадлежит перу М. И. Прокудина-Горского, лейб-гвардии прапорщика в отставке, автора повести «Валерия» и ряда комедий, сочиненных им в 70–80-х годах XVIII в. [24].

   Небольшая карманного формата книжечка в полукожаном  переплете, все страницы которой обрамлены изящными рамками из наборных украшений, называется «Уединенное размышление деревенского жителя» [25]. Изданная в 1770 г., она являет собой произведение нравоучительного содержания, в котором автор излагает мысли о воспитании, благонравии, дружбе, добродетели и прочих понятиях. Можно было бы и не задерживать особого внимания на этой книге, если бы не два обстоятельства, делающих ее довольно любопытной. Ее первой отличительной особенностью является то, что в начале книги вклеен лист, на обеих страницах которого за подписью Вас. Котельникова типографским шрифтом напечатаны четыре четверостишия под заглавием «Эпитафия любезной моей тетушке Марии Ивановне Хряшевой». Как удалось выяснить, эта эпитафия была опубликована в качестве прибавления к 96-му номеру газеты «Московские ведомости» за 1796 г. [26]. Сразу же за эпитафией следуют три вплетенных листа, на которых без указания автора переписано стихотворение Г. Р. Державина «Вельможа» (в книге – «Велможа»). Текст всей оды не поместился в начале, и с 15-й строфы стихотворение продолжено на трех вплетенных листах в конце книги. Обличительное по своему содержанию, оно является, несомненно, одной из лучших од Г. Р. Державина. Однако в рукописном варианте имеются некоторые расхождения с принятым сейчас за эталон текстом [27]. В качестве примера можно привести строфу со стихами, ставшими крылатыми: «Осел останется ослом...», где имеется шесть разночтений (в тексте они подчеркнуты).

           Осел  пребудет век ослом

           Хотя  осыпан он звездами

           Где должно действовать умом

           Он  только хлопает ушами,

           О! тщетно щастие Рука,

           Против  собственного чина

           Безумца рядит в господина

           Или в шумиху дурака. 

   Ода, написанная Державиным в 1794 г. ( мы не рассматриваем  здесь ее первоначальный вариант «На знатность», 1774 г.), была опубликована в издании сочинений Державина 1798 г. [28], которое вызвало недовольство автора, так как было напечатано «... с такими неисправностями, что вовсе бы лучше не издавать» [29]. Мы не располагали возможностью сверить рукописный текст с текстом, напечатанным в издании 1798 г., но, очевидно, переписано оно еще до своей первой публикации. Во-первых, бумагу вплетенных листов по полусрезанным филиграням РФ//СЯ можно датировать 1783–1784 гг. [30]. Во-вторых, лист с текстом эпитафии по логике, скорее всего, мог быть вклеен в книгу не позднее 1796 г., когда стихотворение было уже переписано. Но, как бы там ни было, в книге находится прижизненный список прославленной оды Державина. Остается добавить, что некогда этот интересный экземпляр принадлежал двум владельцам, автографы которых имеются на нем, – Петру Малышеву и Алексею Дружинину. Как экземпляр попал в библиотеку Г. В. Юдина, сейчас уже сказать трудно.

   В анализируемом отделе Юдинского  собрания есть и запрещенные царской  цензурой издания. На первый взгляд, ни за что не отнесешь к ним два тома в великолепных полукожаных переплетах фабрики Н. В. Гаевского с золотым обрезом и форзацами, отливающими глянцевой пестротой, Это книга русского социолога и философа-позитивиста Е. В. Де-Роберти (1843–1915) «Прошедшее философии», выпущенная в Москве в 2-х томах в 1886 г. За сочувствие автора материализму издание было внесено в каталоги книг, запрещенных для публичных библиотек [31]. Возможно, весь тираж был пронумерован: на экземплярах Г. В. Юдина рядом с указанием тома карандашом проставлены номера: Т. 1 (305), Т. 2 (329). Первоначально оба тома принадлежали некоему Казину. Вероятно, на корешке вытиснен его суперэкслибрис в виде инициала «К». Кроме того, в I томе мы находим оттиск штампа «Библиотека Пестовской» и два экслибриса известного антиквара В. И. Клочкова (1861–1915), от которого и попали оба тома к Юдину.

   Еще одно запрещенное издание – книга «Эволюция морали» французского буржуазного этнографа, философа и социолога Шарля Летурно (1831–1902). Это издание К. Т. Солдатенкова, напечатанное в 1889 г. в Москве тиражом 1200 экземпляров и запрещенное «вследствие материалистических тенденций, порицания взгляда на брак, как таинство, и возбуждения рабочих классов к борьбе против существующего экономического порядка» [32].

   У Г. В. Юдина оказался один из 26 уцелевших  после уничтожения экземпляров  с до сих пор еще не разрезанными листами.

   Без указания автора вышел в Петербурге в 1875 г. 1 выпуск книги «Опыт истории мысли» П. Л. Лаврова (1832–1900), теоретика русского революционного народничества, философа, публициста и социолога. Первый выпуск оказался и последним из задуманных десяти, так как он был запрещен для публичных библиотек [33]. Благодаря Г. В. Юдину экземпляром этого редкого издания располагают сейчас фонды Красноярской краевой научной библиотеки им. В. И. Ленина. Ему же обязаны красноярцы тем, что имеют сейчас возможность увидеть и перелистать книги из уникальной библиотеки П. А. Ефремова (1830–1907), русского библиографа, библиофила, редактора и издателя сочинений многих классиков русской литературы. На книжной полке взгляд безошибочно отыскивает эти книги в добротных переплетах с суперэкслибрисом «П.Е.» на корешке. Неизменно в верхнем левом углу внутренней стороны верхней крышки переплета наклеен простой шрифтовой экслибрис светло-зеленого цвета «Из книг П. А. Ефремова». По свидетельству современников, «его громадная библиотека особенно отличалась необычайным богатством и умелым подбором книг и статей по русской литературе...» [34], но были в ней издания и самого разнообразного содержания. Из рассматриваемого раздела Юдинского собрания экслибрис П. А. Ефремова встречается на четырех книгах. Это «Афинская игемония»  М. Стасюлевича, изданная в Петербурге в 1849 г., двухтомная книга Пьера Кабаниса (1757–1808) «Отношения между физической и нравственною природою человека» (Спб., 1865–1866), «Этика» Б. Спинозы – объемистый том великолепной сохранности с фронтисписом, изображающим автора (Спб., 1886). И наконец, четвертая книга – это один из знаменитых «ефремовских конволютов». На корешке его вытиснено: «Спиноза». Конволют включает двенадцать аллигатов, пронумерованных самим П. А. Ефремовым. Здесь не только отдельно изданные труды таких авторов, как А. Введенский, С. Ковнер, К. И. Ярош [35], посвященные жизни и философским воззрениям Спинозы, но и статьи этой тематики из журналов «Отечественные записки», «Время», «Вопросы философии и психологии», «Северный вестник», «Русская мысль», «Журнал Министерства народного просвещения». Есть вплетенные и вклеенные вырезки из газеты «Новости» с пометами владельца, для которого библиотека была прежде всего творческой лабораторией, вспомогательным средством для научных исследований.

   Часть изданий из библиотеки П. А. Ефремова попала к Г. В. Юдину от В. И. Клочкова. У Юдина была привычка проставлять  карандашом дату в конце книги. Скорее всего это дата приобретения или поступления произведения печати. В таком случае книги П. А. Ефремова попали к Г. В. Юдину в конце 1908 г.

   Таковы, на наш взгляд, наиболее интересные экземпляры книг в разделе «Философия. Психология. Логика» Юдинского собрания. Работа по изучению и описанию коллекции продолжается. 

   Примечания

 

   * Названия местных органов ВЧК  и ГПУ при НКВД РСФСР на  транспорте. 

   1. Бабин А. Библиотека Геннадия  Васильевича Юдина в Красноярске.  Вашингтон, 1905. 40 с.; Преображенский  А. А. Из истории библиотеки  Г. В. Юдина в Красноярске  // Вопросы истории Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1961. С. 221–232; Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. М., 1983. С. 339–347.; Утков В. Судьба одного книгохранилища // Москва. 1957. № 6. С. 181–184.

   2. Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы  о книгах. М., 1983. С. 274–275.

   3. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 13, л. 10.

   4. ГАКК, ф. 93, оп. 1, д. 44, л. 65.

   5. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 28 «А», л. 21.

   6. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 1, л. 8.

   7. ГААК, ф. 795, оп. 1, д. 39, л. 56.

   8. Полгода Советской власти в  Енисейской губернии. Красноярск, 1920. С. 165.

   9. ГАКК, ф. 63, оп. 1, д. 20, л. 49.

   10. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 13, л. 10.

   11. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 13, л. 27.

   12. Русские книги /Ред. Венгерова  С. А.; Изд, Юдина Г. В. Спб., 1897–1899, т. 1-3; Материалы для истории города Чухломы и рода костромичей Июдиных (1613–1895) / Собр. и изд. Юдин Г. В. Красноярск, 1902. Т. 1-2; ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 20, л. 85.

   13. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 24, л. 16.

   14. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 13, л. 10.

   15. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 13, л. 26.

   16. ГАКК, ф. 63, оп. 1, д. 20, л. 10 (об.).

   17. ГАКК, ф. 63, оп. 1, д. 20, л. 44.

   18. Два начальных тома этого инвентаря  хранятся сейчас в краевой  библиотеке. В них учтены книги с № 1 по № 3290.

   19. ГАКК, ф. 63, оп. 1, д. 20, л. 45 (об.).

   20. ГАКК, ф. 795, оп. 1, д. 39, л. 64.

   21. Соколов, Савин. В подвалах  музея и Покровской церкви // Краснояр. рабочий. 1935. 3 авг.

   22. Шиндина А. Б. Возвращение домой  // Библиотекарь. 1987. № 10. С. 28–29.

   23. Предсказание о падении Турецкого  царства аравийским звездословом  Муста-Эддыном. [1-я треть XIX в.] Экз. дефектный, выходные данные утрачены. 34 с.; Циген Т. Физиологическая психология в 14 лекциях. Спб., 1893. [4], 190, [2] с.: ил.; Шиль И. Метод индуктивного исследования природы в сжатом изложении главным образом по Джону Стюарту Миллю. Спб., 1866. – XXI, [3], 294 [2] с.

   24. Сводный каталог русской книги  гражданской печати XVIII века. 1725–1800. М., 1964. Т. 2. С. 480–481; Евгений. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России. М., 1845. Т. 2. С. 138.

   25. Сводный каталог... Т. 2. № 5715

   26. Сводный каталог... Т. 4. №  44.

   27. Державин Г. Р. Стихотворения.  Л., 1957. С. 211–216, 412.

   28. Объяснения на сочинения Державина  им самим диктованные родной  его племяннице Елизавете Николаевне Львовой в 1809 году. Спб., 1834. Ч. 1. С. 32.

   29. Державин Г. Р. Сочинения Державина  с объяснительными примечаниями  Грота Я. Спб., 1864. Т. 1. С. XIX.

   30. Клепиков С. А. Филиграни на  бумаге русского производства  XVIII – начала XIX века. М., 1978. С. 44. № 698–699.

   3 1. Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века: Книги и период. изд. М., 1981. Ч. 1. С. 92. № 501.

   32. Там же. С. 168. № 974.

   33. Там же. С. 155. № 892.

   34. Виноградов С. П. П. А. Ефремов  как собиратель // Памяти Петра  Александровича Ефремова. М., 1908. С. 23.

   35. Введенский А. Об атеизме в  философии Спинозы. М., 1897. [2], 28 с.; Ковнер С. Спиноза, его жизнь и сочинения. Киев, 1863. [2], 88, [1] с.; Спиноза Б. Трактат об усовершенствовании разума. Одесса, 1893. XX, [2], 62, [2], с.; Ярош К. Н, Спиноза и его учение праве. Харьков, 1877. [2], 152 с. 

   Шиндина, А. Б. Из истории собрания Г. В. Юдина  Красноярской краевой библиотеки / А. Б. Шиндина // Русская книга в дореволюционной Сибири. – Новосибирск, 1988. – С. 3-16.

   А. Шиндина

   ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

 

   90 лет назад в бывшей Енисейской  губернии Владимир Ильич Ленин  начал отбывать сибирскую ссылку. Здесь было создано свыше тридцати произведений, в их числе «Проект программы нашей партии», «Протест российских социал-демократов», «От какого наследства мы отказываемся?». Здесь же был завершен труд «Развитие капитализма в России». Работая над ним, В. И. Ленин активно пользовался библиотекой известного сибирского библиофила купца Г. В. Юдина. Об этой уникальной коллекции и пойдет речь.

Информация о работе Библиотеки и судьбы (на примере Геннадия Васильевича Юдина)